Главная
Конференции
Социально-гуманитарные проблемы современности
Стихия воды/огня и их метаморфозы в русской народной культуре

Стихия воды/огня и их метаморфозы в русской народной культуре

Авторы:

Лулудова Елена Михайловна

Рубрика

Филологические науки

Ключевые слова

русская народная культура
природные стихии
вода
огонь
базовый контекст
архетипический смысл

Аннотация статьи

В статье рассматриваются некоторые особенности таких двух ключевых стихий русской народной культуры, как вода и огонь. Автор проводит сравнительные параллели их толкования в мировой практике и непосредственно в русском азбуковнике. Доказывается тезис об имеющемся многоуровневом понимании смысла рассматриваемых стихий в русском быту, обрядах и гаданиях.

Текст статьи

Древним славянам было свойственно космическое мировоззрение. Русич полностью зависел от окружающего мира, старался понять его, обожествлял. Особенно это касалось таких природных стихий, как огонь и вода. Русич считал, что такие явления, как дождь, град, молния и пожары находятся под управлением того или иного божества. Ему казалось, что он может узнать свое будущее, если соприкоснется с ними. Можно было это сделать через гадания или с помощью заговора. Чаще всего использовались гадания как невербальный или отстраненный способ. Цель нашего исследования – путем анализа двух главных стихий (вода и огонь) раскрыть основную базовую структуру славянских гаданий. Рассмотрим это поэтапно.

Обычно стихией воды репрезентированы такие архетипические смыслы, как: порождающая стихия, источник жизни; символ эротического начала; влага, эквивалент всех жизненных соков человека; средство очищения (в сакральном смысле); знак опасности и смерти; начало и конец всего на земле; переходное состояние и т. д. Водная стихия представляется как Женское начало, а слезы, вода – универсальное вещество для заполнения пространства, так как в ней заключены архетипы истины, жизни [4, с. 27]. Дж. Тресиддер в своем «Словаре символов» характеризует воду как символ; связывает ее с чистотой, плодородием, с началом жизни; подчеркивает, что вода – эмблема всего жидкого, а также растворения, смешения, сцепления, рождения и возрождения [5, с. 43]. 

Согласно В.И. Далю, вода – «стихийная жидкость, ниспадающая в виде дождя и снега, образующая на земле родники, ручьи, реки и озера, а в смеси с солями – моря» [2, с. 218]. Для русского человека вода – источник всякой жизни. У воды множество определений и характеристик. Она может быть колодезная, студеная, живая, мертвая, проточная, ключевая, болотная. Кроме того, бывает во́льная, матера́я, сочная (жирная), сухая, живая и мертвая, земляная, каменная (замороженная), минеральная (целебная), темная, теплая и множество производных от слова «вода» [2, с. 218-219]. Поэтому славяне-язычники гадали с ее помощью, строили ей и у нее святилища, совершали различные обряды, верили в тех, кто живет в воде (в частности, водяных и русалок), а также, что вода символизирует очищение и возрождение.

Для древних славян вода имела двоякий смысл. С одной стороны, они  обожествляли ее саму и все, что с ней связано. Верили в ее целебность, называли «милая», «чистая», «матушка», «вода – Богова сестрица», «вода – царица». Водой окропляли, благославляли, заживляли, раскрывали и проясняли. Ее очищающие, растворяющие и плодородные свойства связывались с происхождением воды (дар Матери-Земли или небесных богов в виде родниковой, дождевой или росистой воды), с неустойчивостью поверхности (в гаданиях использовали накрытие/открытие воды, смотрение, отправление по воде или кидание в нее чего-то), с переходностью состояния и формы (отсюда ее переливание, разбрызгивание, растапливание и т.д.), с целебными свойствами (обряды крещения, водосвятия, обмывания и т.д.). 

С другой стороны, вода была границей, отделяющей мир людей и «другой» мир. Считалось, что после смерти душа человека уходит под воду или пересекает водный рубеж, чтобы достичь загробный мир. Из обряда вызывания дождя путем поднятия к Небу больших сосудов (чар) и выливания воды на Землю возникли как слова «чародей», «чародейство», так и особый обряд отведения или навождения неких чар (включая толкование «любого действия с сосудом, полным воды» как «чародейства»).

