Главная
АИ #18 (148)
Статьи журнала АИ #18 (148)
Образ В.И. Ленина и его значение в развитии монументального искусства города

Образ В.И. Ленина и его значение в развитии монументального искусства города

Автор(-ы):

Щулина Елена Владимировна

5 мая 2023

Секция

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

традиционное искусство
монументальное искусство
памятник Ленину
центральная площадь Минусинска
символика
история

Аннотация статьи

Статья обращается к проблеме недостаточного внимания к традиционному искусству и монументальной скульптуре, расположенной в менее известных населенных пунктах. Конкретно, описывается памятник В.И. Ленину, установленный на центральной площади Минусинска. Автор анализирует особенности монументального искусства, описывают детали конструкции памятника и интерпретируют символику его элементов.

Текст статьи

В современном обществе люди практически не интересуются традиционным искусством, а особенно предметами искусства, которые расположены в городах, в которых мы проживаем на данный момент. Таким образом, мы упускаем очень много информации, которая касается не только истории в целом, но и истории конкретного региона. Конечно, большие города и их достопримечательности у всех «на слуху», но ведь в менее известных населенных пунктах, произведений искусства тоже много и о них интересно узнать. Так мне бы хотелось рассказать об особенностях монументального искусства, а именно о памятнике В.И. Ленина.

Центральная площадь Минусинска за свою полуторавековую историю имела несколько названий – Торговая, Новая Базарная, Базарная, Субботняя Базарная, Советская, площадь имени Щетинкина, сквер им. Щетинкина, площадь имени Ленина.

В 1938 г. на площади был установлен памятник В.И. Ленину. К середине 1980-х годов возникла необходимость замены памятника по причине его ветхости. Так 3 октября 1986 г. «в связи с установкой памятника Ленину в сквере им. П.Е. Щетинкина, исполком горсовета решил: «Сквер им. Щетинкина именовать площадью имени Ленина.

Памятник Ленину был открыт 29 апреля 1987 г. Памятник выполнен в традициях монументального искусства. Пятиметровая бронзовая фигура вождя размещена на постаменте, облицованном плитами красновато-розового гранита. На фасаде пьедестала – многоплановый горельеф. Бронзовая рельефная композиция отражает один из важнейших моментов в истории сибирской ссылки – совещание 17 ссыльных марксистов в с. Ермаковское в 1899 году, на котором был принят первый коллективный документ революционных марксистов – «Протест российских социал-демократов».

По задумке авторов памятника скульптора Христофор Багдасарович Геворкяна и архитектора Л.Г. Голубовского: «подиум предусматривает медленный, торжественный подход к фигуре вождя». Крайне редко памятник Ленину в зимнюю одежду одевают и особенно в шапку-ушанку. Чем руководствовался скульптор Х. Геворкян, одевая вождя в тёплые одежды и шапку, вот это и интересно. Может, что Сибирь? Здесь, похоже, хотели подчеркнуть, что Ленин в ссылке в Шушенском жил холодной зимой. Но во время ссылки он был намного моложе, чем изображен на памятнике Ему было всего 27 лет, когда в 1897 году прибыл в Шушенское, пробыл в ссылке три года и вернулся в столицу.

Примечателен памятник В. И. Ленину в Минусинске тем, что это один из трех памятников в России (два других расположены в г. Бийске Алтайского края, г. Рыбинске Ярославской), на котором вождь мирового пролетариата изображен в шапке-ушанке.

Памятник Ленину, который стоит напротив здания Восточного суда, создал скульптор Христофор Геворкян, отливали бронзового Ленина в Минске. При транспортировке, фигуру перевозили в вагоне по железной дороге. Когда памятник доставили в Бийск, оказалось, что на одной ноге Ленина образовалась трещина. Это был буквально политический скандал. Но на предприятии оборонного производства, эту трещину ювелирно заделали. Открыт 4 ноября 1983 года. Интересно, как интерпретируют такой «зимний» образ жители города. У горожан даже появилась своя примета: «В каком районе Бийска холоднее – в Восточном или Приобском? В Восточном, там даже Ленин в шапке».

В ноябре 1957г, в честь 40-летия Октябрьской революции, на Красной площади в Рыбинске устанавливают бронзовый памятник вождю пролетариата. Было в этом памятнике одно «но». Скульптор Хасбулат Нурбекович Аскар-Сарыджа «одел» В.И. Ленина в зимнее пальто с каракулевым воротником и в шапку-ушанку. Причём, фасон шапки был в стиле 50-х гг., такую В.И. Ленин при жизни и носить не мог! На передней части постамента расположена мраморная табличка с текстом: «Владимир Ильич Ульянов Ленин Вождь мирового пролетариата. Пусть господствующие классы содрогаются перед коммунистической революцией!»

Если сравнить три «зимних образа» В.И. Ленина, то можно сделать следующие выводы:

  1. Изучение монументальной скульптуры очень важная составляющая, не только в расширении собственного кругозора, но и для понимания значимости искусства в пространстве города и в культурной среде в целом.
  2. Ленин представляет собою нелегкую задачу для скульптурной работы. Скульптура всегда статична, передает «застывшее мгновение», а лицо Ленина одно из характерно-динамических лиц, вся «правда» которого – в мимике, в движении бровей, в улыбке, в блеске глаз, в повороте головы, его фигуре, пластики его тела. Скульпторам удалось передать в своих произведениях твердый характер В.И. Ленина с помощью того, что для создания скульптуры используется бронза, которая дает возможность большой детализации и допускает резкое разделение света и тени.
  3. В какую бы форму ни выливались замыслы художников, необходимо считаться с той обстановкой, в которой будет стоять памятник. При включении памятника в ту или другую среду всегда возникает вопрос, сочетаются ли ассоциации, вызываемые памятником, с ассоциациями, вызываемыми окружающей обстановкой. Коли в обеих живет одинаковый дух, то объединение произойдет просто и естественно. Но немыслимо представить себе памятник Ленину в обстановке готической архитектуры или на фоне византийской церкви. Столь же недопустима и диаметрально противоположная обстановка – например, гостиный двор, кафешантан и т. п. Памятник Ленину должен занимать не только лучшее в городе место, но и место, наименее противоречащее своим видом идеям ленинизма.

Рис. 1. Памятник В.И. Ленину в Рыбинске

Рис. 2. Памятник В.И. Ленину в Минусинске

Рис. 3. Памятник В.И. Ленину в Бийске

Список литературы

  1. Газета «Власть труда» // Режим доступа https://vtruda.ru/news/ploshchadi-minusinska/ Текст : электронный (дата обращения: 16.02.2023г.).
  2. Достопримечательности городов // Режим доступа http://narslovar.ru/ Текст : электронный (дата обращения: 16.02.2023 г.).
  3. Журнал «Рыбинская неделя» // Режим доступа https://rweek.ru/2018/08/09/progulki-po-rybinsku-lenin-na-carskom-postamente/ Текст : электронный (дата обращения: 16.02.2023 г.).
  4. Красноярье: пять веков истории. Учебное пособие по краеведению. Часть III. – Красноярск: ООО «ИПК «Платина», 2008. – 448 с.

Поделиться

345

Щулина Е. В. Образ В.И. Ленина и его значение в развитии монументального искусства города // Актуальные исследования. 2023. №18 (148). Ч.II.С. 27-29. URL: https://apni.ru/article/6128-obraz-vi-lenina-i-ego-znachenie-v-razvitii

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Культурология, искусствоведение, дизайн»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#26 (208)

Прием материалов

22 июня - 28 июня

осталось 4 дня

Размещение PDF-версии журнала

3 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

12 июля