В современном обществе люди практически не интересуются традиционным искусством, а особенно предметами искусства, которые расположены в городах, в которых мы проживаем на данный момент. Таким образом, мы упускаем очень много информации, которая касается не только истории в целом, но и истории конкретного региона. Конечно, большие города и их достопримечательности у всех «на слуху», но ведь в менее известных населенных пунктах, произведений искусства тоже много и о них интересно узнать. Так мне бы хотелось рассказать об особенностях монументального искусства, а именно о памятнике В.И. Ленина.
Центральная площадь Минусинска за свою полуторавековую историю имела несколько названий – Торговая, Новая Базарная, Базарная, Субботняя Базарная, Советская, площадь имени Щетинкина, сквер им. Щетинкина, площадь имени Ленина.
В 1938 г. на площади был установлен памятник В.И. Ленину. К середине 1980-х годов возникла необходимость замены памятника по причине его ветхости. Так 3 октября 1986 г. «в связи с установкой памятника Ленину в сквере им. П.Е. Щетинкина, исполком горсовета решил: «Сквер им. Щетинкина именовать площадью имени Ленина.
Памятник Ленину был открыт 29 апреля 1987 г. Памятник выполнен в традициях монументального искусства. Пятиметровая бронзовая фигура вождя размещена на постаменте, облицованном плитами красновато-розового гранита. На фасаде пьедестала – многоплановый горельеф. Бронзовая рельефная композиция отражает один из важнейших моментов в истории сибирской ссылки – совещание 17 ссыльных марксистов в с. Ермаковское в 1899 году, на котором был принят первый коллективный документ революционных марксистов – «Протест российских социал-демократов».
По задумке авторов памятника скульптора Христофор Багдасарович Геворкяна и архитектора Л.Г. Голубовского: «подиум предусматривает медленный, торжественный подход к фигуре вождя». Крайне редко памятник Ленину в зимнюю одежду одевают и особенно в шапку-ушанку. Чем руководствовался скульптор Х. Геворкян, одевая вождя в тёплые одежды и шапку, вот это и интересно. Может, что Сибирь? Здесь, похоже, хотели подчеркнуть, что Ленин в ссылке в Шушенском жил холодной зимой. Но во время ссылки он был намного моложе, чем изображен на памятнике Ему было всего 27 лет, когда в 1897 году прибыл в Шушенское, пробыл в ссылке три года и вернулся в столицу.
Примечателен памятник В. И. Ленину в Минусинске тем, что это один из трех памятников в России (два других расположены в г. Бийске Алтайского края, г. Рыбинске Ярославской), на котором вождь мирового пролетариата изображен в шапке-ушанке.
Памятник Ленину, который стоит напротив здания Восточного суда, создал скульптор Христофор Геворкян, отливали бронзового Ленина в Минске. При транспортировке, фигуру перевозили в вагоне по железной дороге. Когда памятник доставили в Бийск, оказалось, что на одной ноге Ленина образовалась трещина. Это был буквально политический скандал. Но на предприятии оборонного производства, эту трещину ювелирно заделали. Открыт 4 ноября 1983 года. Интересно, как интерпретируют такой «зимний» образ жители города. У горожан даже появилась своя примета: «В каком районе Бийска холоднее – в Восточном или Приобском? В Восточном, там даже Ленин в шапке».
В ноябре 1957г, в честь 40-летия Октябрьской революции, на Красной площади в Рыбинске устанавливают бронзовый памятник вождю пролетариата. Было в этом памятнике одно «но». Скульптор Хасбулат Нурбекович Аскар-Сарыджа «одел» В.И. Ленина в зимнее пальто с каракулевым воротником и в шапку-ушанку. Причём, фасон шапки был в стиле 50-х гг., такую В.И. Ленин при жизни и носить не мог! На передней части постамента расположена мраморная табличка с текстом: «Владимир Ильич Ульянов Ленин Вождь мирового пролетариата. Пусть господствующие классы содрогаются перед коммунистической революцией!»
Если сравнить три «зимних образа» В.И. Ленина, то можно сделать следующие выводы:
- Изучение монументальной скульптуры очень важная составляющая, не только в расширении собственного кругозора, но и для понимания значимости искусства в пространстве города и в культурной среде в целом.
- Ленин представляет собою нелегкую задачу для скульптурной работы. Скульптура всегда статична, передает «застывшее мгновение», а лицо Ленина одно из характерно-динамических лиц, вся «правда» которого – в мимике, в движении бровей, в улыбке, в блеске глаз, в повороте головы, его фигуре, пластики его тела. Скульпторам удалось передать в своих произведениях твердый характер В.И. Ленина с помощью того, что для создания скульптуры используется бронза, которая дает возможность большой детализации и допускает резкое разделение света и тени.
- В какую бы форму ни выливались замыслы художников, необходимо считаться с той обстановкой, в которой будет стоять памятник. При включении памятника в ту или другую среду всегда возникает вопрос, сочетаются ли ассоциации, вызываемые памятником, с ассоциациями, вызываемыми окружающей обстановкой. Коли в обеих живет одинаковый дух, то объединение произойдет просто и естественно. Но немыслимо представить себе памятник Ленину в обстановке готической архитектуры или на фоне византийской церкви. Столь же недопустима и диаметрально противоположная обстановка – например, гостиный двор, кафешантан и т. п. Памятник Ленину должен занимать не только лучшее в городе место, но и место, наименее противоречащее своим видом идеям ленинизма.
Рис. 1. Памятник В.И. Ленину в Рыбинске
Рис. 2. Памятник В.И. Ленину в Минусинске
Рис. 3. Памятник В.И. Ленину в Бийске