Государственная поддержка сельского хозяйства в Пермском крае

Фермерские хозяйства играют важную роль в развитии сельских территорий, в росте агропромышленного комплекса Пермского края, а также в продовольственной безопасности страны. На этапе развития сельскохозяйственного предприятия фермеры сталкиваются с финансовыми и информационными проблемами. Небольшой стартовый капитал и необходимость в подготовке документации приводит фермерские хозяйства к медленному темпу экономического роста.

Аннотация статьи
эффективность
сельское хозяйство
экономика
малый бизнес
меры государственной поддержки
Ключевые слова

Одна из задач государственной поддержки – множество проверок за бюджетными тратами, что является трудоемким и длительным процессом. Процесс проверок отнимает много времени, поэтому требуется внести поправки в данный процесс, уделить больше внимания предупреждению нарушений, а также тому, чтобы не оборачивать данный процесс против предпринимателей, а наоборот, способствовать их деятельности, не нарушая полномочий. Также, чтобы сократить время подобных разбирательств, лучшим решением будет использование современного цифрового оборудования, которое позволит предпринимателям передавать информацию о нарушениях производителей товаров за доли секунды [7, c. 19].

Несмотря на государственную поддержку малых сельскохозяйственных предприятий, многие вопросы в агропромышленном комплексе остаются нерешенными и препятствуют эффективному развитию данной сферы. К примеру, для получения гранта аграрные предприниматели должны предоставить множество документов непременно в срок, а также свой разработанный бизнес-проект [8, c. 57].

Проблема заключается в том, что на все перечисленные бюрократические требования порой у них недостаточно знаний и опыта, отсутствие навыков делопроизводства и бухгалтерии, правовых аспектов и решения административных вопросов, включая отсутствие сил и времени ввиду тяжелого сельского труда. Для того чтобы аграрным предпринимателям облегчить процесс подачи документов на гранты, государственная поддержка должна сформировать специальные сельские центры по оказанию консультационных услуг. Специалисты консультационного центра смогут оказать своевременную грамотную помощь аграрным предпринимателям в сборе и заполнении необходимых документов и тем самым поспособствовать повышению уровня компетенции бизнесменов в юридических и организационных вопросах [4, с. 26]. Государственные организации, оказывающие содействие в развитии аграрной деятельности, должны определить первоочередные задачи по оказанию помощи и распределению бюджетных и внебюджетных средств преимущественно по этим направлениям.

Таким образом, содействие в решении основных проблем аграрного сектора повысит уровень конкурентоспособности малого бизнеса. Для расширения кредитного потенциала целесообразно формирование определенных институтов, расширяющих возможности получения займов, такие как сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, кассы взаимопомощи и другие. Упрощенные системы получения займов частично решат финансовые проблемы аграрных предпринимателей и повысят уровень рентабельности их производства. Высокий уровень рентабельности аграрного производства соответственно приведет к росту уровня конкурентоспособности малых аграриев.

В мировой практике проблема конкурентоспособности малого бизнеса решается через развитие таких производственных связей, как кооперация. На наш взгляд, одним из самых важных условий развития аграрного комплекса в нашей стране в рамках государственной поддержки является кооперация и интеграция малых форм рыночной коммерции. Форма потребительской кооперации поможет решить следующие проблемы: снизятся расходы на сельскохозяйственное сырье, производство и сбыт продукции; будут созданы оптимальные условия для стабильного развития и объединения фермерских ресурсов с ресурсами других сельскохозяйственных производителей.

Развитие малого бизнеса на сельской территории Пермского края играет важную роль в рамках обеспечения продовольственной безопасности края. Мотивацией для активного развития малого бизнеса на сельских территориях стало участие в реализации программ поддержки молодых, семейных фермерских хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов. Финансирование малого бизнеса реализовано в 2022 году в объеме 260,1 млн рублей.

В рамках поддержки малого бизнеса выделяются гранты на поддержку начинающих фермеров, максимальная дотация на выращивание крупного рогатого скота для производства говядины или молочного животноводства составляет 3,0 млн рублей, по остальным видам активов – 1,5 млн рублей. В 2022 году утверждено 55 грантополучателей на общую сумму 130,4 млн рублей. На развитие семейной животноводческой фермы определен размер гранта в объеме 10,0 млн рублей, по указанному направлению утверждено 9 бенефициаров, общая сумма грантов – 71,7 млн рублей. Также государственная поддержка оказывается сельскохозяйственным потребительским кооперативам на развитие материально-технической базы, максимальный размер гранта составляет 30,0 млн рублей. В 2022 году гранты предоставлены 5 кооперативам на общую сумму 57,7 млн рублей.

Инновационная государственная поддержка аграрного комплекса Пермского края должна охватывать следующие направления:

  • создание организаций для поддержки аграрных предпринимателей на ранней стадии их деятельности путем предоставления в аренду помещений на льготных условиях и оказания консультационных, бухгалтерских и юридических услуг;
  • реализация специальных программ поддержки конкурентоспособных, экспортно-ориентированных инновационных проектов;
  • поддержка микрофинансовых фондов сельских кредитных потребительских кооперативов;
  • финансирование инновационных малых предприятий через кредитную систему и создание рыночной инфраструктуры для поддержки инновационных сельскохозяйственных предприятий, в том числе венчурных фондов.

