Автор(-ы):
Шмидт Екатерина Кондратьевна
Секция
Педагогика и психология
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье дается определение понятия «педагогические условия», раскрывается понимание процесса социально-профессиональной адаптации. Приводится описание педагогических условий реализации педагогического сопровождения процесса социально-профессиональной адаптации.
Текст статьи
Проблема социально-профессиональной адаптации молодежи всегда была актуальна, но не стояла так остро как в настоящее время. Масштаб и глубина кризисных явлений в сфере социализации подростков таковы, что общество может не получить полноценной смены поколений. Национальная доктрина образования Российской Федерации в числе государственных задач выдвигает задачу «расширения возможностей и повышение эффективности профильного обучения за счет интеграции образовательных ресурсов старшей ступени различных общеобразовательных школ и организации, их взаимодействия с учреждениями среднего профессионального образования».
Под социально-профессиональной адаптацией понимается процесс субъективно опосредованного развития личности, обусловленный индивидуальными особенностями и склонностями курсанта I года обучения, с целью выработки смысловой ориентации для овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками для последующей трудовой деятельности. Социально-профессиональная адаптированность представляет результат процесса успешной социально-профессиональной адаптации, который характеризуется: а) высоким уровнем мотивации к овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками; б) сформированным устойчивым позитивным отношением к задачам, положительным традициям и перспективам военного образовательного учреждения, а впоследствии и службы в Вооруженных Силах; продуктивным осуществлением своей ведущей профессиональной деятельности (в высшем военном учебном заведении – учебно-служебной); в) активной включенностью в систему межличностных коммуникаций; г) заинтересованностью в саморазвитии и повышении квалификации; д) состоянием устойчивого психологического комфорта, хорошим самочувствием. Готовность к социально-профессиональной адаптации (социально-профессиональная адаптивность) понимаем как наличие у учащегося I года обучения совокупности устойчивых качеств (черт, свойств), позволяющих выработать оптимальную стратегию целенаправленной деятельности в новой учебной военной среде. Стратегия включает набор приемов самоконтроля, управления собственным состоянием, эффективного общения и взаимодействия. Для формирования готовности к социально-профессиональной адаптации требуется создание в образовательном учреждении эффективных педагогических условий.
Педагогическая система может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий.
Специфической чертой понятия «педагогические условия» является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания: цели, содержание, методы, формы, средства.
Педагогические условия – это совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности [2].
Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [5].
В. И. Андреев считает, что педагогические условия - это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [1].
Таким образом, определение понятия «педагогические условия» можно сформулировать как комплекс мер, направленных в качестве педагогических условий успешности достижения поставленных целей, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга, что препятствует проникновению в их состав случайных, не способствующих обеспечению желаемой эффективности.
И возникает вопрос, какие педагогические условия для реализации успешной социально-профессиональной адаптации должны быть организованы профессорско-преподавательским составом и командирами курсантских подразделений?
Для ответа на этот важный вопрос необходимо рассмотреть проблемы, возникающие в процессе адаптации курсантов к военно-учебной среде ВВУЗа, факторы, негативно влияющие на процесс адаптации, личностные особенности курсантов которые могут положительно или отрицательно повлиять на адаптацию в воинском коллективе и военно-профессиональной среде, и конечно особенности воинского коллектива способствующие и мешающие адаптации курсантов в высшем военном учебном заведении.
При исследовании данной проблемы было проведено изучение факторов, негативно влияющие на социально-профессиональную адаптацию курсантов:
– общее эмоциональное напряжение, вызванное значительными изменениями в жизнедеятельности молодых людей, поступивших в высшее военное учебное заведение (относительная изолированность от привычного круга общения, физические нагрузки, непривычные бытовые условия);
– психологическая неготовность к выполнению задач, связанных с учебно-боевой подготовкой и служебной деятельностью, к выбранной профессии,
– отсутствие навыков самостоятельной или коллективной деятельности,
– не компетентность во взаимоотношениях с командирами, преподавателями, товарищами.
Разработанная и представленная модель процесса социально-профессиональной адаптации курсантов младших курсов учреждений высшего военного образования [6], должна обеспечивать оптимальную адаптацию курсантов в учебных учреждениях Вооруженных Сил РФ. При этом необходимо учесть, что как любая педагогическая система, она способна к развитию для достижения эффективного результата при создании комплекса педагогических условий, определяющих среду для ее корректного и полноценного использования.
Изучив и проанализировав научную литературу по нашей проблеме, можно сказать, что эффективность социально-профессиональной адаптации курсантов военных учебных учреждений возможна только при создании следующих педагогических условий:
1. Процесс педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации курсантов младших курсов ВВУЗа должен организовываться с учетом возрастных и психологических особенностей.
2. При организации процесса педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации использовать комплекс форм, методов и приемом с учетом возрастных и психологических особенностей, которые будут способствовать эффективному и поэтапному формированию знаний, практических умений и навыков курсантов.
При организации процесса педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации необходимо решить следующие педагогические задачи:
Для реализации педагогических задач необходимы ресурсы. Воинский коллектив, командиры подразделений, профессорско-преподавательский состав, учебно-материальная база института, технические средства воспитания.
Формы педагогического воздействия для продуктивной работы по осуществлению педагогического сопровождения процесса социально-профессиональной адаптации могут быть организованные (спланированные), и стихийные (осуществляются под влиянием ситуации). К организованным формам социально-профессионального влияния на объект являются мероприятия по обучению, просвещению, информированию курсантов в рамках реализации учебно-воспитательного процесса, привлечение курсантов к служебной деятельности. К стихийным формам можно отнести все мероприятия по выполнению служебных обязанностей или участие курсантов в мероприятиях имеющих отношение к их профессиональной деятельности, которые проводятся вне программы профессиональной подготовки и плана военно-политической работы.
Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы. Успешность социально-профессиональной адаптации курсантов младших курсов зависит от многих факторов: интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одногруппниками, командирами и педагогами, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в коллективе, насколько он умеет соблюдать правила принятые в воинской среде, ориентироваться в новых условиях, и конечно сформированность направленности на военно-профессиональную деятельность. Кроме того, как было уже отмечено ранее, ситуация адаптации вызывает у курсантов повышенную тревожность, как ситуативную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. В связи с этим необходимым условием, влияющим на успешность адаптации при переходе в новые для молодого человека условия жизни, является изучение эмоционального самочувствия и уровня дезадаптации. Анализ этих показателей позволит выявить курсантов, неуверенных в себе, нуждающихся в психолого-педагогической помощи. И не маловажную роль на благоприятную адаптацию при переходе в новую социально-профессиональную среду влияет и установка родителей, их помощь невозможно переоценить, но и им в свою очередь необходима поддержка в виде повышения психолого-педагогической компетентности.
Таким образом, данные условия повышает результативность педагогического сопровождения процесса социально-профессиональной адаптации за счет понимания личностных особенностей каждого курсанта и учет в учебно-воспитательной работе командирами и профессорско-преподавательским составом, усвоения курсантами специфики взаимодействия в воинском коллективе в совместной учебной и служебной деятельности.
Итак, выявленные и представленные нами педагогические условия являются необходимыми для результативного функционирования модели процесса социально-профессиональной адаптации курсантов младших курсов учреждений высшего военного образования, что подтверждено результатами теоретического анализа их значимости для решения поставленной нами проблемы.
Список литературы
Поделиться
Шмидт Е. К. Педагогические условия реализации модели социально-профессиональной адаптации курсантов // Социально-гуманитарные проблемы современности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 24 апреля 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 131-134. URL: https://apni.ru/article/613-pedagogicheskie-usloviya-realizatsii-modeli