Главная
АИ #18 (148)
Статьи журнала АИ #18 (148)
Формирование интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста как условие ...

Формирование интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста как условие развития творческих способностей дошкольников

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

лепка
искусство
развитие интереса
развитие творческих способностей
творческая деятельность
личность ребенка
младший дошкольный возраст
результат деятельности

Аннотация статьи

В статье даны определения понятиям интерес, лепка. Выделены особенности формирования интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста. Проанализировано значение лепки для обучения, развития и воспитания ребенка, а также обозначены условия развития творческих способностей дошкольников. Рассмотрены побудительные факторы привлечения внимания, интереса детей к такому продуктивному виду деятельности, как лепке, направленные на гармоничное развитие личности ребенка. В результате выявлено, лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста. Она способствует развитию творческих способностей дошкольников, зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для ребёнка.

Текст статьи

Значение лепки для обучения и воспитания детей дошкольного возраста трудно переоценить. Н. Б. Халезова отмечает: «Во время работы с глиной ребенок получает эстетическое наслаждение от ее пластичности, объемности, от форм, которые получаются в процессе лепки. Одновременно ребенок осознает различные свойства глины и пластилина, знакомится с объемной формой, строением и пропорциями предметов, у него развивается точность движений рук и глазомер, формируются конструктивные способности. Если этот вид деятельности правильно поставлен, то лепка может стать любимым занятием детей» [8, с.25].

Но овладение лепкой невозможно без развития интереса к этому виду продуктивной деятельности. Э. А. Баранова подчеркивает, что «если дети оценивают предлагаемое им содержание как «неинтересное», то оно полностью исключается из области детской деятельности, поскольку становится неважным, незначимым для них» [1, с.24]. Неслучайно и сам термин «интерес» происходит от латинского слова intersum, что значит «имеет значение, важно».

Таким образом, развитие целенаправленного, устойчивого интереса к лепке, к ее результату, является одной из основных задач педагога в работе с младшими дошкольниками. Каждому воспитателю необходимо знать моменты, являющиеся первыми побудительными факторами привлечения внимания, интереса детей к лепке. Одним из таких факторов может быть новый изобразительный материал, появившейся в группе (глина, тесто, скалка, формочки для печенья и т. д.). Ребенку обязательно захочется поэкспериментировать с необычными предметами. Бывает, что толчком к проявлению интереса к лепке служит наблюдение за теми, кто занимается лепкой. Процесс создания взрослыми ярких образов производит неизгладимое впечатление на детей. Здесь важно соблюсти принцип доступности, чтобы ребенок не испытал чувство разочарования. Для этого можно показать отпечатки различных предметов на тесте (пластилине, глине) или воспользоваться формочками для печенья. Нередко желанию лепить служит глубокое эмоциональное переживание малыша при восприятии красивой яркой игрушки или картинки. Создавая затем поделку, ребенок переживает тот эмоциональный подъем, который присутствовал во время наблюдения.

Лепка у младших дошкольников тесно связана с игрой, поэтому главной побудительной силой является создание игровой мотивации. Дети с удовольствием займутся лепкой, чтобы «накормить» зайчика или «спасти» котенка. Задача педагога при этом – помочь ребенку осознать ценность результатов своей деятельности. Нельзя забывать и о совершенствовании ручной умелости малышей. Овладение техникой лепки способствует достижению цели и получению результата деятельности, что приводит к удовлетворению, которое получают дети от лепки, а значит и развивается интерес младших дошкольников к лепке.

Таким образом, развивая интерес к лепке, мы содействуем гармоничному развитию личности ребенка, помогаем создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечиваем развитие у детей способностей к эстетической деятельности.

Дошкольный возраст, по мнению А.А. Волковой, является основополагающим для развития творческих способностей, и существует множество продуктивных видов деятельности, которые направлены на их развитие, и одной из них является лепка из глины. В наше время лепка из глины не менее востребована, и на занятиях по творческому воспитанию педагоги часто прибегают к использованию лепки для развития творческих способностей детей [2, с.18].

Лепка – это художественно-творческая деятельность. Основная задача ее заключается в том, чтобы развить эстетические чувства, эстетические представления, эстетические взгляды на мир, научить детей создавать своими руками предметы, игрушки из глины, пластилина или слоеного теста, предоставить детям возможность познать радость созидания, радость творчества, получить удовлетворение от творческой деятельности [5, с.143]. Для ребенка, который воспитывается под влиянием изобразительного искусства, мир становится многозначным, многообразным, многоцветным, добрым и прекрасным, а сам ребенок – здоровым и успешным. Значение лепки для развития ребенка огромно. Это – искусство детей – очень живое, непосредственное, с реалистическим или экспрессивным отношением к действительности. По мнению Г.Г. Григорьевой, искусство это очень осязаемо. Лепные фигурки как настоящие. Их можно трогать, рассматривать со всех сторон, быстро изменять по своему желанию. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение [3, с. 74]. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах. Так рождается особый мир – маленький, игрушечный, но как настоящий.