  Однако вода всегда находилась рядом с огнем, а огонь возникал из воды, рождая все на земле. В алхимии огонь графически изображали в виде треугольника, так как он объединял стихии воды, воздуха, земли. Е.П. Блаватская писала, что почти во всех странах огонь определяется как «тройственный принцип: зримое пламя, незримое пламя и дух» [1, с. 28]. На Руси огонь считался всесильной и загадочной субстанцией. Он обладал очищающей природной силой. Он не должен был потухать или переходить в другие руки, так как иначе может прерваться связь с предками и уйдет изобилие в чужой дом. Огонь имел разновидности и подразделялся на живой, обжигающий, животворящий, вечный, вспыхивающий, кратковременный, возобновляющийся, крупный и мелкий, летучий и небесный [3, с. 644]. Огонь домашнего очага и дома противопоставлялся неконтролируемому огню. Его сила и активность почитались и вызывали страх.

Кроме того, русский человек не просто выделял и сохранял особость стихии воды и стихии огня. Он свое осознавание взаимосвязанности всего в мире отражал как амбивалентность каждого из рассматриваемых стихий или как их синонимичность. К примеру, огонь и вода в русских гаданиях и обрядах фиксируются в виде таких устойчивых сочетаний, как: «Все как огнем и водой взяло» (т.е. все исчезло), «Огню да воде не верь», «Огонь да вода – нужда да беда», «Огонь и вода супостаты», «Огню да воде Бог волю дал», «С огнем, с водой не поспоришь», «Огонь да вода в батраках хороши, а не дай им Бог своим умом зажить», «Огонь беда, вода беда: а и то беды, как ни огня, ни воды» и т.д. 

Но не только общеизвестное (по В. Далю), но и традиционная (функциональная) значимость, и космический потенциал воды и огня были учтены русским человеком, позволяли раскрывать базовые смысловые контексты. Таинство звучания и проникновения в смысл происходящего раскрывался благодаря учету каждого из звеньев. В данном случае нам помогает русская буквица, что передавалась из уст в уста. Так, прочитать любое слово можно было по-разному. Во-первых, слово что-то выражает по смыслу (это фиксируется и в современных толковых словарях, а у В.И. Даля словарь уже в своем названии имеет подчеркнутость этого действия, так как является словарем толкований «живого великорусского языка»). Во-вторых, каждая буква имеет значение (например, вода = веди+онь+добро+аз = ведаю оно добро есть, т.е. вода есть добро как таковое; огонь = он+глаголи+он+нашь+ерь = он глаголит, что он наша значимость). В-третьих, русская буквица – это еще и тайносмысл. В частности, слово «вода» с помощью русского азбуковника расшифровывается следующим образом:

В – мудрость на Земле и Небесах, ведаю

О – Бог, нечто самостоятельное, форма, структура

Д – развитие, достаток, полнота, преуспевание

А – Бог, живущий и сотворяющий на Земле, Я.

То есть в обобщенном виде в этом слове подразумевается: «Мудрость на Земле и Небесах ведаю как структуру Божьего преуспевания  и достатка, что заложена для меня - Бога живущего и сотворяющего на Земле». Что единым целым (всем словом целиком) и раскрывало (давало ве́дение) формы и структуры преуспевания на земле человека.

Таким образом, не только тяга к неизведанному, мистическому (субъективная потребность) заставляли русских людей обращаться к разным способам гадания, но и гадание как «приобщение, проникновение, узнавание, открытие чего-то еще пока неизвестного по определенным признакам» (объективная реальность) и привлечение именно конкретных предметов (в частности, воды и огня) могло дать результат (раскрыть скрытое), было необходимо, составляло суть.

Рассмотренные нами природные стихии вода и огонь входят: 1) в схему «стихия – закономерность – человек», что базируется на традиционном в славянской мифологии представлении о безупречной упорядоченности жизни; 2) в контекст «смерть – любовь – природа», что восходит к славянскому архаическому культу предков; 3) в единый «собирательный образ природы» в виде многосложных частных разновидностей.

Список литературы

  1. Аникин Д.Ю. Элементы теософии Блаватской в творчестве А.М. Горького // Дефиниции культуры: Сборник трудов Всероссийского семинара молодых ученых. Вып. 3. Томск: Изд-во Томского ун-та, 1998. 208 с.
  2. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т. 1. СПб.: ТОО «Диамант», 1998. 800 с.
  3. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 тт. Т. 3. СПб.: ТОО «Диамант», 1998. 560 с.
  4. Карасев Л. Знаки покинутого детства // Страна философов. М.: Наследие, 1994. 365 с.
  5. Тресиддер Дж. Символов символов. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. 448 с.

Поделиться

2737

Лулудова Е. М. Стихия воды/огня и их метаморфозы в русской народной культуре // Социально-гуманитарные проблемы современности : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 24 апр. 2020г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2020. С. 16-19. URL: https://apni.ru/article/615-stikhiya-vodiognya-i-ikh-metamorfozi-v-rus-kul

Другие статьи из раздела «Филологические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#18 (200)

Прием материалов

27 апреля - 3 мая

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

8 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 мая