Институт судебной власти выступает фундаментальной основой демократического правового государства, и 2022 год связан с двумя знаменательными событиями в его истории, которые гармонично дополняют друг друга, - 100-летием со дня образования Верховного суда РФ и юбилейным, Х Всероссийским съездом судей.
У некоторых представителей юридического сообщества вызывают интерес причины, по которым история высшего судебного органа исчисляется со дня принятия Положения о судоустройстве РСФСР 1922 г., а не со дня образования Правительствующего Сената, который был наделен в том числе судебными функциями.
Следует отметить, что Указ Петра I от 22 февраля 1711 г. об учреждении Правительствующего Сената начинался словами: «Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления». Компетенция Сената не ограничивалась вопросами осуществления правосудия. Напротив, этот государственный орган совмещал функции в сфере законодательной, исполнительной власти и надзора за соблюдением законности.
В этой связи Свод законов Российской империи предусматривал, что «Правительствующему Сенату принадлежит высший надзор в порядке управления и исполнения; посему, как хранитель законов, он печется о повсеместном наблюдении правосудия; надзирает за собиранием податей и за расходами штатными; печется о средствах к облегчению народных нужд, к охранению общего спокойствия и тишины, и к прекращению всяких противозаконных действий во всех подчиненных ему Местах». К компетенции Сената относились, например, вопросы казенных подрядов, проведения торгов по поставкам и по продаже казенного имущества, утверждение смет на ремонт и постройку казенных зданий, удовлетворение просьб иностранных лиц о принятии в русское подданство, производство в чины гражданских служащих и т.д.
Рассмотрение судебных дел в кассационных департаментах Правительствующего Сената было одним из многочисленных направлений его деятельности, и по своему правовому статусу Правительствующий Сенат являлся высшим органом государственного управления.
Предложения о создании структурно самостоятельного Верховного Уголовного Суда в 1810-1820-х годах высказывались М.М. Сперанским. По его инициативе этот вопрос обсуждался «Комитетом 6 декабря 1826 г.», который был образован Николаем I для подготовки и изучения проектов изменений в различных сферах государственного управления, однако предложения М.М. Сперанского в этой части реализованы не были.
Правительствующий Сенат был упразднен на основании пункта 1 Декрета СНК РСФСР от 24 ноября 1917 г. № 1 «О суде». Уже в первые годы советской власти назрела необходимость реформирования судебной системы, обусловленная одновременным существованием народных судов и революционных трибуналов, которые в своей деятельности руководствовались различными принципами осуществления правосудия: народные суды применяли прежде всего положения законодательства, а трибуналы исходили из «революционного правосознания».
При этом в системе революционных трибуналов действовал высший судебный орган – Революционный трибунал при Всероссийском центральном исполнительном комитете, впоследствии переименованный в Верховный трибунал при ВЦИК, а в системе народных судов высший судебный орган отсутствовал и кассационными полномочиями были наделены только губернские советы народных судей. Отсутствие единой судебной системы и единой высшей судебной инстанции порождало противоречивую судебную практику, в которой отсутствовали единообразие и последовательность.
Попытка решения этой проблемы связана с принятием ВЦИК и СНК РСФСР Положения о высшем судебном контроле от 10 марта 1921 г. Осуществление этого контроля было возложено на Народный комиссариат юстиции РСФСР, который входил в систему исполнительной власти, был подотчетен Совету народных комиссаров РСФСР и не являлся судебным органом, а также не справлялся с большим объемом работы.
1 января 1922 г. вышел в свет первый выпуск официального издания Народного комиссариата юстиции «Еженедельник советской юстиции», первая полоса которого содержала объявление о проведении IV Всероссийского съезда деятелей советской юстиции.
На заседании съезда Председатель Верховного трибунала при ВЦИК Н.В. Крыленко впервые публично озвучил предложение об объединении революционных трибуналов и народных судов, а также о создании во главе единой судебной системы России Верховного суда РСФСР в целях обеспечения единообразия судебной практики.