В лепке, как и в любой творческой деятельности, указывает Р. Каюмова, ярко выражена направленность на конечный результат. Лепка содействует гармоничному развитию личности ребенка, помогает создавать обстановку эмоционального благополучия, обеспечивать развитие у детей способностей к эстетической деятельности [9, с. 18]. Современные исследования и передовой опыт в области развития изобразительной деятельности (О.В. Корчинова и др.) свидетельствуют, что процесс обучения не только должен иметь целью развитие творчества детей, но и сам носить творческий характер. Ее цель – развитие художественно-творческих художественных способностей детей. При обучении лепке важно пробудить в ребенке умение ставить себе идеальную конечную цель [10, с. 25].

По мнению И.А. Лыковой, большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в художественной деятельности дошкольников. Главная ценность ребенка заключается не в знании, которое он приобретает, а в той уникальности, которую он воплощает. Развитие индивидуальности каждого ребенка, независимо от художественных способностей, есть главный путь развития творчества [6, с. 102]. Учитывая индивидуальные различия, создавая благоприятные условия для развития, педагог создает условия для развития творчества всех детей без исключения.

Е.Е. Петровская указывает, что в младшем дошкольном возрасте воспитатели мало внимания обращают на развитие художественного творчества, поэтому работы детей часто однообразны по содержанию и способам выполнения. Причина этого состоит в том, что педагог в основном использует показ образца и приёмов изображения, тем самым лишает детей самостоятельности при выборе материалов, средств выразительности, которые у каждого ребёнка могут быть разными [11, с. 69]. Особенно ярко такая тенденция проявляется при анализе детьми результатов своего творчества. Они затрудняются в характеристике выразительно-изобразительных средств, с помощью которых создан образ в рисунке, лепке.

Эстетические оценки детей, по мнению Н.А. Ветлугиной, очень элементарны: «красиво – некрасиво», «нравится – не нравится» [4, с. 54]. Однако некоторые отмечают сочетания красок, линий, форм, выделяют рисунки, лепку, в которых их привлекает сюжет, изображение природы, мир животных, сказочные образы. Одним из показателей творчества, как указывает К.К. Соколова, является оригинальность, новизна передачи характерных черт в облике изображаемого персонажа [7, с. 22]. В лепке у детей младшего дошкольного возраста возможны такие творческие проявления благодаря их любознательности, интересу ко всему новому, необычному. В основе педагогического руководства процессом художественной деятельности должны быть личностно-ориентированный подход воспитателя к каждому ребёнку, использование методов и приёмов развивающего обучения, взаимосвязь обучения и творчества, интеграция видов изобразительной деятельности с учётом специфики каждого вида.

Можно сделать вывод, что процесс лепки в младшем дошкольном возрасте приобретает более самостоятельный характер, что способствует развитию интереса ребенка к лепке. Основой для этого служит методически грамотно организованная деятельность воспитателя, а также субъективный опыт младшего дошкольника во взаимодействии с окружающим миром, его психологическое и физиологическое развитие. Наиболее ярко это проявляется в создании игровых упражнений, где происходит взаимодействие ребенка с другими участниками воспитания.

Таким образом, лепка имеет большое значение для обучения и воспитания детей младшего дошкольного возраста. Необходимо целенаправленно развивать интерес к лепке, так как она благотворно влияет на всестороннее развитие ребёнка. Она способствует развитию творческих способностей дошкольников, зрительного восприятия, памяти, образного мышления, привитию ручных умений и навыков, необходимых для ребёнка. Лепка, так же как и другие виды изобразительной деятельности формирует, эстетические вкусы, развивает чувство прекрасного, умение понимать прекрасное во всем его многообразии.

Список литературы

  1. Баранова, Э.А. Диагностика познавательного интереса у младших школьников и дошкольников [Текст] / Э.А. Баранова. – СПб.: Речь, 2005. –128 с.
  2. Волкова А.А. Лепка во второй младшей группе // Дошкольное воспитание. – 2010. – № 8. – С. 15–24.
  3. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности: Учебное пособие. – М.: Академия, 1999. С 48-51.
  4. Годовикова Д.Б. Формирование познавательной активности // Дошкольное воспитание. – 2012. – № 1. – С. 28–32.
  5. В. Б. Косминская Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических институтов - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1985. - 255 с.
  6. Лыкова И. А. Лепим, фантазируем, играем. – М.: Карапуз, 2004.
  7. Прядехо А.Н. К вопросу о развитии интереса // Вопросы психологии. – 2011. – № 4. – С. 25–35.
  8. Халезова Н.Б. Лепка в детском саду [Текст]: кн. для воспитателя дет. сада / Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1986. - 144 с.
  9. Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. – М.: Педагогика, 1971. – 352с.
  10.  Юрчик Р.О. Методика обучения дошкольников декоративной лепке // Детский сад от А до Я. – 2011. – № 4. – С. 52–56.
  11. Лепка в ДОУ. Материалы и оборудование. Виды и способы лепки. // [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://infourok.ru/lepka-v-dou-materiali-i-oborudovanie-vidi-i-sposobi-lepki-3418310.htm

Поделиться

1603

Киракосян К. Э., Кулик Е. О. Формирование интереса к лепке у детей младшего дошкольного возраста как условие развития творческих способностей дошкольников // Актуальные исследования. 2023. №18 (148). Ч.II.С. 74-77. URL: https://apni.ru/article/6127-formirovanie-interesa-k-lepke-u-detej-mladshe

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января