Проблема социально-профессиональной адаптации молодежи всегда была актуальна, но не стояла так остро как в настоящее время. Масштаб и глубина кризисных явлений в сфере социализации подростков таковы, что общество может не получить полноценной смены поколений. Национальная доктрина образования Российской Федерации в числе государственных задач выдвигает задачу «расширения возможностей и повышение эффективности профильного обучения за счет интеграции образовательных ресурсов старшей ступени различных общеобразовательных школ и организации, их взаимодействия с учреждениями среднего профессионального образования».
Под социально-профессиональной адаптацией понимается процесс субъективно опосредованного развития личности, обусловленный индивидуальными особенностями и склонностями курсанта I года обучения, с целью выработки смысловой ориентации для овладения профессиональными знаниями, умениями и навыками для последующей трудовой деятельности. Социально-профессиональная адаптированность представляет результат процесса успешной социально-профессиональной адаптации, который характеризуется: а) высоким уровнем мотивации к овладению профессиональными знаниями, умениями и навыками; б) сформированным устойчивым позитивным отношением к задачам, положительным традициям и перспективам военного образовательного учреждения, а впоследствии и службы в Вооруженных Силах; продуктивным осуществлением своей ведущей профессиональной деятельности (в высшем военном учебном заведении – учебно-служебной); в) активной включенностью в систему межличностных коммуникаций; г) заинтересованностью в саморазвитии и повышении квалификации; д) состоянием устойчивого психологического комфорта, хорошим самочувствием. Готовность к социально-профессиональной адаптации (социально-профессиональная адаптивность) понимаем как наличие у учащегося I года обучения совокупности устойчивых качеств (черт, свойств), позволяющих выработать оптимальную стратегию целенаправленной деятельности в новой учебной военной среде. Стратегия включает набор приемов самоконтроля, управления собственным состоянием, эффективного общения и взаимодействия. Для формирования готовности к социально-профессиональной адаптации требуется создание в образовательном учреждении эффективных педагогических условий.
Педагогическая система может успешно функционировать и развиваться лишь при соблюдении определенных условий.
Специфической чертой понятия «педагогические условия» является то, что оно включает в себя элементы всех составляющих процесса обучения и воспитания: цели, содержание, методы, формы, средства.
Педагогические условия – это совокупность мер, направленных на повышение эффективности педагогической деятельности [2].
Под педагогическим условием Н.М. Борытко понимает внешнее обстоятельство, оказывающее существенное влияние на протекание педагогического процесса, в той или иной мере сознательного сконструированного педагогом, предполагающего достижение определенного результата [5].
В. И. Андреев считает, что педагогические условия - это «обстоятельства процесса обучения, которые являются результатом целенаправленного отбора конструирования и применения элементов содержания, методов, а также организационных форм обучения для достижения определенных дидактических целей» [1].
Таким образом, определение понятия «педагогические условия» можно сформулировать как комплекс мер, направленных в качестве педагогических условий успешности достижения поставленных целей, взаимодействующих и взаимодополняющих друг друга, что препятствует проникновению в их состав случайных, не способствующих обеспечению желаемой эффективности.
И возникает вопрос, какие педагогические условия для реализации успешной социально-профессиональной адаптации должны быть организованы профессорско-преподавательским составом и командирами курсантских подразделений?
Для ответа на этот важный вопрос необходимо рассмотреть проблемы, возникающие в процессе адаптации курсантов к военно-учебной среде ВВУЗа, факторы, негативно влияющие на процесс адаптации, личностные особенности курсантов которые могут положительно или отрицательно повлиять на адаптацию в воинском коллективе и военно-профессиональной среде, и конечно особенности воинского коллектива способствующие и мешающие адаптации курсантов в высшем военном учебном заведении.
При исследовании данной проблемы было проведено изучение факторов, негативно влияющие на социально-профессиональную адаптацию курсантов:
– общее эмоциональное напряжение, вызванное значительными изменениями в жизнедеятельности молодых людей, поступивших в высшее военное учебное заведение (относительная изолированность от привычного круга общения, физические нагрузки, непривычные бытовые условия);
– психологическая неготовность к выполнению задач, связанных с учебно-боевой подготовкой и служебной деятельностью, к выбранной профессии,
– отсутствие навыков самостоятельной или коллективной деятельности,
– не компетентность во взаимоотношениях с командирами, преподавателями, товарищами.
