Введение
В современной России социальная реклама играет важную роль в жизни общества. Такая реклама помогает наладить диалог между властью и обществом, доказывает заинтересованность государства в решении важнейших социальных проблем и необходимость участия в них граждан.
Миссия социальной рекламы заключается в изменении поведенческой модели общества. Социальная реклама формирует ценности, информирует людей о социально значимых событиях, влияет на поведение людей, побуждает к гражданским действиям, поддерживает благотворительность, привлекает дополнительные ресурсы в социальную сферу, информирует людей о способах преодоления трудных жизненных обстоятельств.
1. Понятие социальной рекламы
В своей наиболее распространенной форме социальная реклама относится к рекламе общественных и государственных интересов в общественно-полезных или благотворительных целях.
Термин "социальная реклама" используется только в России, во всем мире такую рекламу называют "некоммерческой" или "общественной".
В отличие от коммерческой рекламы, социальная реклама не направлена на получение прибыли. Это современный способ распространения социально важной, значимой или полезной информации, который осуществляется посредством рекламы общественных интересов.
Федеральный закон от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ "О рекламе" определяет социальную рекламу как информацию, распространенную любым способом, в любой форме и с использованием любых средств среди неопределенного круга лиц в целях достижения благотворительных или иных общественно полезных целей и способствующую реализации интересов государства.
2. Функции социальной рекламы
Основная функция социальной рекламы – информационная. Например, плакаты выполняют эту роль, информируя людей о проведении субботников, количестве дорожно-транспортных происшествий за последний год и т.д.
Вторая функция – образовательная. Эта функция отличает социальную рекламу от коммерческой. Это систематическая передача информации через плакаты, видеоролики, бюллетени и другие средства коммуникации для повышения уровня грамотности населения.
Третья функция – воспитательная. Цель – воспитание в обществе определенных моделей поведения и отношения к действительности.
Четвертая – социокультурная функция. Она способствует сохранению национальной самобытности, культуры, традиций и языка.
Пятая функция – идеологическая – заключается в формировании и укреплении идеологических основ государства, включая распространение определенных идей, формирование господствующей в обществе идеологии.
3. Актуальные темы социальной рекламы в России
Социальная реклама все чаще используется за пределами мегаполисов и находит все большее применение в регионах. Например, в Оренбурге Светлана Калашникова, основатель и руководитель организации "Я выбираю жизнь", и ее команда сняли социальную рекламу в поддержку больных раком. В съемках принимали участие женщины, преодолевшие эту страшную болезнь.
Основными аспектами социальной рекламы являются:
- поддержание позитивного общественного сознания, соответствующего интересам государства и пропагандирующего моральные нормы и ценности;
- повышение качества жизни населения и пропаганда семейных и гуманитарных ценностей;
- деятельность, направленная на устранение неблагоприятных социальных условий.
При более детальном рассмотрении направления социальной рекламы в Российской Федерации могут быть представлены следующим образом: здоровый образ жизни; воспитание социальной активности, сознательности и ответственности; борьба с домашним насилием; безопасность участников дорожного движения; формирование экологического менталитета.
4. Проблемы развития социальной рекламы в России
Хотя социальная реклама существует в России уже почти 20 лет, наиболее активное ее развитие наблюдается только с 2020 года. Этот "прорыв" можно объяснить широким распространением COVID-19.
Потенциал социальной рекламы в России еще не полностью реализован. Количество и качество социальной рекламы в России оставляет желать лучшего из-за отсутствия средств на производство телевизионных роликов, оплаты эфирного времени и рекламных щитов. Существуют также проблемы с качеством социальной рекламы. Государство получает рекламу низкого качества, заставляя СМИ и рекламные агентства работать бесплатно. Отчасти это связано с тем, что в России нет специального координационного органа в этой области. Проблематичным является и злоупотребление статусом социальной рекламы для достижения социально не значимых целей. В частности, политическая реклама часто выдается за социальную. Мало внимания уделяется тому факту, что для социальной рекламы в России разным целевым аудиториям нужны разные медиа – интернет, пресса, телевидение, радио и наружная реклама. Следует также учитывать кризис в традиционной медиасреде. С одной стороны, товарная реклама помогает покупателям узнать о товаре, а производителям продать свою продукцию в условиях рыночной конкуренции. С другой стороны, интенсивность рекламы возросла настолько, что общество стало реагировать на нее крайне негативно. Реклама вызывает ненужные покупки и поощряет культуру потребления. По большому счету, она превратилась в фоновый шум, с которым все знакомы и научились не только игнорировать, но и активно сопротивляться ее восприятию. К сожалению, это относится не только к коммерческой, но и к социальной рекламе, важность и социальная польза которой неоспорима.
Заключение
В современном российском обществе социальная реклама пока еще не очень распространена. Несмотря на многие недостатки, в частности, государственное регулирование рекламы, в ее развитии есть и положительные сдвиги. В настоящее время она получает все большее распространение в связи с необходимостью информировать людей об актуальных социальных проблемах и предупреждать их о последствиях этих проблем. Сегодня социальная реклама является важным инструментом формирования общественного сознания и установок, а также средством коммуникации, позволяющим государству, крупным корпорациям и некоммерческим организациям донести свои послания до широкой аудитории.