Исследовательский подход в обучении биологии дает возможность самостоятельного поиска решения той или иной проблемы, выработки творческого мышления. Личностно-ориентированное обучение определяет сопровождающую позицию учителя на уроке по отношению к ученической деятельности, помощь учащимся в постановке и достижении их образовательных целей.
Причины выбора инновационной технологии:
- В исследовательской деятельности применяется дифференцированный подход к учащимся.
- Исследовательский подход в обучении обеспечивает интеллектуальное развитие учащихся, их самостоятельность, развитие творческой деятельности.
- Овладев навыками исследования на уроках, учащиеся с высоким уровнем развития выполняют конкурсные работы исследовательского характера, которые затем проходят экспертизу на муниципальном и региональном уровнях.
Актуальность педагогического опыта
Исследовательская деятельность рассматривается сегодня как основной путь для совершенствования умений и навыков учащихся, а также для выявления, развития и реализации их творческого потенциала.
Результатом исследовательской деятельности всегда является личностное развитие учащихся, а именно, как отмечает В.С. Леднёв, развитие способности человека к научному творчеству, т.е. к продуцированию полученных знаний в метатеорию [3].
Результатом исследовательской деятельности также является и интеллектуальное развитие учащихся, о чём заявляют многие авторы, занимающиеся организацией исследовательской деятельности в школе [4, 5].
Сущность инновационной технологии
Включение в учебно-исследовательскую, а затем в научно-исследовательскую работу помогает школьникам овладеть современными методами поиска, обработки и использования информации, освоить различные методы исследовательской деятельности, сформировать умение отстаивать и защищать свою точку зрения. Следовательно, если выявить условия, способы эффективной организации исследовательской деятельности на уроках биологии (информационные технологии, технологии проблемного обучения, технологии развития критического мышления, технология проектов, технологии исследовательского обучения), учитель сможет разработать программу действий, которая составит ориентир для развития способностей школьников к научно-исследовательской деятельности по биологии и экологии [1].
Новизна предлагаемого для рассмотрения педагогического опыта состоит в создании системы организационно-педагогических условий и внедрения принципов интеллектуального воспитания в образовательный процесс. Активное использование в моей работе технологии исследовательского обучения помогает мне решить не только образовательные, но и социальные задачи:
- научить изобретать, понимать и осваивать новое, выражать собственные мысли, принимать решения и помогать друг другу, приобретать знания самостоятельно, уметь пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных и практических задач;
- формировать коммуникативные навыки и умения.
Моя цель: формирование социально-активной личности с высоким уровнем компетентности посредством применения технологии исследовательской деятельности и внедрения принципов интеллектуального воспитания в образовательный процесс.
Условия реализации предлагаемого опыта работы
Наличие материальной базы: кабинет-лаборатория биологии оснащён полным комплектом учебного оборудования, что позволяет мне проводить все необходимые практические и лабораторные работы, помогает повысить предметно-профессиональный уровень, эффективность уроков, сформировать мотивацию учащихся на приобретение прочных и глубоких знаний по биологии.
Уровень профессионализма: я имею высшую квалификационную категорию, с 2009 г. веду занятия по углубленному изучению биологии в рамках программы «Одаренные дети» для подготовки к предметным олимпиадам различного уровня.
С 2009г. являюсь экспертом региональной предметной комиссии при проведении государственной итоговой аттестации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом ОГЭ и ЕГЭ по биологии. В рамках исследовательской деятельности по предметам естественнонаучного цикла руковожу работой учеников 8-11 классов в Научном Обществе Учащихся.
Целью своей деятельности считаю постоянное совершенствование профессионального уровня, поэтому систематически прохожу курсовую подготовку по повышению квалификации в Нижегородском институте развития образования. В 2022 году защитила проект в рамках профессиональной переподготовки «Практики поддержки и сопровождения талантливых детей» Нижегородского филиала НИУ ВШЭ и Регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи «Вега», имею подтверждающие документы.
В своей работе я следую принципам научной объективности, которая требует конкретного и всестороннего изучения разделов биологии.
Главным принципом работы с учащимися, на мой взгляд, должен являться принцип предоставления возможностей (или создания условий) для предметной творческой деятельности и диагностики продуктивности. Предоставление таких возможностей я реализую через разнообразные формы образовательной деятельности: групповые и индивидуальные учебные занятия; практикумы; научно-исследовательские проекты; научно-практические конференции; научные стендовые выставки.
Согласно мнению В.И. Загвязинского, «новое в педагогике – это не только идеи, подходы, методы, технологии, которые еще не использовались, но это и тот комплекс элементов или отдельные элементы педагогического процесса, которые несут в себе прогрессивное начало, позволяющие в изменяющихся условиях и ситуациях достаточно эффективно решать задачи воспитания и образования» [2].
Воплощение различных форм исследовательской деятельности учащихся на уроках и внеклассных мероприятиях в практику работы привело к следующим положительным результатам.
Внутренние: повышение качественной успеваемости учащихся:
1. Результаты ведения учебного курса «Решение проектно-исследовательских задач» по биологии в 9 классе.
|
2018/2019г. |
2019/2020г. |
2020/2021г. |
2021/2022г. |
---|---|---|---|---|
Обученность |
100% |
100% |
100% |
100% |
Качество знаний |
76% |
90% |
95% |
97% |
2. Результаты ведения учебного курса «Решение проектно-исследовательских задач» по биологии в 8 классе.
|
2019/2020г. |
2020/2021г. |
2021/2022г. |
---|---|---|---|
Обученность |
100% |
- |
100% |
Качество знаний |
100% |
- |
100% |
Внешние: эффективно используется учебное время на уроке биологии, снижаются нагрузки учащихся, повышается их интерес к предмету, к творческой и исследовательской работе, что способствует достижению определённых результатов:
Мун. Этап НОУ |
Гор. Этап НОУ |
---|---|
7 участников, из них 3 человека 1 место, 3 человека 2 место, 1 человек – 3 место, 9 классы |
5 участников, из них 4 человека 3 место, 1 человек – участник |
Малое НОУ – 3 участника, из них 1 человек 3 место, 2 человека 2 место, 8 классы |
|
Участие обучающихся в очных конкурсах различного уровня в 2021/2022г. |
---|
Всероссийский конкурс «Мой город – моя забота», номинация «Культура планирования использования территорий», Мошенцова Алина победитель заочного этапа |
Конкурс «Наша Левинка» номинация «Дизайн-проект реки», 1 место номинация «Рисунок» – 3 победителя |
Городской конкурс социальной рекламы «Живи городом», номинация «Здоровый образ жизни», участие |
XXVIII Всероссийская конференция молодых учёных с международным участием «Актуальные проблемы биомедицины-2022», участие Бурыгина Алиса 10 класс |
Городские Королёвские чтения, 4 участника, из них 3 человека – 2 место, 1-3 место |
IV Всероссийская научно-практическая конференция школьников «Мой шаг в будущее» МОУ «Гимназия № 56 Люберцы Московской области», участие Бурыгина Алиса 10 класс |
Региональный этап Всероссийского конкурса научно-технологических проектов «Большие вызовы», 2 участника, из них 1 – Павлов Тимофей 9 класс – 1 место |
Грантовый конкурс экологических проектов En+Group “Мир со знаком +» номинация «Экологическая тропа», участие проект «Экологическая тропа «Левинка» автор Мошенцова Алина 9 класс |
XVII Региональная естественнонаучная конференция «Школа юного исследователя» ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр Институт прикладной физики РАН» конкурс учебно-исследовательских работ школьников и творческий конкурс «Очарование науки», 3 участника |
Трудоемкость опыта заключается в переосмыслении организации учебного процесса с позиций раскрытия творческого потенциала учащихся; в подготовке дидактических материалов, в слабом владении учащимися исследовательскими умениями, в отборе оптимальных методов, форм и средств организации учебного процесса; в индивидуальном учете творческих возможностей и мотивов учащихся.