Разработанная и представленная модель процесса социально-профессиональной адаптации курсантов младших курсов учреждений высшего военного образования [6], должна обеспечивать оптимальную адаптацию курсантов в учебных учреждениях Вооруженных Сил РФ. При этом необходимо учесть, что как любая педагогическая система, она способна к развитию для достижения эффективного результата при создании комплекса педагогических условий, определяющих среду для ее корректного и полноценного использования.
Изучив и проанализировав научную литературу по нашей проблеме, можно сказать, что эффективность социально-профессиональной адаптации курсантов военных учебных учреждений возможна только при создании следующих педагогических условий:
1. Процесс педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации курсантов младших курсов ВВУЗа должен организовываться с учетом возрастных и психологических особенностей.
2. При организации процесса педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации использовать комплекс форм, методов и приемом с учетом возрастных и психологических особенностей, которые будут способствовать эффективному и поэтапному формированию знаний, практических умений и навыков курсантов.
При организации процесса педагогического сопровождения социально-профессиональной адаптации необходимо решить следующие педагогические задачи:
- Изучение личностных особенностей, процессов, протекающих в воинском коллективе, психологического климата в коллективе.
- Выявление трудностей адаптационного периода, особенностей «вхождения» в военную среду.
- Подготовка рекомендаций для кураторов, командиров по воспитательной работе с отдельными курсантами и группами.
- Проведение индивидуальных и групповых консультаций с первокурсниками по проблемам адаптации, вхождение в новую среду, новый коллектив. Обучение методам саморегуляции эмоционального состояния.
- Проведение консультаций с родителями и членами семей первокурсников.
Для реализации педагогических задач необходимы ресурсы. Воинский коллектив, командиры подразделений, профессорско-преподавательский состав, учебно-материальная база института, технические средства воспитания.
Формы педагогического воздействия для продуктивной работы по осуществлению педагогического сопровождения процесса социально-профессиональной адаптации могут быть организованные (спланированные), и стихийные (осуществляются под влиянием ситуации). К организованным формам социально-профессионального влияния на объект являются мероприятия по обучению, просвещению, информированию курсантов в рамках реализации учебно-воспитательного процесса, привлечение курсантов к служебной деятельности. К стихийным формам можно отнести все мероприятия по выполнению служебных обязанностей или участие курсантов в мероприятиях имеющих отношение к их профессиональной деятельности, которые проводятся вне программы профессиональной подготовки и плана военно-политической работы.
Все вышесказанное позволяет сделать следующие выводы. Успешность социально-профессиональной адаптации курсантов младших курсов зависит от многих факторов: интеллектуальной готовности, но и от того, насколько хорошо он умеет налаживать отношения и общаться с одногруппниками, командирами и педагогами, насколько прочно он смог утвердить свою позицию в коллективе, насколько он умеет соблюдать правила принятые в воинской среде, ориентироваться в новых условиях, и конечно сформированность направленности на военно-профессиональную деятельность. Кроме того, как было уже отмечено ранее, ситуация адаптации вызывает у курсантов повышенную тревожность, как ситуативную, так и личностную, а зачастую и появление страхов. В связи с этим необходимым условием, влияющим на успешность адаптации при переходе в новые для молодого человека условия жизни, является изучение эмоционального самочувствия и уровня дезадаптации. Анализ этих показателей позволит выявить курсантов, неуверенных в себе, нуждающихся в психолого-педагогической помощи. И не маловажную роль на благоприятную адаптацию при переходе в новую социально-профессиональную среду влияет и установка родителей, их помощь невозможно переоценить, но и им в свою очередь необходима поддержка в виде повышения психолого-педагогической компетентности.
Таким образом, данные условия повышает результативность педагогического сопровождения процесса социально-профессиональной адаптации за счет понимания личностных особенностей каждого курсанта и учет в учебно-воспитательной работе командирами и профессорско-преподавательским составом, усвоения курсантами специфики взаимодействия в воинском коллективе в совместной учебной и служебной деятельности.
Итак, выявленные и представленные нами педагогические условия являются необходимыми для результативного функционирования модели процесса социально-профессиональной адаптации курсантов младших курсов учреждений высшего военного образования, что подтверждено результатами теоретического анализа их значимости для решения поставленной нами проблемы.