Главная
АИ #19 (149)
Статьи журнала АИ #19 (149)
Диагностика стрессоустойчивости в юношеском возрасте

Диагностика стрессоустойчивости в юношеском возрасте

Рубрика

Психология

Ключевые слова

стресс
жизнестойкость
стрессоустойчивость
юношеский возраст

Аннотация статьи

В статье представлен теоретический обзор имеющихся исследований диагностики стрессоустойчивости в юношеском возрасте за последние 5 лет. Раскрыты понятия «стрессоустойчивость», «жизнестойкость». Рассмотрены уровни и структура стрессоустойчивости у студентов, способы борьбы с ним.

Текст статьи

Одно из самых сложных переживаний, состояний для человека – это ситуация неопределенности. Субъект деятельности не знает, что ждет его в «завтрашнем» дне и чего ждать от «сегодняшнего». Некоторые, в силу своих личностных особенностей, замирают, другие – активно действуют, приспосабливаются и адаптируются к новым условиям и к новой среде.

Безусловно и неоспоримо, что и те, и другие испытывают стресс. В современных реалиях жизни он является неотъемлемой составляющей жизни человека, помимо бытовых и насущных трудностей будней человека, это еще и стимул к незамедлительным действиям. Проблеме диагностике стрессоустойчивости в юношеском возрасте следует уделять пристальное внимание, так как помимо стресса, который обусловлен закономерностями развития, есть еще и дополнительные фрустраторы. Здоровая во всех планах и аспектах молодежь – это залог процветания любого развитого и развивающегося государства.

Проблемами стресса были увлечены психологи зарубежья и отечественные. Определение стрессу дал известный канадский ученый Г. Селье в 1936 году. По его мнению, стресс – это реакция на физические, органические и химические раздражители.

В последнее время в современной психолого-педагогической науке большое внимание уделяется проблеме стресса, стрессоустойчивости человека. Ведь ежедневно каждому приходится сталкиваться с большим потоком информации, требующим немедленной переработки. Стрессу подвержены все категории населения, в том числе и студенческая молодежь.

Среди основных причин возникновения стрессовых ситуаций у студентов можно выделить следующие: выбор профессии и подготовка к будущей профессиональной деятельности, смена привычного круга общения (одноклассники) и социализация в новом коллективе (однокурсники), достижение эмоциональной независимости от родителей, проблемы с финансами и жилищные проблемы, самостоятельное обеспечение себя питанием, подготовка к семейной жизни, учебная деятельность (сессии, зачеты, экзамены, неуспеваемость и др.)

В разные времена изучались различные стороны влияние стресса на жизнь человека и способы борьбы с ним. Этим занимались такие современные исследователи, как, например, А.А. Андреева, М.Л. Хуторян, И.А. Комарова, Н.В. Дроздова, Е.Е. Асманкина, А.В. Лузько, А.А. Повзун, А.А. Повзун.

По мнению А.А. Андреевой, исследования в области повышения стрессоустойчивости студентов не менее актуальны, чем изучению работающего населения, так как уровень стрессоустойчивости связан с успешностью учебной деятельности студентов и их отношением к процессу обучения и, как следствие, влияет на подготовку конкурентно способных и профессиональных работников. М.Л. Хуторян в своей работе доказывает, что при применении антистрессовых стратегий перед экзаменами значительно повышается стрессоустойчивость студентов во время интеллектуальных испытаний, а по данным И.А. Комаровой, у студентов, прошедших единичный курс воздействия эфирными маслами, наблюдалось более низкая активность симпатической нервной системой по сравнению с контрольной группой [1].

Рассмотрим более современные исследования, которые проводились за последние 5 лет. Дроздова Наталья Владимировна и Асманкина Екатерина Евгеньевна и их исследование 2023 года («Особенности жизнестойкости в юношеском возрасте») отмечают тот факт, что социально-психологические условия жизнедеятельности современного человека отличаются высоким уровнем психической напряженности, ведь значительная часть событий жизни проходит в экстремально-стрессовых, социально стрессовых ситуациях. Как следствие этого мы можем отметить снижение чувства безопасности современного человека, а также его психологической защищенности. Пандемии, экономический и социальный кризис, реформации различных общественных институтов, информационная насыщенность, ускорение ритма жизни и прочие угрозы жизни и благополучию личности в современном мире все больше становятся привычным атрибутом жизни.

В силу этого к новому поколению, особенно в период юности, являющийся предшествующим самостоятельной взрослой жизни, предъявляются особые требования высокой ответственности за собственную жизнь, развитой способности приспособиться, адаптироваться к постоянному напряжению, успешно реализовывать себя в различных видах деятельности, включая профессиональную, и вырабатывать навыки решения проблем на основе таких качеств и свойств личности, которые позволили бы эффективно самореализовываться. Все это определяет высокую актуальность изучения жизнестойкости в юношеском возрасте.

Американский ученый С.Р. Мадди в своих исследованиях жизнестойкость рассматривает как интегральную характеристику личности, обеспечивающую готовность человека успешно преодолевать жизненные трудности. На наш взгляд лексически слова «жизнестойкость» и «стрессоустойчивость» синонимичны.

Так, авторы статьи представили следующие данные по уровню жизнестойкости: высокий уровень – 30%, средний уровень – 40%, низкий – 30%. Также подробно был рассмотрен компонент вовлеченности разных групп в юношеском возрасте – старшеклассники и студенты. Установлено, что студенты более жизнеустойчивы. Из этого можно сделать вывод, что студенты испытывают большую удовлетворенность своей жизнью, у них есть больше включенности в свою жизнь, интерес к ней. Такая разница, по мнению авторов обусловлена тем, что студенты в момент поступления включены в разные социальные и профессиональные группы, чего не скажешь об учениках с, чаще всего, привычной средой, привычными традициями и правилами. Рассматривая субъективное ощущение контроля над своей жизнью, у студентов также эти показатели выше, старшеклассники же полагают, что их жизнь не зависит от них и их решений. Полученные данные можно объяснить тем, что студенты уже сделали свои «шаги» в профессиональном становлении, большинство их учебных дисциплин отражают их интересы, они погружаются в практические аспекты, получают новый опыт, поэтому их показатели жизнестойкости выше [2].

Интересным представляется исследование Р.М. Шагиева, в котором он исследовал структурно-функциональные характеристики стрессоустойчивости в спортивной деятельности. Согласно его работе, структура стрессоустойчивости спортсмена может быть представлена следующими блоками, которые относятся к разным уровням интегральной индивидуальности: психодинамические свойства (активность, ригидность, эмоциональная возбудимость, темп реакций); волевые качества (выдержка, целеустремленность, настойчивость, самоконтроль, инициативность, самостоятельность, ответственность, энергичность); особенности саморегуляции поведения (общий уровень саморегуляции поведения, планирование, моделирование, оценка результатов, гибкость); мотивация (мотивация стремления к успеху) [3].

А.А. Повзун и А.А. Повзун в своем труде «Роль мониторинга стрессоустойчивости в оценке адаптационных возможностей студентов-медиков СурГУ» сравнивая уровень и компоненты стрессоустойчивости начальных и выпускных курсов, приходят к заключению, что уровень стрессоустойчивости повышается с каждым курсом. Хорошая стрессоустойчивость студентов и ее рост за время обучения также подтвердились. Но, понимая, что анализ компонентов стрессоустойчивости при таком результате имеет абсолютно прикладное значение, важно отметить, что судя по суммам отдельных шкал, большинство студентов-медиков склонны все излишне усложнять, причем усложнять те обстоятельства, на которые не могут напрямую повлиять или что-либо в них изменить [4].

Исследование Л.А. Имамгалиевой «Социологический анализ влияния стресса на учебное поведение студентов» позволило узнать то, какие методы борьбы со стрессом предпочитают современные студенты – общение с друзьями (18,6 %), сон (16,2 %), спорт (11,5 %). Вдобавок, согласно полученным данным, главной причиной стрессов у студентов является неудовлетворенность результатами своей деятельности – 17,3 %. Неудовлетворенность результатами своей деятельности, а значит среда, в которой обучаются студенты, воспринимается как неблагоприятная для реализации своих планов, целей. Недостаток времени является одной из наиболее частых причин стресса [5].

Таким образом, стресс – это неизбежный компонент современной жизни. Стресс в определенном дозировании необходим для оптимального функционирования человека, поскольку многие, попадая в жесткие обстоятельства, находясь в состоянии сильнейшего напряжения, начинают работать и учиться продуктивнее. Более того, постоянное развитие человека невозможно без достаточно стрессового выхода из зоны комфорта.

Однако длительное воздействие стрессовых факторов и не умение справиться со сложившейся ситуацией может привести к прямо пропорциональному эффекту: снизится эффективность и качество учебы, работы, на этом фоне возникнут нарушения сна, аппетита; депрессия; склонность к аддиктивному (зависимому) поведению. Следовательно, работа со студенческой молодежью должна предполагать профилактические мероприятия, направленные на повышение уровня стрессоустойчивости и может включать в себя психолого-педагогические тренинги, консультативную работу, пропаганду разнообразных способов здорового образа жизни.

Подводя итоги всего вышесказанного хочется оставить вопрос проблемы рассмотрения диагностики стрессоустойчивости оставить открытым, так как реалии жизни диктуют новые источники стресса в молодежной среде, при этом, и новые способы борьбы с ним, адаптации к меняющейся среде, соответственно, стрессоустойчивости.

Список литературы

  1. Курясев И. А. Стресс и стрессоустойчивость студентов [Текст] / И. А. Курясев // Вестник РУДН. Серия: Экология и безопасность жизнедеятельности. – 2013. – № 5. – С. 64-66.
  2. Дроздова Н. В., Асманкина, Е. Е. Особенности жизнестойкости в юношеском возрасте [Текст] / Н. В. Дроздова, Е. Е. Асманкина // Проблемы современного педагогического образования. – 2023. – № 78-1. – С. 312-316.
  3. Шагиев Р.М. Структурно-функциональные характеристики стрессоустойчивости в спортивной деятельности: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.03 / Р.М. Шагиев. – Ярославль, 2009. – 180 с.
  4. Повзун А. А., Повзун, А. А. Роль мониторинга стрессоустойчивости в оценке адаптационных возможностей студентов-медиков сургу [Текст] / А. А. Повзун, А. А. Повзун // Северный регион: наука, образование, культура. – 2022. – № 3(51). – С. 30-34.
  5. Имамгалиева Л. А. Социологический анализ влияния стресса на учебное поведение студентов / Л. А. Имамгалиева. – Текст: непосредственный // Вестник Тамбовского университета. Серия: Общественные науки. – 2017. – № 2(10). – С. 73-75.

Поделиться

979

Белякова А. М., Григорян С. Е. Диагностика стрессоустойчивости в юношеском возрасте // Актуальные исследования. 2023. №19 (149). Ч.II.С. 83-86. URL: https://apni.ru/article/6164-diagnostika-stressoustojchivosti

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря