Во время изнасилования преступником движет эмоциональный мотив, который нуждается в удовлетворении: лишь тогда порыв к насилию угасает. Мучителю нужно либо сопротивление жертвы, либо же её полное смирение со своей участью – из крайности в крайность. Дальнейшее поведение преступника при совершении акта изнасилования всецело зависит от поведения жертвы. Это поведение может быть разделено на два вида: смирившееся и противящееся.
Для начала разберёмся с толкованием сексуального насилия. Сексуальным насилием признаётся принуждение человека к какой-либо форме сексуальной активности вопреки его воле. Некоторые специалисты ошибочно предполагают, что насилие сексуального характера сопровождается исключительно физической силой, ведь часто встречаются случаи, когда насильник применяет и психологическое воздействие в виде шантажа, угроз, использование своего социального статуса и так далее. Поэтому часто физическая сила скрещена с психологическим воздействием, ибо при применении морального давления задача насильника завлечь потенциальную жертву к себе в логово.
Та или иная реакция насильника на сопротивление или смирение насилуемой складывается из представлений преступника о себе. Эмоциональный мотив обычно выражен у таких типов насильников, которые называются «стремящимися к власти». Отличительно особенностью данного типа является, что представители в силу своей несоциальности не могут удовлетворить своё либидо. Для таких людей характерна замкнутость, непопулярность у представителей другого пола, а также они движимы комплексом неполноценности. Недоступность лиц и их отвержение чувств насильника, раззадоривает его, вследствие чего это приводит к агрессивным волнениям, которые могут повлечь более жестокое к жертве обращение, чем могло быть, будь она более покорна и податлива. Лица, причисленные к данному типу, обычно желают увидеть покорную жертву, которая не станет отбиваться от его насильственных действий, а наоборот, даже примет его и с благодарностью будет на него смотреть. При таком сексуальном насилии преступник хочет насладиться бессилием и безысходностью жертвы и почувствовать своё превосходство над ней, свою власть и величие.
Женщин-полицейских ещё на первых курсах академии учат тому, что если насильник намерен взять тебя силой, то наслаждайся процессом, так как пути обратно нет, а сопротивление в большинстве случаев может разжечь в нём еще большее стремление к нанесению физического и морального вреда. В реальной жизни жертва может быть физически развита, но в руках преступника – вследствие беспомощности – насилуемые принимают сторону смирения, характеризующийся принятием своей безвыходности из данного положения в физических и моральных (особенно моральных) воздействий.
Касательно противящихся, во время акта сексуального насилия может как отбиваться, так и воздействовать на насильника методом психического унижения. Например, если жертва будет говорить: «Всё? Это всё, на что ты способен? Я ожидала большего» или «Фу, габариты твоего полового органа меня не впечатлили», вряд ли мучитель получит большое от этого удовольствие и удовлетворит свои потребности. Вряд ли, если насилуемая будет отбиваться со всех сил, рыпаться, царапать, извиваться, это понравится насильнику, ущемлённому социумом.
Подобное поведение мученицы может и положительно повлиять, если насильник – садист. Сам по себе он агрессивен, и такое же поведение (агрессивное) со стороны жертвы возбуждает его, ведь чем больше причин для изнасилования, тем больше для него удовольствия.
Та или иная реакция насильника на поведение жертвы складывается из личностных деформаций, возникающих вследствие разных обстоятельств: общественное влияние, применение насилия в детстве, фильмы, которые тоже могут вдохновить на совершение подобного рода преступления и т.д.
Резюмируя вышесказанное, можно прийти к выводу, что поведение насильника и жертвы – взаимосвязанные и взаимодополняющие явления. Исход акта сексуального насилия всецело зависит от обоих участников: податливость жертвы может повлечь, как и утешение самолюбия мученика, так и возбудить в нём агрессию, в то время как противящееся поведение – ущемление личности насильника или ещё большее желание причинить жертве физические и моральные страдания. Предугадать дальнейшее поведение насильника – это то же самое, что и в звёздное небо ткнуть. У данной проблемы нет решения. Единственный способ не быть моральной калекой всю оставшуюся жизнь и не быть объектом паллиативной помощи – избегать сомнительных локаций и помещений, а также не вестись на подозрительные предложения и сообщения.