Главная
АИ #29 (108)
Статьи журнала АИ #29 (108)
Специальные и визуальные эффекты: различия и применение в кинопроизводстве

Специальные и визуальные эффекты: различия и применение в кинопроизводстве

Автор(-ы):

Шелестов Станислав Александрович

25 июля 2022

Секция

Культурология, искусствоведение, дизайн

Ключевые слова

кино
специальные эффекты
визуальные эффекты
искусство
технологии в кино
кинопроизводство

Аннотация статьи

Статья рассматривает эволюцию спецэффектов (SFX) и визуальных эффектов (VFX) в киноиндустрии. Начиная с пионеров, таких как Жорж Мельес, использующих камерные трюки и оптические иллюзии, статья отслеживает развитие SFX через Золотой век Голливуда и в современную эру продвинутых материалов и технологий. Аналогично, VFX также эволюционировали от ранних техник, таких как стеклянная живопись, до цифровой революции компьютерной генерации изображений (CGI). Статья показывает, как VFX выросли экспоненциально в последние десятилетия, используя пример "Звездных Войн", чтобы продемонстрировать увеличение использования VFX в фильмах, даже при схожих бюджетах. В целом, статья предоставляет обзор истории и развития SFX и VFX в киноиндустрии.

Текст статьи

Путь спецэффектов (SFX) начался на заре кинематографа, когда такие первопроходцы, как Жорж Мельес, использовали трюки с камерой и оптические иллюзии. Этот дух изобретательства перенесся в Золотой век Голливуда, когда процветали миниатюры и рисунки на стекле. Современная эпоха принесла с собой достижения в области материалов и технологий, подняв SFX на новую высоту в таких фильмах, как «2001: Космическая одиссея» (1968) и «Звездные войны» (1977) (далее – ЗВ).

Визуальные эффекты (VFX) развивались вместе со спецэффектами (SFX), а ранние методы (например, рисунки на стекле) подготовили почву для цифровой революции. Появление компьютерных изображений (CGI) в 1970-х и 1980-х годах изменило VFX, как это видно в фильмах «Трон» (1982) и «Бездна» (1989). Это цифровое новшество продолжилось в новаторских фильмах, например, «Парк Юрского периода» (1993) и «Матрица» (1999).

Развитие визуальных эффектов и их применение проще увидеть на графике.

Возьмем для примера “Звездные Войны” – фильмы, которые минимум дважды совершали революцию в визуальных эффектах. Если для первого фильма было создано 360 кадров с VFX, то буквально через несколько лет этот показатель утроился. И это связано не только с увеличившимся бюджетом. Как видно из второго графика, уже во время активного развития компьютерной графики, при сравнительно одинаковом бюджете, количество визуальных эффектов растет.

Рис. 1

Давайте посмотрим на еще одну трилогию, создатели которой уже на протяжении нескольких десятилетий раздвигают границы возможного – трилогию Питера Джексона “Властелин Колец”.

Рис. 2

С разницей между фильмами в год, (следует сделать оговорку, что эта цифра условна, так как производство трилогии велось беспрерывно с 1997 года), количество VFX снова многократно увеличивается, при сохранении бюджета.

В мире кинопроизводства как спецэффекты, так и визуальные эффекты играют решающую роль в воплощении творческих и фантастических элементов на экране. Хотя эти термины часто используются взаимозаменяемо, они относятся к различным методам и процессам. Далее мы рассмотрим ключевые различия между спецэффектами (SFX) и визуальными эффектами (VFX), а также обсудим, когда лучше использовать одни или другие для создания красивой кинематографичной картинки.

Спецэффекты (SFX)

Специальные эффекты относятся к практическим приемам, снятыми на камеру во время самого съемочного процесса. Эти эффекты создаются с помощью реквизита, грима, аниматроники, пиротехники и других физических средств. SFX может варьироваться от простого грима до сложных механических устройств, имитирующих действия или события. Некоторые распространенные примеры спецэффектов включают протезы, миниатюры, практические взрывы и моделирование погоды.

Преимущества спецэффектов:

  1. Осязаемое взаимодействие: актеры могут физически взаимодействовать со спецэффектами, что может привести к более аутентичной и убедительной игре.
  2. Реализм: поскольку эффекты создаются на съемочной площадке, они выглядят более реалистично, так как естественным образом взаимодействуют с окружающей средой и условиями освещения.

Визуальные эффекты (VFX)

Визуальные эффекты создаются в цифровом виде или добавляются какие-то улучшенные элементы во время постобработки. Эти эффекты часто связаны с манипулированием живыми кадрами с использованием компьютерного программного обеспечения, такого как Adobe After Effects, Nuke или Houdini. VFX может включать цифровой композитинг, 3D-моделирование, анимацию, дорисовку фона, отслеживание движения камеры и многое другое.

Преимущества визуальных эффектов:

  1. Гибкость: VFX предлагает большую гибкость и контроль, поскольку корректировки и исправления могут быть внесены в пост-продакшн.
  2. Безопасность: сложные, опасные или невозможные сцены можно безопасно и убедительно создавать с помощью цифровых технологий.

Так когда же использовать спецэффекты и когда – визуальные эффекты. Выбор между SFX и VFX часто зависит от конкретных требований сцены, бюджетных ограничений и сроков производства. Вот некоторые факторы, которые следует учитывать:

  1. Реализм: если реализм является приоритетом и эффект может быть безопасно достигнут на съемочной площадке, SFX может быть предпочтительным выбором.
  2. Бюджет и время: SFX может быть дорогим и трудоемким для создания, в то время как VFX иногда может предложить более экономное и эффективное решение.
  3. Безопасность и осуществимость: для опасных или невозможных сцен VFX может предоставить безопасную и убедительную альтернативу.
  4. Творческий контроль: VFX предлагает большую гибкость с точки зрения изменений и корректировок, что делает его подходящим вариантом, когда необходима точная настройка на этапе постпродакшна.

При упоминании слов Спецэффекты (SFX) или Визуальные эффекты (VFX) перед глазами встает ослепительная компьютерная графика, но есть и более тонкая сторона: невидимые эффекты.

Примеры невидимых визуальных эффектов включают в себя:

  1. Расширение границ съемочной площадки: кинематографисты могут расширять или изменять окружение, добавляя такие элементы, как здания или пейзажи, без дорогостоящих практических решений.
  2. Удаление объектов: ненужные объекты, такие как страховочные тросы или крепления для камер.
  3. Цифровой грим: VFX может слегка улучшить внешний вид актера или добавить мелкие детали, например, шрамы, которые многое говорят об истории персонажа.
  4. Изменение погодных условий и смена времени года.

Невидимые визуальные эффекты применяют гораздо чаще. Если вы не заметили их в кадре, значит, художники выполнили свою работу на отлично.

Для понимания, насколько сложным и многоступенчатым может быть процесс создания визуальных эффектов, приведем усредненный пайплайн (рис. 3). Он может изменяться в зависимости от задач конкретной студии.

Рис. 3. Пайплайн создания VFX

Заключение

Как спецэффекты, так и визуальные эффекты играют жизненно важную роль в кинопроизводстве. Понимание различий между SFX и VFX и знание того, когда использовать каждую технику, может значительно улучшить повествование и визуальное воздействие фильма. Тщательно учитывая такие факторы, как реализм, бюджет, безопасность и творческий контроль, кинематографисты могут принимать обоснованные решения о наиболее эффективном подходе к воплощению своего видения в жизнь.

Список литературы

  1. VFX Shots Race: Upcoming VFX Movies (https://www.upcomingvfxmovies.com/svfx-shots-race/)
  2. History of VFX: State of the Industry 2019 (in en-US). 2019-03-20. Blake, Conner. "Why 'The Mandalorian' uses virtual sets over green screens”. (https://encyclopedia.pub/entry/28574)
  3. Greatest Visual and Special Effects (F/X) - Milestones in Film: Tim Dirks, Roger Ebert Endorsement (https://www.filmsite.org/visualeffects.html)
  4. VFX – Everything You Need To Know: https://www.nfi.edu/vfx/

Поделиться

Шелестов С. А. Специальные и визуальные эффекты: различия и применение в кинопроизводстве // Актуальные исследования. 2022. №29 (108). URL: https://apni.ru/article/6160-spetsialnie-i-vizualnie-effekti-razlichiya

Другие статьи из раздела «Культурология, искусствоведение, дизайн»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня