В настоящее время общество переживает цифровизацию всех сфер деятельности, в том числе и систему образование. Цифровая экономика влияет на различные характеристики деятельности человека: изменение роли и возможностей личности в разных видах деятельности, появление новых предметов деятельности, новых технологий и инструментов, трансформация мотивационно-ценностных качеств.
Таким образом, цифровая экономика требует от современных обучающихся владение компетенциями, необходимыми для жизни в постоянно изменяющихся экономических условиях, возникает потребность в обучении в течение всей жизни [5]. Всё обозначенное выше позволит приобрести новые способности и умения, способность к самообучению, поиску необходимой информации, ориентации в тенденциях развития науки и техники. Творчество и креативность сегодня рассматриваются как способ расширения возможностей человека, элемент развития и воспитания, способность создавать новые понятия и формировать новые навыки [4, с.3-5].
К одному из ключевых навыков XXI века относится креативное мышление, которое так же является одним из компонентов функциональной грамотности обучающихся. При этом перед педагогами встает ряд вопросов: какими способами формировать и развивать креативное мышление современных обучающихся в постоянно изменяющихся социально-экономических условиях.
В прогнозе на 2023 год значение «креативности, оригинальности, инициативности» возрастёт по сравнению с «критическим мышлением и анализом» [3, с. 159-160].
Рассмотрим подробнее понятия «креативность» и «креативное мышление». М.И. Еникеев («Психологический энциклопедический словарь») определяет креативность как «способность индивида к нестандартному, творческому мышлению, чувственность индивида к проблемам и поиску путей их решения, способность к гибкому мышлению и выдвижению новых идей».
Креативность «как потребность в исследовательской деятельности, которая присуще каждому человеку от рождения и проявляется в форме рефлекса: «Что с этим можно сделать?» рассматривает В. Н. Козленко. Д.Б. Богоявленская дает оригинальное толкование понятия креативность, определяя её «как интеллектуальную способность выходить за пределы заданной ситуации» [1, с.15].
Креативное мышление – компонент функциональной грамотности, под которым понимают умение человека использовать своё воображение для выработки и совершенствования идей, формирования нового знания, решения задач, с которыми он не сталкивался раньше [2].
Таким образом, понятие креативности рассматривается с различных точек зрения в зависимости от того, что находится в центре внимания ученых: личность, продукт или процесс.
Активное развитие цифровой образовательной среды, применение цифровых технологий в образовательном процессе способствуют формированию у обучающихся не только умений поиска и отбора информации, но и дают возможность самовыражения.
Встает ряд вопросов: для чего нужно развивать креативное мышление обучающихся, какие способы использовать, как соотносится креативное мышление и цифровизация образования? Прежде всего, отметим, что в данном контексте креативное мышление следует рассматривать как компонент функциональной грамотности.
Наибольшей возможностью формирования креативного мышления обладают учебные предметы: литература, история, обществознание, география, изобразительное искусство и музыка, технология. Немаловажную роль в планировании уроков, направленных на развитие критического мышления, играет диагностика. Для мониторинга уровня развития критического мышления у обучающихся 5-9 классов целесообразно использовать методические материалы, разработанные Институтом стратегии развития образования Российской академии наук.
Сформированность креативного мышления определяется на основеоценки владения обучающимися исследуемыми компетентностями: письменное и визуальное самовыражение, решение социальных проблем, решение естественнонаучных проблем [3, с. 4]. Кроме того педагогу может помочь диагностический инструментарий, размещенный на платформе Российской электронной школы.
В педагогической практике используется много различных методов для развития креативности обучающихся, но наиболее эффективными можно определить следующие: метод перевернутого обучения, кейс-метод, метод кинопедагогики. Помимо обозначенных методов, важная роль отводится применению способов структурирования и визуализации получаемой информации, чтобы увидеть суть того или иного явления, что обеспечит быстрый поиск решения проблемы, выход из любой сложной ситуации.
Далее рассмотрим вариант проектирования урока, направленного на формирование креативного мышления. Можно выделить следующие структурные элементы урока:
- Обсуждение проблемы или разбор кейса.
- Поиск вопросов, на которые нужно найти ответы для решения проблемы.
- «Мозговой штурм» по поиску возможных решений.
- Анализ результатов.
- Формирование учебных задач и недостающих знаний.
- Индивидуальное обучение или работа в малых группах.
- Обсуждение результатов.
Чтобы данный сценарий урока дал результат, обращайте внимание на временные рамки, смену видов деятельности, проговаривайте цель и ожидания. Зафиксируйте план занятия как сценарий, используйте его для самоконтроля.
Таким образом, формирование компонентов функциональной грамотности, в том числе креативного мышления, в условиях цифровой трансформации образования является необходимым вектором развития жизненных компетенций обучающихся.
Умение работать с различными источниками информации, работа в команде, ведение конструктивного диалога, преодоление трудностей, презентация себя и своих достижений – всё это позволяет обучающимся адаптироваться к постоянным изменениям, происходящим в современном социуме.
И действительно, креативность сегодня – это способность генерации идей, способ решения социальных и личностных проблем.