Главная
АИ #19 (149)
Статьи журнала АИ #19 (149)
Диагностика креативности в подростковом возрасте

Диагностика креативности в подростковом возрасте

Рубрика

Психология

Ключевые слова

креативность
творческое мышление
мышление
творческий потенциал
творчество

Аннотация статьи

В статье рассматриваются современные исследования, посвященные исследованию креативности у подростков.

Текст статьи

Подростковый возраст – это период существенных сдвигов и изменений, как в психическом, так и личностном развитии. В подростковом возрасте личность сталкивается с новыми противоречивыми ситуациями, которые вызывают неоднозначные противоречивые представления о себе и окружающем мире. Порой подросток не может правильно оценить ситуацию, приводит не всегда адекватные рассуждения о происходящем. Зачастую пытается пробовать новые пути в принятии и понимании мира, а так хочет найти своё место в нём. В результате происходит активизация и стимулирование творческого потенциала. Креативность в этот период проявляется через тягу к самоутверждению и различным видам деятельности, широту склонностей и предрасположенность к различным видам деятельности.

Впервые в 1922 г. Д.Симпсон обозначил термином «креативность» способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. К.Роджерс в 1994 г. – способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Исследования креативности позволили накопить содержательный материал, но единой теории, однозначного определения, всеми признанных диагностических методик креативности до сих пор нет.

Одна из основных задач психологии творчества – изучение закономерностей и механизмов творческого процесса и креативности. В самом общем смысле креативность понимается, как способность к творчеству. Креативность (от лат. creatio – созидание) – это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.

В сознании современного человека идея творчества связана с идеей прогресса, а также постоянного повышения культурного и социального престижа творческой деятельности. Творчество подразумевает глубокий личностный процесс, не подверженный стандартизации, где индивид выступает не только в роли объекта, но и в роли субъекта самореализации и саморазвития. Категория «креативность», связывающая личностный и деятельностный аспекты творчества понимается как «творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания» [2].

Мы же считаем, что креативность трактуется как общая способность к творчеству, которая характеризует личность в целом и проявляется в различных сферах активности. Креативность – это порождение оригинальных идей в условиях разрешения и постановки новых проблем, обнаружение необычных способов выражения. Изучив определения креативности, можно сделать вывод, что креативность – это интегральное свойство личности, предполагающее варьирование путей решения различных проблем, проявляющееся в индивидуально-психологических особенностях личности.

Подростковый возраст считают наиболее сенситивным для развития креативности и в целом влияющим на становление личности.

Почему так? Изучая развитие подростка, Д.И. Фельд-штейн полагает, что эмоциональная сфера в этом возрасте влияет на многие аспекты в поведении и общении подростков. Также следует напомнить об особенностях чувств подростков при переживании ими серьезного перелома в своей жизни. Подростки начинают замечать существенные изменения в своей внешности как следствие полового созревания, приносящего им новые эмоции и открывая перед ними новую сторону жизни, не интересовавшую их ранее. Они совершенно по-другому начинают воспринимать и себя, и родителей, и друзей. Как бы предчувствуя вступление во взрослую жизнь, они начинают ускорять события, когда отстаивают свою самостоятельность и право на собственное мнение. Так же развивается естественная подростковая гибкость, стремление к самосовершенствованию, активный отказ от стереотипов, формируется образ - «Я». Подростки отказываются от стереотипов, стремятся к независимости и самосовершенствованию [1].

Смагулов Е.К. в своем исследовании «Особенности развития в подростковом возрасте» пишет, что при столкновении личности с новыми противоречивыми жизненными ситуациями, в подростковом возрасте происходит стимуляция и активизация ее творческого потенциала. Важнейшим интеллектуальным компонентом творчества становится преобладание дивергентного мышления, предполагающего множество равных и одинаково правильных ответов на один и тот же вопрос [3].

Важно учитывать, что развитие креативности не происходит стихийно, оно не определяется генетически, а зависит от культуры, в которой воспитывается подросток. А. Маслоу пишет, что развитие креативности может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям или к производству произведений искусства, сколько для создания хорошего человека. Таким образом, мы хотим сказать, что креативность выступает как одно из свойств личности, которое можно и нужно развивать.

Решающую роль в развитии креативности отводят микросреде, в которой растёт ребенок. При исследовании семейных отношений на развитие креативности обращают внимание на гармоничность – негармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми; творческую – нетворческую личность родителя как образца для подражания; общность – разрозненность интеллектуальных интересов членов семьи; ожидание достижений или независимости родителей по отношению к ребенку. Между негармоничными эмоциональными отношениями в семье, психотичностью родителей и высокой креативностью детей Д.Манфилдом, Р.Альбертом и М.Рунко обнаружены положительные корреляции. Если в семье культивируется регламентация поведения, предъявляются одинаковые требования ко всем детям, существуют гармоничные отношения между членами семьи, то это приводит к низкому уровню креативности детей. Творческая личность выглядит как психологически нестабильная. Таким образом, семейная среда, в которой ребенку уделяют должное внимание, предъявляются к нему различные несогласованные требования, контроль за поведением мал, способствует развитию креативности ребенка [2].

Но в то же время высокий уровень способен вызвать некоторые проеблемы в жизни подростка. К примеру, анализ результатов проведенного исследования Вишневской О. Н позволяет сделать вывод о том. Повышение креативности до определенного оптимального уровня способствует незатрудненному общению. Однако следует учитывать, что очень высокий уровень креативности наоборот способен вызвать эти самые трудности в общении [1].

Развитие креативности воспитанников является актуальной задачей любого педагогического коллектива образовательного учреждения. Важно научить подростка плодотворно использовать свободное время. Становление культуры обращения со свободным временем требует педагогического сопровождения. Социально-культурная деятельность – нравственно мотивированное, общественно значимое взаимодействие людей в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры. Одна из сфер социально-культурной деятельности – досуг. Следовательно, включение подростка в социальнокультурную деятельность может служить средством развития его креативности [2].

Так в Смагулова Н.Т. своей работе определяет наиболее эффективные способы развития креативности и применение их на уроках истории. По её словам, релаксационные и игровые упражнения, способствующие расслаблению и снятию напряжения; спонтанную творческую деятельность, отстаивание своей точки зрения и озвучивание своих ощущений по окончанию занятий, позволили развивать креативность на каждом уроке истории. Апрограмма по развитию креативности позволила формировать у подростков такие качества, как оригинальность, гибкость, разработанность, беглость мышления и, как следствие, повысить уровень мотивации к урокам истории. Данная работа положительно отразилась на увеличении продуктивности в учебной деятельности [4].

Таким образом, подводя итоги, мы хотим сказать, что очевидной становится важность креативности как категории мышления как для каждого подростка в частности и для всего социума в целом. Ведь креативность позволяет личности самосовершенствоваться и самореализовываться в новых условиях, быть субъектом своей жизнедеятельности. От уровня развития креативности во многом зависит экономический, политический и культурный успех страны.

Список литературы

  1. Вишневская О.Н. Креативность как фактор затрудненного общения подростков // Сибирский педагогический журнал. 2014. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kreativnost-kak-faktor-zatrudnennogo-obscheniya-podrostkov
  2. Петронюк И. С. Развитие креативности подростков в социокультурной деятельности / И. С. Петронюк // Академия профессионального образования. – 2019. – № 9(88). – С. 50-60. – EDN SSIKQA.
  3. Смагулов Е.К., Смагулова Н.Т. Особенности развития креативности в подростковом возрасте // Педагогическая наука и практика. 2022. №2 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-kreativnosti-v-podrostkovom-vozraste
  4. Смагулова Н.Т. Развитие креативности подростков в процессе обучения истории // Педагогическая наука и практика. 2020. №4 (30). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kreativnosti-podrostkov-v-protsesse-obucheniya-istorii

Поделиться

1183

Абулхалиева А. Д. Диагностика креативности в подростковом возрасте // Актуальные исследования. 2023. №19 (149). Ч.II.С. 80-82. URL: https://apni.ru/article/6163-diagnostika-kreativnosti-v-podrostkovom

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря