Главная
АИ #19 (149)
Статьи журнала АИ #19 (149)
Формирование основ ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста пос...

Формирование основ ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством использования информационно-коммуникационных технологий

Автор(-ы):

Синегубова Юлия Викторовна

Попова Ольга Алексеевна

Павлова Ольга Игоревна

Канищева Наталья Владимировна

11 мая 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

профориентация
дошкольник
мир профессий
информационно-коммуникационные технологии

Аннотация статьи

В данной статье мы рассказываем о ранней профориентации у старших дошкольников, о роли использования информационно-коммуникационных технологий в процессе знакомства дошкольников с миром профессий.

Текст статьи

Дошкольный период развития ребенка – это именно тот эмоционально-образный этап, когда он накапливает данные о мире через визуальное восприятие. Именно сейчас малыш восприимчив к информации и готов к познанию. Именно в этот период полезно дать ребенку базовые знания о профессиях. Знакомясь с трудовой деятельностью взрослых, ребенок не только расширяет свою осведомленность о мире, но и обретает набор элементарных навыков, которые помогут ему сориентироваться в обществе.

В рамках преемственности по профориентации детский сад является первоначальным звеном в единой непрерывной системе образования. Дошкольное учреждение – первая ступень в формировании базовых знаний о профессиях. Именно в детском саду дети начинают свое знакомство с миром профессий.

Профессиональная ориентация – это система мероприятий, направленных на выявление личностных особенностей, интересов и способностей каждого человека для оказания ему помощи в разумном выборе профессии, наиболее соответствующих его индивидуальным возможностям.

Ранняя профориентация в дошкольном образовании преимущественно носит информационный характер (общее знакомство с миром профессии), но не исключает совместного обсуждения мечты и опыта ребенка, приобретенного им в каких-то видах трудовой деятельности, его знакомства с профессиями родителей.

Важно чтобы ребёнок с раннего возраста проникся уважением к любой профессии, и понял, что любой профессиональный труд должен приносить радость самому человеку и быть полезным окружающим людям.

Таким образом, формирование представлений дошкольников о мире труда и профессий – это актуальный процесс в современном мире, который необходимо строить с учётом современных образовательных технологий.

В ранней профориентации дошкольников мы используем следующие технологии:

  1. Игровые технологии.
  2. Проектная деятельность.
  3. Познавательно-исследовательская деятельность.
  4. Информационно-коммуникационные технологии.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

Информационно-коммуникационные технологии помогают знакомить дошкольников с недоступными для их наблюдения профессиями.

В своей педагогической деятельности при ознакомлении воспитанников с трудом взрослых, с многообразием мира профессий мы широко используем презентации. Их условно можно разделить на две группы:

  • виртуальные экскурсии: проводились такие экскурсии как «На корабле», «В ателье», «В парикмахерской», «Автовокзал», «В больнице», «Школа», «На стройке», «На хлебозаводе», «На маслозаводе» и другие;
  • презентации с профессиями, где взрослые изображены на реальных рабочих местах.

Мы предлагаем вниманию детей короткометражные мультипликационные фильмы о профессиях.

Для ознакомления детей с профессиями широко используют технологию «Гость группы».

В условиях дистанционного обучения эти технологии и методы ознакомления с профессиями невозможно использовать в своей работе.

Для ознакомления детей с трудом взрослых мы используем такие традиционные методы обучения и воспитания, как:

  • словесный (беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы);
  • наглядный (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, рассматривание картин и иллюстраций);
  • практический (экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда);
  • игровой (сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, игровые ситуации).

Формы работы по ранней профориентации дошкольников, применяемые в нашем детском саду:

  • экскурсии, наблюдения во время целевых прогулок;
  • рассказы воспитателей и родителей;
  • организованная образовательная деятельность;
  • игры, праздники и развлечения;
  • самостоятельная деятельность детей.

Система работы по формированию у детей представлений о труде взрослых строится по трем основным направлениям:

1. Приближение детей к труду взрослых – осуществляется в процессе организованной образовательной деятельности по формированию представлений о труде людей разных профессий.

Организованная образовательная деятельность сопровождается рассказом, рассматриванием иллюстраций и изображений инструментов, материалов, спецодежды представителей профессий; прослушиванием художественных произведений, дидактическими играми, что позволяет детям наиболее полно понять суть и процесс профессиональной деятельности взрослого.

2. Приближение работы взрослых к детям – к этому направлению относятся экскурсии, наблюдения, тематические встречи с людьми разных профессий.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых – наблюдения и экскурсии, которые обеспечивают наглядность и ясность получаемых представлений, способствуют накоплению ярких эмоциональных впечатлений.

3. Совместная деятельность взрослого и ребенка – к этому направлению относятся сюжетно-ролевые игры, дидактические игры, подвижные игры, чтение художественной литературы, игровые ситуации и другие формы деятельности, которые могут реализовываться в течение режимных моментов, в совместной и свободной деятельности педагога и детей.

Мы надеемся, что в результате нашей работы по ранней профориентации и использованию современных образовательных технологий, наши дети научатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, получат представления о мире профессий, осознают ценностное отношение к труду взрослых, будут проявлять самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшему успешному обучению в школе, а в будущем стать профессионалами своего дела.

Таким образом, ознакомление детей дошкольного возраста с профессиями взрослых – одна из важных задач социализации ребёнка. Представление о профессиях позволяет детям глубже проникнуть в мир взрослых, понять и принять его. Оно формирует интерес к труду, зарождает мечту о собственном будущем, а чтобы сделать эту мечту еще ярче, задача современных педагогов – внедрять новые формы работы с воспитанниками, используя дифференцированный и индивидуальный подходы, инновационные образовательные методики и игровые технологии, которые являются фундаментом всего дошкольного образования.

Список литературы

  1. Потапова Т. В. Беседы с дошкольниками о профессиях – М.: Сфера, 2005. – С. 28.
  2. Куцакова Л. В. Трудовое воспитание в детском саду. Система работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2012. – С.70.
  3. Шорыгина Т. А. Профессии. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М.: Гном, 2013. – С.13.
  4. Кондрашов В. П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. – Балашов: Издательство «Николаев», 2004. – С. 37.

Поделиться

291

Синегубова Ю. В., Попова О. А., Павлова О. И., Канищева Н. В. Формирование основ ранней профориентации детей старшего дошкольного возраста посредством использования информационно-коммуникационных технологий // Актуальные исследования. 2023. №19 (149). Ч.II.С. 68-70. URL: https://apni.ru/article/6161-formirovanie-osnov-rannej-proforientatsii-det

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня