Речь является важнейшей психической функцией, присущей только человеку. У ребенка посредством речи формируются психические явления, например, восприятие, фантазия, память и мышления. Речевые нарушения негативно влияют на развитие ребенка и его познавательную деятельность и мешают социальной адаптации. Ранние усилия по профилактике и устранению речевых нарушений у детей повышают шансы на нормальное социальное развитие и адаптацию в обществе [1].
Система специального образования не всегда может охватить всех детей с ОВЗ и инвалидностью. Так дети с патологией часто оказываются в общеобразовательных садах. В связи с этим особую актуальность имеет система инклюзивного образования.
В настоящее время в России активно внедряется система инклюзивного образования. Не обошла она и дошкольные учреждения, в которых затронула детей с различными нарушениями речи. К таким группам относятся дети с тяжелыми нарушениями речи. Это такая категория детей с сохранным слухом и первично сохранным интеллектом [3]. Эти дети попадают в «группу риска», и к их образованию правомерно применять инклюзивный подход. Но помощь детям с нарушениями речи в ДОУ оказывается в основном с 5-и лет, когда дефекты речи уже закрепились. Это связано с тем, что система логопедической помощи не охватывает детей раннего возраста.
Специалисты говорят, что ЗРР является достаточно опасным диагнозом, поскольку отражается она и на психике ребенка, затрудняет его взаимодействие со сверстниками и взрослыми. Речь сильно влияет на становление памяти, внимания, воображения и мышления, на выражение эмоции. Диагностика ЗРР применяется для детей до 4 лет, которые не имеют словарного запаса в соответствии с возрастом. Диагностика ЗРР устанавливается только после проведения медкомиссии. В состав которой входят неврологи, психологи, логопеды и др. Достаточно часто этот диагноз ставится, уже поздно, когда уже упущен сенситивный период развития ребенка. Поэтому нужно уделять особое влияние на речевое развитие детей в раннем возрасте.
Чем раньше мы начинаем работать с детьми, тем больше вероятность предотвратить или полностью избежать нарушений развития. Поэтому важно рассмотреть вопросы профилактики и предотвращения речевых нарушений у детей малышей. Дети этого возраста не посещают образовательные учреждения, а их родители не всегда компетентны в этом вопросе.
Диагностика речевого развития детей раннего возраста необходима по нескольким причинам: в этот период происходит интенсивное развитие высших психических функций; ранний возраст является наилучшим временем для овладения речью, которая является основой для дальнейшего развития ребенка; речь постепенно становится важнейшим средством передачи ребенку общественного опыта и управления его поведением со стороны взрослых; речевые нарушения детей раннего возраста связаны с недоразвитием психологической базы речи и с отсутствием внимания к развитию устной речи со стороны как родителей, так и педагогов. Диагностика речевого развития детей раннего возраста является важным этапом в их развитии. В случае выявления речевых нарушений, раннее лечение и коррекция могут предотвратить более серьезные проблемы в будущем. Родители и педагоги должны уделить достаточно внимания развитию устной речи у детей, чтобы обеспечить им наилучшие условия для успешного развития в будущем.
Уровень нарушения речи у детей в детском саду различен: от недостатка произнесения отдельных звуков в фоне фразовой речи до полного ее отсутствия. Каждый год количество таких детей растет. По результатам педагогической диагностики большая часть детей имеет речевое развитие ниже нормы.
Цель обучения и воспитания детей с задержкой речевого развития (ЗРР) в условиях инклюзивного образования заключается не только в преодолении речевых нарушений и вторичных проявлений, вызванных недоразвитием речи, но и в социальной адаптации, интеграции в общество и всестороннем развитии личности. В процессе обучения особое внимание уделяется формированию инклюзивной культуры у всех участников образовательного процесса, нравственному и трудовому воспитанию, развитию речи как средства общения, коррекции общего и речевого поведения, а также нормализации регуляторной деятельности детей. Инклюзивное образование – это подход к обучению, который предусматривает обучение детей с различными способностями и потребностями вместе с другими детьми в одном классе. Он основан на принципе равенства и включения. Одной из целей инклюзивного образования является создание условий для социальной адаптации и интеграции детей в общество.
Но обучение детей с ЗРР в условиях инклюзии до сих пор является проблемой с точки зрения педагогов, так как инновационная система до конца не разработана. Формы работы, методы и средства для всех детей одинаковы.
Таким образом, задача педагогов и дефектологов – не только устранение и коррекция нарушений речи, но также профилактика их, т.е. раннее предотвращение.
Целью работы по предупреждению и профилактике нарушений речи у детей раннего возраста является последовательное развитие функций помогающих своевременно формировать речь и личность ребенка.
Основные направления по профилактике речевых нарушений у детей раннего возраста включают медицинскую поддержку детей из группы риска, развитие двигательной сферы, более высокое психическое функционирование, импрессивную и экспрессивную речь, знакомство с окружающим миром и работу с родителями [2].
Профилактика задержки речевого развития у детей включает в себя создание благоприятных условий во время беременности, родов и послеродового периода, а также обеспечение адекватной речевой среды и микросоциальных условий для ребенка. Важно, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, были направлены на развитие речи, а информация, которую получает ребенок, соответствовала его возрасту и развитию. Для оценки уровня речевого развития в 2-2,5 года рекомендуется обратиться к логопеду. Задержка речевого развития – это отставание ребенка в развитии речи по сравнению с нормой для его возраста. Это может быть вызвано различными факторами, такими как генетические предрасположенности, проблемы во время беременности и родов, а также неблагоприятные условия окружающей среды. Чтобы предотвратить задержку речевого развития, важно обеспечить ребенку благоприятные условия для роста и развития, а также обратиться к специалисту для оценки уровня развития речи.
Чтобы профилактика речевых нарушений была эффективной, необходимо определить комплекс мероприятий, которые будут различаться по структуре и форме работы. Детский мозг очень пластичен, и если начать работать по профилактике нарушений развития речи в раннем возрасте с подключением родителей и медицинских специалистов, то можно преодолеть отставание в речевом развитии или уменьшить процент детей с задержкой развития речи. Важно отметить, что речевые нарушения у детей могут быть вызваны различными причинами, включая генетические факторы, недостаток питания, раннюю травму головы и другие. Поэтому, для эффективной профилактики необходимо учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и подходить к работе с ним индивидуально.