Автор(-ы):
Синегубова Юлия Викторовна
Попова Ольга Алексеевна
Павлова Ольга Игоревна
Канищева Наталья Владимировна
11 мая 2023
Секция
Педагогика
Ключевые слова
Аннотация статьи
В данной статье мы рассказываем о ранней профориентации у старших дошкольников, о роли использования информационно-коммуникационных технологий в процессе знакомства дошкольников с миром профессий.
Текст статьи
Дошкольный период развития ребенка – это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире через визуальное восприятие. Именно сейчас малыш восприимчив к информации и готов к познанию. Именно в этот период полезно дать ребенку базовые знания о профессиях. Знакомясь с трудовой деятельностью взрослых, ребенок не только расширяет свою осведомленность о мире, но и обретает набор элементарных навыков, которые помогут ему сориентироваться в обществе.
В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети начинают свое знакомство с миром профессий.
Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.
Ранняя профориентация в дошкольном образовании преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессии), но не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности, его знакомства с профессиями родителей.
Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.
Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.
В ранней профориентации дошкольников мы используем следующие технологии:
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
Информационно-коммуникационные технологии помогают знакомить дошкольников с недоступными для их наблюдения профессиями.
В своей педагогической деятельности при ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с многообразием мира профессий мы широко используем презентации. Их условно можно разделить на две группы:
Мы предлагаем вниманию детей короткометражные мультипликационные фильмы о профессиях.
Для ознакомления детей с профессиями широко используют технологию «Гость группы».
В условиях дистанционного обучения эти технологии и методы ознакомления с профессиями невозможно использовать в своей работе.
Для ознакомления детей с трудом взрослых мы используем такие традиционные методы обучения и воспитания, как:
Формы работы по ранней профориентации дошкольников, применяемые в нашем детском саду:
Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трем основным направлениям:
1. Приближение детей к труду взрослых – осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий.
Организованная образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий; прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.
2. Приближение работы взрослых к детям – к этому направлению относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий.
Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.
3. Совместная деятельность взрослого и ребенка – к этому направлению относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов, в совместной и свободной деятельности педагога и детей.
Мы надеемся, что в результате нашей работы по ранней профориентации и использованию современных образовательных технологий, наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.
Таким образом, ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, а чтобы сделать эту мечту еще ярче, задача современных педагогов – внедрять новые формы работы с воспитанниками, используя дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.
Список литературы
Поделиться
Синегубова Ю. В., Попова О. А., Павлова О. И., Канищева Н. В. Формирование основ ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством использования информационно-коммуникационных технологий // Актуальные исследования. 2023. №19 (149). Ч.II.С. 68-70. URL: https://apni.ru/article/6161-formirovanie-osnov-rannej-proforientatsii-det