Подростковый возраст – это период существенных сдвигов и изменений, как в психическом, так и личностном развитии. В подростковом возрасте личность сталкивается с новыми противоречивыми ситуациями, которые вызывают неоднозначные противоречивые представления о себе и окружающем мире. Порой подросток не может правильно оценить ситуацию, приводит не всегда адекватные рассуждения о происходящем. Зачастую пытается пробовать новые пути в принятии и понимании мира, а так хочет найти своё место в нём. В результате происходит активизация и стимулирование творческого потенциала. Креативность в этот период проявляется через тягу к самоутверждению и различным видам деятельности, широту склонностей и предрасположенность к различным видам деятельности.
Впервые в 1922 г. Д.Симпсон обозначил термином «креативность» способность человека отказываться от стереотипных способов мышления. К.Роджерс в 1994 г. – способность обнаруживать новые способы решения проблем и новые способы выражения. Исследования креативности позволили накопить содержательный материал, но единой теории, однозначного определения, всеми признанных диагностических методик креативности до сих пор нет.
Одна из основных задач психологии творчества – изучение закономерностей и механизмов творческого процесса и креативности. В самом общем смысле креативность понимается, как способность к творчеству. Креативность (от лат. creatio – созидание) – это способность человека порождать необычные идеи, находить оригинальные решения, отклоняться от традиционных схем мышления.
В сознании современного человека идея творчества связана с идеей прогресса, а также постоянного повышения культурного и социального престижа творческой деятельности. Творчество подразумевает глубокий личностный процесс, не подверженный стандартизации, где индивид выступает не только в роли объекта, но и в роли субъекта самореализации и саморазвития. Категория «креативность», связывающая личностный и деятельностный аспекты творчества понимается как «творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания» [2].
Мы же считаем, что креативность трактуется как общая способность к творчеству, которая характеризует личность в целом и проявляется в различных сферах активности. Креативность – это порождение оригинальных идей в условиях разрешения и постановки новых проблем, обнаружение необычных способов выражения. Изучив определения креативности, можно сделать вывод, что креативность – это интегральное свойство личности, предполагающее варьирование путей решения различных проблем, проявляющееся в индивидуально-психологических особенностях личности.
Подростковый возраст считают наиболее сенситивным для развития креативности и в целом влияющим на становление личности.
Почему так? Изучая развитие подростка, Д.И. Фельд-штейн полагает, что эмоциональная сфера в этом возрасте влияет на многие аспекты в поведении и общении подростков. Также следует напомнить об особенностях чувств подростков при переживании ими серьезного перелома в своей жизни. Подростки начинают замечать существенные изменения в своей внешности как следствие полового созревания, приносящего им новые эмоции и открывая перед ними новую сторону жизни, не интересовавшую их ранее. Они совершенно по-другому начинают воспринимать и себя, и родителей, и друзей. Как бы предчувствуя вступление во взрослую жизнь, они начинают ускорять события, когда отстаивают свою самостоятельность и право на собственное мнение. Так же развивается естественная подростковая гибкость, стремление к самосовершенствованию, активный отказ от стереотипов, формируется образ - «Я». Подростки отказываются от стереотипов, стремятся к независимости и самосовершенствованию [1].
Смагулов Е.К. в своем исследовании «Особенности развития в подростковом возрасте» пишет, что при столкновении личности с новыми противоречивыми жизненными ситуациями, в подростковом возрасте происходит стимуляция и активизация ее творческого потенциала. Важнейшим интеллектуальным компонентом творчества становится преобладание дивергентного мышления, предполагающего множество равных и одинаково правильных ответов на один и тот же вопрос [3].
Важно учитывать, что развитие креативности не происходит стихийно, оно не определяется генетически, а зависит от культуры, в которой воспитывается подросток. А. Маслоу пишет, что развитие креативности может быть чрезвычайно полезно не столько для подготовки людей к творческим профессиям или к производству произведений искусства, сколько для создания хорошего человека. Таким образом, мы хотим сказать, что креативность выступает как одно из свойств личности, которое можно и нужно развивать.
Решающую роль в развитии креативности отводят микросреде, в которой растёт ребенок. При исследовании семейных отношений на развитие креативности обращают внимание на гармоничность – негармоничность отношений между родителями, а также между родителями и детьми; творческую – нетворческую личность родителя как образца для подражания; общность – разрозненность интеллектуальных интересов членов семьи; ожидание достижений или независимости родителей по отношению к ребенку. Между негармоничными эмоциональными отношениями в семье, психотичностью родителей и высокой креативностью детей Д.Манфилдом, Р.Альбертом и М.Рунко обнаружены положительные корреляции. Если в семье культивируется регламентация поведения, предъявляются одинаковые требования ко всем детям, существуют гармоничные отношения между членами семьи, то это приводит к низкому уровню креативности детей. Творческая личность выглядит как психологически нестабильная. Таким образом, семейная среда, в которой ребенку уделяют должное внимание, предъявляются к нему различные несогласованные требования, контроль за поведением мал, способствует развитию креативности ребенка [2].
Но в то же время высокий уровень способен вызвать некоторые проеблемы в жизни подростка. К примеру, анализ результатов проведенного исследования Вишневской О. Н позволяет сделать вывод о том. Повышение креативности до определенного оптимального уровня способствует незатрудненному общению. Однако следует учитывать, что очень высокий уровень креативности наоборот способен вызвать эти самые трудности в общении [1].
Развитие креативности воспитанников является актуальной задачей любого педагогического коллектива образовательного учреждения. Важно научить подростка плодотворно использовать свободное время. Становление культуры обращения со свободным временем требует педагогического сопровождения. Социально-культурная деятельность – нравственно мотивированное, общественно значимое взаимодействие людей в процессе создания, освоения, сохранения и распространения ценностей культуры. Одна из сфер социально-культурной деятельности – досуг. Следовательно, включение подростка в социальнокультурную деятельность может служить средством развития его креативности [2].
Так в Смагулова Н.Т. своей работе определяет наиболее эффективные способы развития креативности и применение их на уроках истории. По её словам, релаксационные и игровые упражнения, способствующие расслаблению и снятию напряжения; спонтанную творческую деятельность, отстаивание своей точки зрения и озвучивание своих ощущений по окончанию занятий, позволили развивать креативность на каждом уроке истории. Апрограмма по развитию креативности позволила формировать у подростков такие качества, как оригинальность, гибкость, разработанность, беглость мышления и, как следствие, повысить уровень мотивации к урокам истории. Данная работа положительно отразилась на увеличении продуктивности в учебной деятельности [4].
Таким образом, подводя итоги, мы хотим сказать, что очевидной становится важность креативности как категории мышления как для каждого подростка в частности и для всего социума в целом. Ведь креативность позволяет личности самосовершенствоваться и самореализовываться в новых условиях, быть субъектом своей жизнедеятельности. От уровня развития креативности во многом зависит экономический, политический и культурный успех страны.