Дискуссия по этому вопросу была весьма эмоциональной, и далеко не все участники съезда поддержали предложения Н.В. Крыленко. Главный довод его оппонентов заключался в том, что Верховный суд, как и Высший Судебный Контроль Народного комиссариата юстиции, не справится с большим объемом работы и не сможет обеспечить рассмотрение жалоб, поступающих со всей территории России.
Однако большинством голосов была принята резолюция, предусматривающая создание единого высшего судебного органа. В соответствии с Положением о судоустройстве РСФСР, принятом ВЦИК 11 ноября 1922 г., был образован Верховный суд РСФСР, к компетенции которого было отнесено осуществление судебного контроля над всеми без исключения судами республики. Он рассматривал в кассационном порядке дела, разрешенные губернскими судами, а в порядке надзора – дела, разрешенные любыми нижестоящими судами.
В сфере уголовного судопроизводства уже в первые годы своей работы Верховный суд РСФСР ориентировал суды на необходимость изменения сложившихся подходов к назначению излишне суровых наказаний, призывал к более широкому применению наказаний, не связанных с лишением свободы. Подводя итоги работы Верховного суда РСФСР за период с 1923 по 1928 год, его первый Председатель П.И. Стучка указал: «Не установилось пока надлежащей соразмерности в определении срока лишения свободы… Если в начале истории нашего народного суда слышались жалобы на слишком мягкие приговоры, то теперь можно скорее говорить о слишком суровой оценке некоторых преступлений и проступков… Верхсуду пришлось вести самую серьезную борьбу… за снижение репрессий по бытовым преступлениям».
История Верховного суда России наполнена плодотворной и содержательной работой, которая не прекращалась даже в самые тяжелые и трагические времена.
В годы Великой Отечественной войны Верховный суд не только продолжал осуществлять правосудие и анализировать судебную практику, но и участвовал в организации местной противовоздушной обороны, восстановлении работы судебных органов на освобожденных территориях, определении размера ущерба, причиненного немецко-фашистскими захватчиками.
В дальнейшем Верховный суд России системно и последовательно осуществлял работу, направленную на обеспечение единообразия судебной практики и совершенствование правосудия, которая стала особенно напряженной и насыщенной в начале 90-х годов прошлого века. Изменения общественно-политической жизни страны, становление правового государства и рыночной экономики обусловили необходимость проведения судебно-правовой реформы, основные положения которой обсуждались судейским сообществом еще во второй половине 1980-х годов.
11 апреля 1991 г. на совместном заседании Коллегии Министерства юстиции РСФСР и Президиума Верховного суда РСФСР было принято решение о проведении Съезда судей Российской Федерации, образован Оргкомитет по проведению съезда, в состав которого вошли представители всех уровней судебной системы России.
В июле 1991 г. оргкомитет подготовил предложения по концепции судебной реформы, которые были опубликованы в журнале «Советская юстиция» в августе 1991 г. и внесены на обсуждение съезда. Эти предложения стали первым в новейшей истории России программным документом о перспективах совершенствования правосудия.
I Всероссийский съезд судей состоялся в период с 17 по 18 октября 1991 г. В заявлении съезда от 18 октября 1991 г. главной целью судебной реформы было провозглашено утверждение судебной власти как независимой и влиятельной силы, равной по своему значению законодательной и исполнительной властям. Заявление также содержало призыв к президенту Российской Федерации Б.Н. Ельцину, парламентариям, органам исполнительной власти наполнить многочисленные декларации о необходимости формирования судебной власти реальным содержанием, а также просьба ко всем россиянам о понимании и поддержке стремлений судейского сообщества. На съезде обсуждались предложения о введении судебной процедуры избрания и продления меры пресечения в виде заключения под стражу, установлении судебного контроля за действиями и решениями органов расследования, формировании системы органов судейского сообщества. Делегаты съезда поддержали предложения по Концепции судебной реформы, подготовленные оргкомитетом, которые предусматривали в том числе построение гражданского и уголовного судопроизводства на основе принципа состязательности процесса, введение суда с участием присяжных заседателей, восстановление апелляционной инстанции и возрождение института мировых судей, создание федеральных окружных судов.