Грамотно выстроенная стратегия реализации предложенных мер государственной поддержки аграрного комплекса повысит уровень конкурентоспособности, рентабельности, эффективности сельскохозяйственного производства, способствует расширению воспроизводства, развитию ресурсного потенциала, что в целом повысит экономический уровень развития в стране.

Государственная поддержка является важным фактором для становления крепкого фермерского хозяйства. Одной из приоритетных мер государственной поддержки на территории региона является грант «Агростартап», направленный на содействие в развитии сельскохозяйственного предприятия начинающим фермерам. Получить грант могут крестьянские (фермерские) хозяйства, зарегистрированные в текущем году, а также граждане Российской Федерации, которые зарегистрируются в качестве КФХ в органах Федеральной налоговой службы в течение не более 30 календарных дней после дня объявления его победителем. Грант «Агростартап» предоставляется на основании соглашения, заключаемого между Министерством и получателями средств в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».

Для получения гранта необходимо выполнить условия:

  • Основным видом деятельности является производство и (или) переработка с/х продукции;
  • КФХ или ИП зарегистрировано в текущем;
  • Оплачивать за счет собственных средств не менее 10% затрат, указанных в плане расходов проекта «Агростартап»;
  • Оплачивать за счет собственных средств не менее 10% затрат, указанных в плане расходов проекта «Агростартап»;
  • Налоговая задолженности и задолженность перед внебюджетными фондами не должна превышать 10000 рублей.

В случае направления средств гранта на формирование неделимого фонда кооператива, членом которого является крестьянское (фермерское) хозяйство, ИП или гражданин Российской Федерации: Доля направляемых средств гранта не может быть менее 25% и более 50% от общего объема средств гранта; Наличие соглашения с кооперативом о передаче средств гранта «Агростартап», на формирование неделимого фонда которого будет направлен грант; Заявители не должны получать средства из бюджета Пермского края в соответствии с иными нормативными правовыми актами на те же цели; КФХ, ИП не являются или ранее не являлись получателем средств гранта «Агростартап»; КФХ, ИП, кооперативы не должны иметь просроченной задолженности по возврату в бюджет Пермского края субсидий, бюджетных инвестиций, предоставленных в том числе в соответствии с иными правовыми актами, и иной просроченной задолженности перед Пермским краем. Заявитель не является или ранее не являлся получателем средств финансовой поддержки (за исключением социальных выплат и выплат на организацию начального этапа предпринимательской деятельности), а также гранта на поддержку начинающего фермера; КФХ, ИП обязуются в течение срока освоения средств гранта «Агростартап» создать не менее 2 новых постоянных рабочих мест, если сумма гранта «Агростартап» составляет 2 млн рублей или более, и не менее 1 нового постоянного рабочего места, если сумма гранта «Агростартап» составляет менее 2 млн рублей; КФХ, ИП обязуются сохранить созданные новые постоянные рабочие места в течение не менее 5 лет с даты получения гранта «Агростартап»; Осуществлять деятельность в течение не менее 5 лет со дня получения средств гранта «Агростартап» и достигнуть показателей деятельности и результата, предусмотренных проектом создания и (или) развития хозяйства и включенных в соглашение, заключаемое между заявителем и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края; Реализация, передача в аренду, залог и (или) отчуждение имущества, приобретенного с участием средств гранта «Агростартап», осуществляемые в результате сделки, допускаются только при согласовании с Министерством, а также при условии неухудшения показателей деятельности, предусмотренных проектом создания и (или) развития хозяйства и соглашением, заключаемым между КФХ, ИП и Министерством сельского хозяйства и продовольствия Пермского края.

Таким образом, государство заинтересовано в развитии сельского хозяйства во всей стране, и на территории Пермского края. Фермеры нуждаются в финансовой и информационной поддержке, и государственное участие является важным фактором в развитии агропромышленного комплекса.

Текст статьи
  1. Об утверждении Порядка предоставления субсидий на создание системы поддержки фермеров и развитие сельскохозяйственной кооперации: постановление Правительства Пермского края от 06.05.2021г. № 275-п [электронный ресурс] – Режим доступа: https://agro.permkrai.ru/upload/ iblock/203/275_p_06.05.2021.pdf (Дата обращения 07.04.2023)
  2. Об утверждении государственной программы «Государственная поддержка агропромышленного комплекса Пермского края»: Постановление правительства Пермского края от 3 октября 2013 года № 1320-п [электронный ресурс] – Режим доступа: https://mfin.permkrai.ru/upload/pages/2721/ dat_1586157460803.pdf (Дата обращения 07.04.2023).
  3. Федеральный закон от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации» [электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_8572/ (Дата обращения 07.04.2023).
  4. Климентова Э. А., Дубовицкий А. А. Результативность государственной поддержки регионального сельского хозяйства // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2020. № 8. С. 36-41.
  5. Официальный сайт Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Пермскому краю [электронный ресурс] – Режим доступа: http://permstat.gks.ru/ (Дата обращения 07.04.2023).
  6. Сельскохозяйственная кооперация в России и за рубежом / «Агротехника и технологии» №01 – 60 с. – 2018.
  7. Старкова О. Я. Заработная плата и производительность труда в сельском хозяйстве // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. 2020. № 3. С. 39-43.
  8. Чеснокова Л. А., Яшина Н. И. Налоговая нагрузка в сельскохозяйственной отрасли РФ и необходимость ее изменения // Финансы и управление. 2016. № 2. С. 118-124.
Список литературы