Познавательное развитие дошкольников в процессе поисковой деятельности
научный журнал «Актуальные исследования» #8 (11), апрель '20

Познавательное развитие дошкольников в процессе поисковой деятельности

Статья посвящена проблеме познавательного развития в процессе поисковой деятельности детей дошкольного возраста, а именно акцент направлен на детей старшего дошкольного возраста. В рамках данной статьи рассмотрено исследование, в ходе которого наблюдается процесс формирования познавательного развития и интереса у детей старшего дошкольного возраста посредством использования моделирования в образовательной деятельности.

Аннотация статьи
модель
познавательное развитие
познавательный интерес
познание
наглядное моделирование
Ключевые слова

Познание – воспроизведение в сознании характеристик объективной реальности.

Современная теория обучения и воспитания при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые формируются у него под влиянием деятельности и общения.

Формирование познавательных интересов, естественно связывают с процессом учения, когда главное содержание жизни ребенка состоит в постепенном переходе с одной ступени знаний на другую, с одного уровня овладения познавательными и практическими умениями к другому, более высокому [1].

Кроме вопросов, которые тоже являются проявлением познавательных действий, сюда включаются исследовательские действия, при помощи которых ребёнок сам добывает нужные ему сведения о мире [2].

Наиболее эффективной формой и методом развития умственных способностей дошкольника является наглядное моделирование [3].

Дети старшего дошкольного возраста уже могут систематизировать накопленную и полученную информацию, посредством логических операций устанавливать связи и зависимости, расположение в пространстве и во времени. Развивается знаково-символическая функция сознания, то есть умение использовать знаки для обозначения действий, признаков, построения модели логических отношений между понятиями. Познавая различные объекты, события, явления ребёнок учится не только анализировать и сравнивать, но и делать выводы и выяснять закономерности, обобщать и конкретизировать, упорядочивать и классифицировать представления и понятия. У него появляется потребность утвердиться в своем отношении к окружающему миру путём созидания [4].

Модели помогают более успешно осуществлять обобщение и систематизацию знаний детей об окружающем мире и природе. С помощью моделей и схем дети легче и быстрее запоминают название и усваивают строение изучаемых объектов.

Использование моделей успешно помогает детям обогащать опыт познания окружающего мира, побуждает желание больше узнать о нем [5].

Нами был проведено исследование в феврале 2020 г., на тему «Познавательное развитие дошкольников в процессе поисковой деятельности», оно состояло из трёх этапов: констатирующий, формирующий и заключительный.

В исследовании участвовали дети старшего дошкольного возраста, в общем количестве 40 человек, условно разделённых на 2 группы контрольную и экспериментальную, по 20 человек на каждую группу.

Перед началом проведения эксперимента мы поставили гипотезу: познавательное развитие будет лучше формироваться, если педагоги целенаправленно будут включать в образовательный процесс моделирование, а также, если будут созданы условия для самостоятельной поисковой деятельности. И решили ее проверить в эксперименте.

На констатирующем этапе нами было проведено первичное диагностирование детей экспериментальной и контрольной групп по двум методикам:

  1. «Выбор сюжетно-тематических картинок» Н. В. Пророк;
  2. «Выучи слова» Р. С. Немов.

На формирующем этапе нами был составлен и реализован план экспериментальных занятий по моделированию по формированию познавательного развития в процессе поисковой деятельности у детей старшего дошкольного возраста. На этом этапе нами проводились экспериментальные занятия по формированию познавательного развития в процессе поисковой деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Помимо занятий, мною проводились игры на формирование познавательного развития такие как «Кто больше запомнит», «Скажи правильно», Палочки Кюизенера «Пассажиры и поезд», «Красивый узор», «Что мы делаем?», «Дни недели по порядку» и др. Данные игры послужили средством формирования познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста.

Кроме экспериментальных занятий и игр, так же мною проводились и игровые упражнения, они способствовали укреплению познавательного интереса у детей экспериментальной группы. Такие как «Найди отличия», «Лабиринт», «Назови предмет» и др.

На заключительном этапе, мы провели повторное диагностирование, а позже мы сравнили результаты первичного и вторичного диагностирования детей экспериментальной и контрольной групп.

Мы выяснили по первой методике «Выбор сюжетно-тематических картинок» Н. В. Пророк, у экспериментальной группы произошли не большие изменения, 2 детей изменили свою заинтересованность в творческой деятельности, а проявили ее в учебной и трудовой деятельности.

В контрольной же группе, ни каких изменений по данной методике мы не обнаружили.

Данная методика помогла нам понять, что заинтересованность детей старшего дошкольного возраста может меняться время от времени.

Следующую методику мы провели «Выучи слова» Р. С. Немов, по результатам данной методики мы можем наблюдать заметные изменения, они наблюдаются у детей с высоким уровнем развития, изначально при первом диагностировании их было 5 детей а после вторичного диагностирования стало 8 детей, в эту группу детей , которые имеют высокий уровень развития прибавились дети в количестве 3 человек, которые имели средний уровень развития, так же мы заметили динамику повышения познавательного развития у детей которые имеют средний уровень познавательного развития, при первом диагностировании по количеству детей их было 10 человек, после вторичного диагностирования их количество не изменилось, но изменились некоторые дети, одни перешли со среднего уровня развития на высший, а так же дети имеющие низкий уровень развития тоже увеличили свой процент познавательного развития и поднялись на средний уровень познавательного развития, тут мы видим, заметные изменения у детей которые имеют низкий уровень познавательного развития, при первом диагностировании их наблюдалось 5 человек, при повторном диагностировании мы наблюдаем улучшенную картину, результат второго диагностирования составил 2 ребенка.

Повторное диагностирование в контрольной группе не выявило ни каких изменений.

Познавательное развитие детей старшего дошкольного возраста, мы сводим к познавательному интересу. Так как именно от интересов детей зависит будут они развиваться и получать знания в данной области или же нет.

Таким образом, судя по результатам проведённых диагностик, а также экспериментальной работы, которую мы проводили в экспериментальной группе дала положительный результат. Мы можем сделать вывод, гипотезу, которую мы поставили в самом начале эксперимента подтвердилась. Дети стали лучше запоминать информацию, лучше стали отвечать на вопросы. Не боясь, что они могут сказать неправильно.

Формирование познавательного интереса в условиях дошкольной образовательной организации требует целенаправленной, скоординированной и педагогически организованной деятельности руководителей, педагогов, других должностных лиц системы дошкольного образования [6].

Текст статьи
  1. Ахметова Г. С. Методическая разработка «Поисково-познавательная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» г. Нефтеюганск 2019 г. – 77 с.
  2. Развитие познавательной активности детей дошкольного возраста в поисково-исследовательской деятельности [Электронный ресурс] https://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-poznavatelnoi-aktivnosti-detei-doshkolnogo-vozrasta-v-poiskovo-isledovatelskoi-dejatelnosti.html
  3. Ушачев, В. П. Обучение основам творческой деятельности [Текст] / В. П. Ушачев – Магнитогорск, 2011. – 55 с.
  4. Смирнова, Е. О. Педагогические системы и программы дошкольного воспитания [Текст] / Е. О. Смирнова – М.: Владос, 2012. – 119 с.
  5. Удальцова, Е. И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников [Текст] / Е. И. Удальцова: Минск, 2012. – 128 с.
  6. Губанова, Н. Ф. Игровая деятельность в детском саду [Текст] / Н. Ф. Губанова. – М.: Мозаика – Синтез, 2011. – 110 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 мая по 31 мая
Осталось 3 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
04 июня
Загрузка в elibrary
04 июня
Рассылка печатных экземпляров
08 июня