Под тревожностью в психологии понимают склонность человека переживать тревогу, т. е. эмоциональное состояние, возникающее в ситуациях неопределенной опасности и проявляющееся в ожидании неблагополучного развития событий одного из механизмов развития невроза, так как способствует углублению личностных противоречий (например, между высоким уровнем притязаний и низкой самооценкой).
По мнению Р.С. Немова, тревожность определяется, как свойство человека приходить в состояние повышенного беспокойства, испытывать страх и тревогу в специфических социальных ситуациях [4].
Известный психолог 3. Фрейд впервые выделил и акцентировал состояние беспокойства, тревоги. Он охарактеризовал данное состояние как эмоциональное, включающее в себя переживание ожидания и неопределенности, чувство беспомощности [6].
В основном педагогами-психологами принято классифицировать тревожность на два основных вида. Первый из них, это так называемая, ситуативная тревожность, то есть порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникнуть у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только, является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует безалаберность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции.
Личностная тревожность не обязательно проявляется непосредственно в поведении, она имеет выражение субъективного неблагополучия личности, создающего специфический фон ее жизнедеятельности, угнетающий психику. В этом случае существуют основные негативные стороны высокого уровня личностной тревожности: склонность воспринимать окружающий мир как заключающий в себе угрозу и опасность; угроза психическому здоровью личности и способствует развитию предневротических состояний; сказывается на устойчивости поведения и проявлении навыков его самоконтроля.
В большинстве работ, рассматривающих возникновение и развитие тревожности, осуществляется психодинамический подход. Разделяющие его авторы считают, что уже в дошкольном возрасте четко проявляются индивидуальные особенности высшей нервной деятельности ребенка, в основе которых лежат свойства нервных процессов возбуждения и торможения и их различных сочетаний. Свойства нервной системы (сила, подвижность, уравновешенность) достаточно четко проявляются во внешнем поведении. Школьники с сильной нервной системой могут долго работать или играть, у них, как правило, высокий эмоциональный тонус, устойчивое в пределах возрастных возможностей внимание, хорошая способность ориентироваться в непривычной ситуации. Эти учащиеся могут сравнительно быстро переключаться на новый вид деятельности, у них высокий темп и интенсивность работы. Младшие школьники с задержкой психического развития со слабой нервной системой вялы, замедленны во всех действиях, они медленно включаются в работу, долго переключаются и восстанавливаются. Работают медленно, зато очень быстро отвлекаются. Темп и интенсивность деятельности – низкие [5].
Взгляд исследователей един в оценке негативного влияния высокого уровня тревожности, отмечая увеличение количества тревожных детей, отличающихся неуверенностью, повышенным беспокойством, эмоциональной неустойчивостью. Среди множества внешних факторов, влияющих на развитие тревожности младших школьников, называют несколько основных: условия воспитания в семье, школьная успеваемость, взаимоотношения со сверстниками и учителями. Основными причинами тревожности младших школьников являются: постоянное переживание неуверенности, неопределенности, двойственности, незащищенность, беспомощность, низкая самооценка и отсутствие опоры в близком окружении. Генетические и природные факторы формирования тревожности трудно поддаются коррекции, но для коррекции социальных факторов возможно создать соответствующие условия, способствующие преодолению развития высокого уровня тревожности у детей.
Комплексная работа несет за собой целенаправленное совместное влияние на различные аспекты развития ребенка. Именно поэтому должны проводиться коррекционные мероприятия, усилия которых сконцентрированы на удалении или сглаживании дефектов и развитии интеллектуальной деятельности, эмоциональной сферы, физических и моторно-двигательных навыков, поведения и личностной сферы ребенка в целом [3].
В рамках школьного режима ребенок с задержкой психического развития впервые четко открывает для себя несостоятельность, проявляющуюся, в первую очередь, в неуспеваемости. Как правило, это может привести к двум исходам. Первый исход – это возникновение чувства неполноценности и дефективности, второй ‒ попытки личностной компенсации в какой-либо другой сфере. Такие попытки не всегда несут за собой положительную сторону, иногда они проявляются в различных нарушениях поведения [2].
Под воздействием ситуаций неуспеха у обучающегося с задержкой психического развития стремительно возрастает негативное отношение к учебной деятельности. Для того, чтобы это избежать, к каждому ребенку необходимо осуществлять индивидуальный подход. Обязательно от классного руководителя и других педагогов требуется всячески подкреплять имеющееся у обучающегося в начале обучения положительное отношение к школе. При любых обстоятельствах педагог должен оставаться толерантным, доброжелательным, уравновешенным. Положительные качества личности педагога способны создать специфическую оздоравливающую микросоциальную среды, в которой развивается, воспитывается и обучается ребенок. Также в значительной мере от выдержки и терпения педагога, от его педагогического мастерства, от умения похвалить и поддержать ученика зависит формирование эмоциональной сферы ребенка [2].
Коллектив, в котором проходит обучение ребенок, оказывает огромное влияние на развитие его личности, эмоций и чувств. Именно в коллективе, во взаимодействии с окружающими людьми обучающийся получает незаменимый социальный опыт, благодаря чему возникают и складываются высшие психические функции, такие как память, мышление, речь, эмоции. В коллективе также создаются личные отношения между детьми, которые оказывают влияние на эмоциональную сферу ребенка. Грамотное построение коррекции личностных отношений в классном коллективе содействует развитию и формированию положительных эмоций, а в будущем таких социальных чувств, как чувство собственного достоинства, гордости, доброжелательности, сплоченности, дружбы и взаимопомощи [3].
Для формирования у обучающихся с задержкой психического развития положительных мотивов поведения и деятельности необходимо включать их в такие виды деятельности, где воспитываемое качество должно крепко усвоиться в виде привычки поведения, развивать у детей понимание важности результата деятельности; принимать во внимание положение ребенка в системе межличностных отношений.
В систему коррекционных мероприятий по снижению и преодолению школьной тревожности с обучающимися с задержкой психического развития входит три направления:
- Повышение самооценки.
- Обучение ребенка навыкам управления собой в определенных ситуациях, которые в наибольшей степени способны вызвать волнение.
- Снятие мышечного напряжения [3].
Также можно выделить большое количество приемов и методов по снижению повышенного уровня личностной тревожности у детей младшего школьного возраста с задержкой психического развития. В их число входят: арт-терапия, сказкотерапия, игротерапия, дыхательная гимнастика, релаксация и т.д.