Верховный суд Российской Федерации совместно с органами судейского сообщества приступил к реализации этих концептуальных положений, активно используя для этого право законодательной инициативы.
Так, 26 июня 1992 г. по законодательной инициативе Президента Российской Федерации, Верховного суда Российской Федерации и комитета по законодательству Верховного Совета России был принят Закон «О статусе судей в Российской Федерации». Символично, что проект закона о статусе судей был принят в первом чтении 12 июня 1992 г. - в первый в отечественной истории День России. Закон о статусе судей в Российской Федерации стал первым нормативным правовым актом, который содержал положения о судьях как носителях судебной власти, действующей самостоятельно и независимо от законодательной и исполнительной властей, а также о правовых гарантиях независимости, несменяемости и неприкосновенности судей.
Важным этапом становления судебной власти в России стало ее конституционно-правовое закрепление. Верховный суд Российской Федерации принимал участие в работе Конституционного совещания в июне-июле и в октябре-ноябре 1993 г., в том числе отстаивая необходимость закрепления в Основном законе полномочия Верховного суда России по разъяснению вопросов судебной практики. Верховный суд обеспечивал реализацию положений Конституции России в правоприменительной практике.
Уже 24 декабря 1993 г., спустя 12 дней после принятия Конституции России, было принято постановление Пленума Верховного суда Российской Федерации «О некоторых вопросах, связанных с применением статей 23 и 25 Конституции Российской Федерации». В постановлении было обращено внимание на то, что положения Уголовно-процессуального кодекса РСФСР и законодательства об оперативно-розыскной деятельности, предусматривающие возможность осуществления без судебного решения действий, ограничивающих права граждан на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, не подлежат применению, так как Конституция Российской Федерации, обладающая высшей юридической силой и прямым действием, предусматривает возможность ограничения этих прав только на основании решения суда.
Логическим продолжением этой работы стало принятие постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».
Одним из направлений работы Верховного суда России в сфере правовой охраны основ конституционного строя стало создание единой судебной системы Российской Федерации.
Обеспечивая единство правового пространства, Верховный суд России отменял судебные акты, постановленные судьями, которые были назначены региональными органами власти, а не президентом Российской Федерации, признавал недействующими положения законодательных актов субъектов РФ, которые противоречили федеральным законам. Эта работа затронула судоустройственные, избирательные, трудовые, налоговые, гражданско-правовые и другие отрасли законодательства.
В целях укрепления законности 25 марта 1994 г. III Внеочередной Всероссийский съезд судей одобрил Концепцию судебной системы, которая предусматривала создание единой системы федеральных судов общей и арбитражной юрисдикции, а также мировых судей субъектов Российской Федерации. Ее положения стали фундаментальной основой проекта Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации», в подготовке и обсуждении которого активное участие принял Верховный суд Российской Федерации.
В 1990-е годы возникли острые проблемы в сфере финансирования судебной системы, а положения статьи 124 Конституции Российской Федерации о финансировании судов в объеме, обеспечивающим возможность полного и независимого осуществления правосудия, не выполнялись органами исполнительной власти.
Суды оказались в кризисном положении и финансировались всего на 5-6% от их реальных потребностей, материальное обеспечение судей было крайне низким, финансирование доводилось до судов нерегулярно и не в полном объеме. Предпринимались попытки сократить объем финансирования судебной системы, предусмотренный законом о федеральном бюджете. Основная причина подобных проблем состояла в том, что полномочия в сфере организационного и материально-технического обеспечения судов осуществлялись органами исполнительной власти, что не отвечало конституционному принципу независимости судей.
В декабре 1996 г. был созван IV Чрезвычайный Всероссийский съезд судей, который признал необходимым создание Судебного департамента при Верховном суде Российской Федерации и принятие федерального закона о порядке финансирования судов. Реализуя предложения съезда, Верховный суд Российской Федерации внес в Государственную Думу проекты федеральных законов «О Судебном департаменте при Верховном суде Российской Федерации» и «О финансировании судов в Российской Федерации», которые получили поддержку законодателя и стали законами. Это позволило реализовать финансовые гарантии независимости судебной власти, передать полномочия по организационному и материально-техническому обеспечению судов в компетенцию судебной системы Российской Федерации, исключить возможность прекращения и произвольного сокращения финансирования судов.
Аналогичные проблемы возникли и в сфере военной юстиции, поэтому по законодательной инициативе Верховного суда Российской Федерации был принят Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. «О военных судах Российской Федерации», в соответствии с действующей редакцией которого их основным назначением стала судебная защита прав военнослужащих.
«Движущей силой» судебной реформы стала принципиальная, последовательная и активная позиция судейского сообщества по вопросам развития судоустройства, судопроизводства и правового статуса судей.
В целях законодательного закрепления компетенции органов судейского сообщества, правовых основ коллегиального, гласного и независимого судейского самоуправления 14 марта 2002 г. по законодательной инициативе Верховного суда Российской Федерации был принят Федеральный закон «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».
Верховный суд РФ плодотворно взаимодействует с органами судейского сообщества, изучает, анализирует и реализует их предложения, в том числе в порядке законодательной инициативы.
Одной из конституционных гарантий принципа разделения властей выступает институт судебного контроля, который осуществляется в процедуре административного судопроизводства.
Несмотря на то что административное судопроизводство получило закрепление в статье 118 Конституции Российской Федерации, это конституционное положение долгое время оставалось нереализованным, и Верховный суд Российской Федерации более 15 лет отстаивал необходимость законодательного закрепления административной юстиции.
21 сентября 2000 г. Пленум Верховного суда Российской Федерации внес в Государственную Думу проект федерального конституционного закона «О федеральных административных судах в Российской Федерации».
Правительство Российской Федерации представило негативный отзыв к этому законопроекту, однако при его рассмотрении Государственной Думой в первом чтении состоялась острая дискуссия. В результате обсуждения большинство депутатов высказались в поддержку принятия проекта: «за» проголосовали 332 депутата, «против» - всего четверо (двое воздержались). Однако этот законопроект не получил дальнейшего развития.
Проект КАС РФ, подготовленный Верховным судом Российской Федерации еще в 2003 году, получил высокую оценку отечественных и зарубежных ученых и практикующих юристов.
Одновременно с работой над проектом Кодекса 15 сентября 2003 г. приказом по Верховному суду Российской Федерации в Судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда России был образован судебный состав по административным делам. А 16 ноября 2006 г. Пленум Верховного суда Российской Федерации внес в Государственную Думу проект Кодекса административного судопроизводства. Обновленная редакция Кодекса, доработанная с участием Верховного суда Российской Федерации, была внесена в Государственную Думу президентом Российской Федерации В.В. Путиным 26 марта 2013 г., и ранее внесенный Верховным судом России проект Кодекса был отозван из Государственной Думы Верховным судом в связи с внесением законопроекта Президентом Российской Федерации.
Кодекс административного судопроизводства Российской Федерации был принят и введен в действие с 15 сентября 2015 г.
В целях дальнейшего совершенствования административного судопроизводства Пленум Верховного суда Российской Федерации принял 24 постановления по вопросам рассмотрения судами административных дел, внес в Государственную Думу 5 проектов федеральных законов, направленных на совершенствование положений КАС РФ. Административная юстиция зарекомендовала себя как востребованный и эффективный правовой институт.
В 2021 году судами Российской Федерации было рассмотрено более 4,5 миллиона административных дел, а за 10 месяцев 2022 г. их количество также превысило 4,5 миллиона.
Удовлетворено 70% требований об оспаривании нормативных правовых актов, 39% требований об оспаривании решений, действий и бездействия органов власти и должностных лиц, 25% требований о защите избирательных прав граждан.
Важным критерием эффективности гражданского, арбитражного, административного и уголовного судопроизводства выступает качество правосудия, которое обеспечивается в том числе единообразием судебной практики.
За прошедшие 30 лет Пленум Верховного суда Российской Федерации принял свыше 400 постановлений по вопросам правоприменения, а президиум Верховного суда Российской Федерации утвердил более 150 обзоров судебной практики.
Повышенное внимание в этой работе уделяется реализации конституционных положений, в соответствии с которыми Российская Федерация является социальным государством, и за этот период Пленум Верховного суда России более 70 раз обращался к вопросам рассмотрения судами дел о защите трудовых, пенсионных, социальных и жилищных прав граждан.
С учетом рекомендаций Верховного суда Российской Федерации в судебной практике обеспечивается социальная направленность правосудия: за 10 месяцев 2022 года судами России удовлетворено 84% требований о защите пенсионных прав граждан, 93% требований в сфере образования, 46% требований в сфере здравоохранения и 64% требований в жилищной сфере.
Устойчивому социально-экономическому развитию способствует эффективная судебная защита прав и законных интересов бизнеса.
После объединения Верховного и Высшего арбитражного судов Российской Федерации в 2014 г. Пленум Верховного суда России принял 39 постановлений, содержащих более 2 тысяч правовых позиций, которые учитываются судами как в гражданском, так и в арбитражном судопроизводстве.
Президиум Верховного суда за этот период утвердил 50 обзоров судебной практики, содержащих более 1 тысячи правовых позиций по гражданским делам и экономическим спорам.
В результате этой работы обеспечена правовая определенность в сфере экономики, созданы правовые условия для стабильного осуществления в Российской Федерации инвестиционной и коммерческой деятельности. Критерием высокого качества правосудия выступает уровень профессионализма судей первой и апелляционной инстанций, регулярное повышение ими своей профессиональной квалификации с учетом актуальных изменений законодательства и судебной практики.
В этой связи в 1998 г. по инициативе Верховного суда Российской Федерации создана Российская академия правосудия, которой с 2015 года присвоен статус университета.
С 2017 г. по настоящее время обучение в РГУП прошли более 4 тысяч впервые назначенных судей, а свыше 30 тысяч действующих судей повысили свою квалификацию.
Университету предстоит более полно реализовать накопленный научный потенциал, активизировать работу в сфере фундаментальных правовых исследований.
Условием высокого качества правосудия выступает также своевременное выявление и устранение судебных ошибок.
Поэтому по законодательной инициативе Верховного суда Российской Федерации созданы и с 1 октября 2019 г. начали работу кассационные и апелляционные суды общей юрисдикции, кассационный и апелляционный военные суды.
Новая судоустройственная модель исключает совмещение в одном суде общей юрисдикции нескольких инстанций по одним и тем же категориям дел.
В работе кассационных и апелляционных судов общей юрисдикции реализуется принцип экстерриториальности правосудия, в соответствии с которым судебные округа не совпадают с административно-территориальным делением государства, чем обеспечивается повышение стандартов независимости судей.
В кассационном судопроизводстве также реализован принцип сплошной кассации, в соответствии с которым кассационные жалобы в судах общей юрисдикции рассматриваются коллегиально в судебном заседании с приглашением сторон. Введение процедуры сплошной кассации позволило повысить эффективность апелляционного и кассационного судопроизводства.
Количество удовлетворенных кассационных жалоб в гражданском судопроизводстве увеличилось с 4% до 13%, в административном судопроизводстве – с 3% до 15%, а в уголовном судопроизводстве – с 8% до 15%.
Сохраняют актуальность проблемы, связанные с возрастающей судебной нагрузкой: так, в 2001 г. суды Российской Федерации рассмотрели только по первой инстанции во всех видах судопроизводства 8,5 миллиона дел, 10 лет спустя (в 2011 г.) – 20 миллионов дел, а в прошлом году судами рассмотрено свыше 39 миллионов дел. Увеличение объема работы судов не должно приводить к снижению качества правосудия, и одним из перспективных направлений совершенствования судопроизводства выступает оптимизация судебной нагрузки, исключение избыточных судебных процедур. В этой связи реализованы законодательные инициативы Верховного суда Российской Федерации о расширении сферы применения приказного и упрощенного производства по гражданским, административным делам и экономическим спорам.
Конституционная гарантия судебной защиты прав и законных интересов граждан и организаций обеспечивается соблюдением разумных сроков судопроизводства, за нарушение которых, а равно и за нарушение разумных сроков исполнения судебного акта предусмотрена возможность присуждения компенсации.
За 10 месяцев этого года судами Российской Федерации рассмотрено 4,8 тысячи требований о присуждении компенсации, из них 1,3 тысячи требований, или 27%, связаны с нарушением разумных сроков судопроизводства, а 3,5 тысячи требований, или 73%, - с нарушением разумных сроков исполнения судебного акта. Удовлетворено 86% требований.
Конституционно-правовое закрепление в РФ получил принцип открытости судебного разбирательства, и за последние 30 лет Пленум Верховного суда Российской Федерации 17 раз обращался к вопросам его соблюдения судами.
Реализуя право законодательной инициативы, Верховный суд Российской Федерации внес в Государственную Думу 9 законопроектов, направленных на повышение правовых стандартов открытости правосудия.
В частности, по законодательной инициативе Верховного суда Российской Федерации принят закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации», во исполнение которого создано более 3 тысяч интернет-сайтов федеральных судов и мировых судей. Функционируют версии сайтов для слабовидящих и версии для мобильных устройств.
Осуществляется обязательная публикация судебных постановлений в интернете без какого-либо предварительного отбора, чем обеспечивается прозрачность судебной деятельности, и в настоящее время в ГАС «Правосудие» размещено более 87 миллионов судебных актов.
Во всех федеральных судах введены должности пресс-секретарей, обеспечивающих мониторинг медиапространства и участие журналистов в судебных заседаниях.
В этом году пресс-службами судов организованы более 700 конференций, брифингов и круглых столов с участием СМИ федерального, регионального и местного уровня.
26 апреля 2022 года создано и зарегистрировано Роскомнадзором единое сетевое издание судебной системы Российской Федерации - мультимедийный ресурс «Правосудие РФ».
Результатом законотворческой и правоприменительной деятельности Верховного суда РФ стало широкое общественное обсуждение вопросов совершенствования судопроизводства, и в этом году в СМИ было опубликовано свыше 80 тысяч материалов о законодательных инициативах и правовых позициях Верховного суда Российской Федерации.
Осуществляется выпуск печатных изданий судебной системы Российской Федерации общим тиражом более 100 тысяч экземпляров в год.
Принцип открытости правосудия органично связан с его доступностью, упрощением и ускорением процедуры обращения в суд, в том числе с использованием современных технологий.
За 10 месяцев этого года в электронном виде в суды подано более 4,5 миллиона процессуальных документов, с использованием видео-конференц-связи проведено свыше 350 тысяч судебных заседаний, а с использованием веб-конференции – более 300 тысяч судебных заседаний.
В целях реализации возможностей дистанционного обращения в суды созданы 2 миллиона личных кабинетов пользователей на интернет-портале ГАС «Правосудие», а суперсервис «Правосудие онлайн» предусматривает широкое использование судами технологий искусственного интеллекта.
В период пандемии президиум Верховного суда Российской Федерации и президиум Совета судей Российской Федерации приняли три совместных постановления по вопросам осуществления правосудия с соблюдением права граждан на охрану здоровья, в которых особое внимание уделялось применению судами электронных технологий.
С соблюдением этих рекомендаций в Российской Федерации обеспечивался широкий доступ к правосудию, и его осуществление не приостанавливалось и не прекращалось.
Кроме того, в этом году Верховным судом Российской Федерации внесены в Государственную Думу законопроекты о дальнейшем расширении сферы применения современных технологий в судопроизводстве, в том числе о более активном использовании интернета в целях направления судебных извещений, и о возможности рассмотрения дел в апелляционной, кассационной и надзорной инстанциях по электронным материалам, сформированным и заверенным тем судом, в котором находятся материалы дела на бумажном носителе.
Верховным судом Российской Федерации также реализуются системные и последовательные меры, направленные на дифференциацию преступлений и индивидуализацию уголовных наказаний.
Результатом этой работы стало сокращение судимости в РФ за последние 20 лет более чем в два раза - с 1 миллиона 266 тысяч осужденных в 2001 году до 601,1 тысячи осужденных в 2021 году. За этот период Пленум Верховного суда Российской Федерации более 50 раз обращался к вопросам назначения наказаний, и за 10 месяцев этого года лишение свободы назначено 29% осужденных, большинство из которых совершили тяжкие и особо тяжкие преступления. При этом свыше 70% осужденных к этой мере наказания имели неснятые и непогашенные судимости. Численность лиц, в отношении которых уголовное преследование прекращено судом, увеличилось с 2% в 1999 году до 21% в 2022 году.
Одно из важных направлений законотворческой деятельности Верховного суда России связано с исключением негативных социальных последствий судимости лиц, впервые совершивших преступления, не представляющих большой общественной опасности.
С 15 июля 2016 г. по законодательной инициативе Верховного суда Российской Федерации отдельные составы преступлений декриминализованы с введением административной преюдиции (УПК РФ Статья 90. Преюдиция. Обстоятельства, установленные вступившим в законную силу приговором, за исключением приговора, постановленного судом в соответствии со статьей 226.9, 316 или 317.7 настоящего Кодекса, либо иным вступившим в законную силу решением суда, принятым в рамках гражданского, арбитражного или административного судопроизводства, признаются судом, прокурором, следователем, дознавателем без дополнительной проверки. При этом такие приговор или решение не могут предрешать виновность лиц, не участвовавших ранее в рассматриваемом уголовном деле), а по другим составам преступлений предусмотрена возможность прекращения уголовного дела с назначением судебного штрафа.
По этому процессуальному основанию за 10 месяцев 2022 года судами прекращены уголовные дела в отношении 17 тысяч лиц, в том числе в отношении 11,5 тысячи лиц уголовное преследование прекращено судом по собственной инициативе.
13 октября 2020 г. Пленум Верховного суда Российской Федерации внес в Государственную Думу проект федерального закона о введении института уголовного проступка, реализация которого будет способствовать более широкому применению мер, альтернативных уголовному наказанию.
Верховный суд Российской Федерации неоднократно обращался к вопросам ограничения применения меры пресечения в виде заключения под стражу, и за последние 20 лет численность лиц, к которым она применена, сократилась более чем в 4 раза – с 366 тысяч лиц в 2001 году до 87,9 тысячи лиц в 2021 году.
Количество несовершеннолетних осужденных за последние 20 лет сократилось в 9 раз, а численность несовершеннолетних, которым избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, – почти в 10 раз.
Большое внимание Верховный суд Российской Федерации уделяет международной интеграции в сфере правосудия. С 2006 г. ежегодно проводятся совещания Председателей Верховных судов государств-членов ШОС.
Кроме того, Верховный суд России регулярно проводит Международный юридический форум стран АТР, участвует в форумах судей стран БРИКС, а 26 ноября этого года вступило в силу соглашение об образовании Совета председателей верховных (высших) судов государств-участников СНГ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В преддверии Х Всероссийского съезда судей Верховным судом России было проведено 6 совещаний с делегатами съезда, результаты которых свидетельствуют о том, что судейским сообществом России подготовлен ряд новых предложений по развитию правосудия.
В этой связи Верховному суду Российской Федерации и органам судейского сообщества России предстоит большая работа, направленная на совершенствование судопроизводства, обеспечение единообразия судебной практики, повышение правовой защищенности граждан и бизнеса.