Прогресс в современном мире продвигается большими темпами, сегодня общество предъявляет высокие требования к личности. Дети с большой легкостью могут пользоваться сложной современной техникой, а проявлять же свое речевое творчество – нет. Легче найти в Интернете, чем показать свой словесный потенциал. Свой личный опыт впечатлений, ощущений не могут описать даже в нескольких фразах. Живое общение, обмен впечатлениями переходит в краткий сленг или общение в чате, по телефону. Поэтому сегодня система образования отводит особое место вопросу качества образования. Предъявляются новые требования в воспитании и образовании подрастающего поколения. Педагогам необходимо использовать новейшие технологии для реализации учебно-воспитательных задач, учитывая возрастные психолого-педагогические возможности детей. Дошкольное учреждение – это первое и самое ответственное звено в общей системе народного образования.
Работая с детьми, мы сталкиваемся с тем, что у них плохо развита связная монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения.
Речь, во всём её многообразии, является необходимым компонентом общения, в процессе которого она, собственно, и формируется. Овладенье речью является одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве, именно приобретений, так как речь не дается человеку от рождения.
Ребенок находится большее время в детском саду вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такую ситуацию, проблему, чтобы направить развитие речи в нужное русло. В ходе работы стало ясно, что необходимо развивать речь детей посредством театрализованной деятельности.
Основной вид деятельности дошкольников – игра, игровое общение – это непринужденное общение. А именно театральная игра, в которой ребенок воспроизводит знакомые литературные сюжеты, активизирует мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует все стороны речи. Именно театрально – игровая деятельность помогает создать такие ситуации, в которых даже самые необщительные и скованные дети вступают в речевое общение и раскрываются. Такая речь включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства.
Театрализованная деятельность – это импровизация, оживление предметов и звуков, яркая эмоциональная передача образа героя вербальными и невербальными средствами, она связана с музыкальными и речевыми видами деятельности: пением, движением под музыку, слушанием, импровизацией, музыкальной игрой.
Театрально-игровая деятельность – одно из эффективных средств социализации дошкольника в процессе осмысления им нравственного подтекста литературного произведения, участия в игре, создающей благоприятные условия для развития чувства партнёрства, освоения способов позитивного взаимодействия.
В своей практике мы используем театрально-игровую деятельность, как средство развития активной речи детей дошкольного возраста.
Воспитательные возможности театрализованной деятельности огромны: ее тематика не ограничена и может удовлетворить любые интересы и желания ребенка. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Театрально-игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями, развивает интерес к литературе, активизирует словарь, способствует нравственно-этическому воспитанию каждого ребёнка. Речь их становится более выразительной, грамотной. Они начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем – в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
В педагогической литературе, посвященной изучению роли театрализованных игр в становлении личности ребёнка, авторы приводят разные классификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на:
- Игры-драматизации
- Режиссёрские игры
В играх – драматизациях ребёнок, исполняет роль в качестве «артиста».
Видами драматизации является:
- Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
- Ролевые диалоги на основе текста;
- Инсценировка произведений;
- Постановка спектаклей по одному или нескольким произведениям;
- Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.
В режиссёрской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребёнок, организуя деятельность как «сценарист и режиссёр», управляет «артистами».
Виды режиссёрских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду:
- Настольный;
- Плоскостной и объёмный;
- Кукольный (бибабо, пальчиковый, марионетка) и т.д.;
- Катушечный;
- Ложковый;
- Баночный;
- Кулачковый и т.д.
В них ребёнок не является действующим лицом, он создаёт сцены, ведёт роль игрушечного персонажа - объёмного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой.
Организация педагогической работы может осуществляться с использованием разнообразных видов совместной театрально-игровой деятельности детей и взрослых:
- театрализованные занятия, спектакли;
- драматизация, арт-терапия;
- музей кукол, музей театра;
- совместная театрализованная деятельность детей и взрослых;
- самостоятельная театрально-художественная деятельность;
- посещение драматических и музыкальных театров;
- мини-игры на других занятиях;
- театрализованные игры в повседневной жизни;
- музыкальные театрализации, музыкально-игровое творчество;
- театрализованные игры на праздниках, развлечениях;
- изготовление атрибутов к спектаклю, рисование по сюжету драматизаций.
Театрализованные игры в дошкольном возрасте основаны на разыгрывании сказок.
Русская народная сказка радует детей своим оптимизмом, добротой, любовью ко всему живому, мудрой ясностью в понимании жизни, сочувствии слабому, лукавством и юмором, при этом формируется опыт социальных навыков поведения, а любимые герои становятся образцами для подражания.
Очень важно внимательно выслушивать ответы и предложения детей; при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними; спросить, у кого, получилось, похоже и почему, а не у кого лучше; в заключении различными способами вызвать у детей радость.
Итак, возможности театрализованных игр, как средства активизации и развития речи дошкольников, достаточно широки. Они позволяют добиться совершенствования выразительности речи ребёнка, которая развивается в течение всего дошкольного возраста: от непроизвольной эмоциональной у малышей, к интонационной речевой у детей среднего возраста, а затем и к языковой выразительности речи старших дошкольников.
Выразительность речи имеет интегрированный характер и включает в себя вербальные (интонация, лексика, синтаксис) и невербальные (мимика, жесты, поза) средства. Использование в педагогической работе потешек и прибауток позволяет совершенствовать звуковую культуру речи – уточнять и закреплять правильное произношение звуков, четко артикулировать звуки в словах, развивать речевое дыхание. Формирование грамматического строя речи, речевой активности, слухового восприятия, речевого слуха, диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребёнка разных видов театрализованных игр.
Театрализованная деятельность одна из самых эффектных способов воздействия на детей, в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя. Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей.
Изучая психолого-педагогическую и методическую литературу, я пришла к выводу, что театрализованная игра оказывает большое влияние на речевое развитие ребёнка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, стараясь говорить четко, чтобы его все поняли.
Я считаю, что в театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жесты, поза, интонация, модуляция, голос). Поэтому именно театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. Она – неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, необходимость систематизировать её в едином педагогическом процессе очевидна.
Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует также участия родителей.
Важно участие родителей в тематических вечерах, в которых родители и дети являются равноправными участниками. В таких вечерах родители могут выступать в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.
Родителям необходимо поддерживать интерес ребенка к театрализованной деятельности. По мере возможности стараться присутствовать на детских спектаклях. Отмечать достижения и определять пути дальнейшего совершенствования. Предлагать исполнить понравившуюся роль в домашних условиях, помогать разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр.
Полученный положительный эмоциональный заряд от показа спектакля, приобретенная вера в свои силы повышают самооценку детей. Многие из них справляются со своими комплексами, учатся размышлять, анализировать свое поведение и поведение других людей, становятся внимательнее и терпимее друг к другу. Их игровая деятельность активизируется, приобретает творческий характер, эмоциональную насыщенность.
В душе каждого ребенка таится желание свободной театрализованной игры, в которой он воспроизводит знакомые литературные сюжеты. Именно это активизирует его мышление, тренирует память и образное восприятие, развивает воображение, совершенствует речь.
С. Я. Рубинштейн писал: “Чем выразительнее речь, тем больше в ней, выступает говорящий, его лицо, он сам”.
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи неоспоримо. С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи и наряду с основными методами и приёмами речевого развития детей можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.