Главной задачей современной высшей школы являются раскрытие способностей каждого студента, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире. Современному обществу, а значит, и современному образованию, необходима свободная, творческая личность, обладающая определенными качествами мышления. Свобода мышления подразумевает критическую ее направленность, ориентированную на творческую и конструктивную деятельность, поэтому качественной характеристикой мышления свободной личности является критическое мышление.
Изучение государственных образовательных стандартов, учебных планов и программ высших учебных заведений позволяет выявить растущую значимость развития критического мышления студентов в период вузовского этапа обучения. Анализ практической деятельности вузов свидетельствует о растущей потребности в воспитании критически мыслящего человека. Формирование критического мышления студентов современного вуза позволит будущим специалистам гибко адаптироваться в современном информационном пространстве, а умение понять и анализировать информацию на иностранном языке позволяет достичь этой цели.
В послании Федеральному собранию Д.А. Медведев отметил: «Благополучие России в относительно недалёком будущем будет напрямую зависеть от наших успехов в развитии рынка идей, изобретений, открытий, от способности государства и общества находить и поощрять талантливых и критически мыслящих людей, воспитывать молодёжь в духе интеллектуальной свободы и гражданской активности».
В традиционной методике обучения иностранным языкам была проведена огромная работа по разработке сущности и содержания различных методов и приемов по формированию и развитию всех видов речевой деятельности. Однако отрыв от естественной среды иноязычной культуры, восприятие иноязычной речи и говорение на иностранном языке только в рамках учебного времени делают процесс овладения иностранным языком менее эффективным.
Отличительной особенностью умений критического мышления является поиск решения задач. Следовательно, в процессе обучения грамотно сформулированный вопрос или проблема играют ключевую роль, так как это мотивирует обучающихся на самостоятельный поиск возможных путей решения. Следующим этапом является поиск аргументов в пользу того или иного решения, так как необходимо с помощью доводов обосновать и доказать его целесообразность в процессе дискуссии. Следовательно, на занятиях, нацеленных на развитие критического мышления у обучающихся, рекомендуется применять всевозможные виды работы как в парах, так и в группах, поскольку, как точно отмечает М. Г. Заседателева, «социальная интеракция на занятиях по иностранному языку способствует развитию мотивации учения и помогает учащимся лучше запоминать изученный материал» [2, с. 31].
Формирование у обучающихся умений критического мышления предполагает определенную организацию занятия по иностранному языку. Первый этап – аналитико-деятельностный – активизирует уже имеющиеся знания и умения. Это стадия систематизации, дающая импульс к поиску новых знаний. На данном этапе преподаватель может применять различные приемы. Формы работы могут быть различными: индивидуальная, парная, групповая. Приоритетной задачей преподавателя на данном этапе является мотивирование обучающихся к самостоятельному поиску новых знаний по данной теме, к постановке цели работы. Особую важность на данном этапе приобретает такая организация занятий, при которой возможна комбинация различных форм работы: индивидуальной, парной и групповой, дающая возможность сформулировать свое мнение, аргументировать и отстаивать его в дискуссии с оппонентом. Задачей преподавателя при этом является создание комфортной атмосферы, в которой не бывает «правильных» и «неправильных» мнений, а обучающиеся получают возможность безбоязненно высказать свое мнение.
На этапе актуализации содержания обучающиеся переходят от старых, то есть уже закрепленных, знаний к новым, получаемых с помощью различных методов и приемов, способствующих росту познавательного интереса. Задачей обучающегося является вычленение новых знаний во время чтения, прослушивания и обсуждения информации по теме. При этом перед студентами ставится задача – фиксировать новую информацию, выбрав удобный для них прием из арсенала предлагаемых преподавателем: заполнение рабочего листа, составление таблиц, графиков, поиск ответов на поставленные вопросы. На этапе актуализации содержания происходит презентация нового материала. Формы работы могут быть разными, их выбор определяется особенностями целевой группы, тематическим содержанием, например, лекция, работа с различными видами текстов, прослушивание аудитивных материалов (интервью, научные доклады, дискуссии), а также просмотр видеоматериалов с их последующим анализом. Особое внимание преподавателю следует уделять выбору предлагаемых студентам аутентичных материалов, так как необходимо мотивировать обучающихся на получение новых знаний и поддерживать их познавательный интерес. Актуализация содержания подразумевает не пассивное воспроизведение прочитанного или прослушанного текста, а осознание полученных знаний и их применение для решения поставленных задач. Таким образом, на этапе актуализации учащиеся самостоятельно вычленяют новую информацию из учебных материалов по изучаемой теме, анализируют и сравнивают ее с уже имеющейся, проясняют непонятные моменты, ранжируют полученную информацию по степени значимости.
На рефлексивно-аналитическом этапе студенты выполняют творческие исследовательские задания, критически анализируя предъявленную информацию с уже усвоенными знаниями по теме. Студентам предлагаются такие формы работы, как: работа с таблицами и кластерами, выявление логических связей между новой и уже имеющейся информацией, более глубокое изучение разделов темы. На рефлексивном этапе важным является обмен мнениями, оценка значимости приобретенных знаний. Обмениваясь мнениями, обучающиеся встречаются с тем фактом, что полученная информация вызывает различную реакцию и оценку у субъектов образовательного процесса. Поиск истины требует дальнейшего уточнения и коллегиального обсуждения. Следует отметить, что процесс рефлексии способствует развитию критического мышления.
Для повышения уровня сформированности критического мышления преподаватели нашей кафедры внедрили в процесс обучения иностранному языку ряд приемов. В этой работе выделю три из них: составление кластера, прием «тонкие и толстые вопросы», прием «Синквейн».
Составление кластера. Под кластерами понимается графическая организация имеющейся информации. При этом обучающиеся анализируют имеющийся материал и выделяют основные смысловые единицы. Основной задачей является представление информации в виде схемы с обозначением причинно-следственных связей между всеми смысловыми единицами. Универсальность кластеров позволяет преподавателю не только эффективно организовать работу на занятии, но и открывает широкие горизонты для индивидуальной работы. На уроках иностранного языка с целью формирования критического мышления на аналитико-деятельностном и рефлексивном этапах этот простой и в то же время эффективный прием может использоваться без особых изменений. Кластер позволяет выделить в новой информации большие и малые смысловые блоки, а также связи между ними.
Прием «тонкие и толстые вопросы». Этот прием можно обозначить как комментируемое чтение или прослушивание нового материала, в процессе которого обучающиеся вычленяют новые знания и соотносят их с уже полученными (этап актуализации содержания), формулируют «тонкие» (подразумевающие репродуктивный однозначный ответ «да» или «нет») и «толстые» (то есть проблемные, подразумевающие развернутый ответ, что нацеливает на поиск дополнительных знаний и анализ информации) вопросы, выслушивают контраргументы и доказательно высказывают свою точку зрения, подкрепляя её аргументами с опорой на уже имеющийся опыт. Данный прием можно комбинировать с другими приемами и применять также для развития речевых умений, а именно умений диалогической речи.
Прием «Синквейн». Синквейн – это стихотворная форма для описания предметов, явлений, действий или событий в пять строк, построенная в определенном порядке, каждая строка при этом имеет определенные требования, которые могут варьироваться. В первой строке студенты называют одно существительное, которое должно отразить заявленную тему, для второй строки они выбирают два прилагательных с целью образной иллюстрации темы, третья строка содержит три глагола для описания действий, в четвертой строке обучающиеся должны выразить свое отношение к теме, в пятой строке обучающиеся должны выбрать существительное, отражающее суть.
В процессе практической деятельности на факультете иностранных языков нами были интегрированы в процесс обучения иностранным языкам вышеперечисленные приемы с целью более эффективного формирования критического мышления у будущих специалистов. Согласно социальному заказу общества, современный специалист должен не только уметь организовать процесс на достаточно высоком уровне, но и быть в состоянии найти, проанализировать, критически осмыслить и систематизировать, а также передать другим новые знания. Качественный анализ результатов применения описанных выше приемов показывает, что большинство студентов-бакалавров имеет критическое мышление, сформированное на достаточно высоком уровне.
Данный факт подтверждает успешность прохождения бакалаврами производственной практики, во время которой они демонстрируют умение критически мыслить и подбирать материал, адекватный поставленной им задаче. Еще одним доказательством эффективности проводимой работы является высокий уровень удовлетворенности работодателей уровнем подготовки выпускников-бакалавров.