Главная
АИ #19 (149)
Статьи журнала АИ #19 (149)
Особенности преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельност...

Особенности преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных организациях Белгородской области

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

мониторинг
учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности»
общеобразовательные организации Белгородской области

Аннотация статьи

В статье рассматриваются результаты анализа мониторинга преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных организациях Белгородской области.

Текст статьи

Одной из глобальных проблем человечества на современном историческом этапе является обеспечение безопасности личности, общества и государства в целом. В этой связи введение обучения основам безопасности жизнедеятельности (с 1991 года) в российских школах – принципиальное достижение не только отечественного, но и мирового образовательного сообщества. В настоящее время учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» является одним из обязательных учебных предметов для изучения в образовательных организациях нашей страны. Достаточный опыт, накопленный в данном направлении, фиксирующий достижения, выявляющий положения, нуждающиеся в обновлении и переработке с учетом новых вызовов и угроз в различных сферах жизнедеятельности, напрямую указывает на необходимость его преподавания. Особые условия, связанные с военной угрозой, в которых находится Белгородская область в настоящее время, выводит актуальность преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на еще более высокий уровень значимости [3].

В марте 2023 года методистами центра непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников, методистами межмуниципальных методических центров ОГАОУ ДПО «БелИРО» осуществлен мониторинг преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных организациях Белгородской области. В ходе мониторинга были обследованы 510 общеобразовательных организаций. В таблице представлена информация о количестве образовательных организаций, участвующих в мониторинге учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности». Мониторинг общеобразовательных организаций производился согласно чек-листу, в соответствии с которым была изучена и проанализирована нормативно-правовая обеспеченность образовательного процесса, рабочая документация учителей-предметников, основные образовательные программы, кадровый состав, материально-техническая оснащенность, а также посещались занятия (в очном формате, в дистанционном формате).

Таблица

Информация о количестве общеобразовательных организаций (ОО) в Белгородской области, в которых проводился мониторинг учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

№ п/п

Наименование муниципалитета

Всего ОО в муниципалитете

Кол-во ОО, прошедших мониторинг

1.

Алексеевский городской округ

31

31

2.

Белгородский район

42

33

3.

Борисовский район

11

10

4.

Валуйский городской округ

31

31

5.

Вейделевский район

14

14

6.

Волоконовский район

16

16

7.

Губкинский городской округ

30

29

8.

Грайворонский район

16

16

9.

Ивнянский район

17

17

10.

Корочанский район

24

22

11.

Красненский район

10

10

12.

Красногвардейский район

26

25

13.

Краснояружский район

10

10

14.

Новооскольский городской округ

21

21

15.

Прохоровский район

19

19

16.

Ракитянский район

17

15

17.

Ровеньский район

20

19

18.

Старооскольский городской округ

52

49

19.

Чернянский район

20

20

20.

Шебекинский городской округ

40

37

21.

Яковлевский городской округ

21

20

22.

г. Белгород

53

46

Итого

541

510

Анализ результатов мониторинга показал следующее.

Все организации 22 муниципалитетов Белгородской области имеют сформированную в полном объеме нормативно-правовую базу. Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» включен в учебный план всех общеобразовательных организаций. Основная общеобразовательная программа в 100% общеобразовательных организаций соответствует требованиям обновленного ФГОС ООО и ФЗ № 273 «Об образовании в Российской Федерации» и содержит все необходимые разделы данного документа [1, 2]. Необходимо отметить, что учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» описан во всех разделах основной образовательной программы: целевом, содержательном и организационном. Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» имеется во всех общеобразовательных организациях и соответствует требованиям к рабочей программе предмета. Рабочая программа учителя, разработанная на текущий год, имеется у педагогов всех общеобразовательных организаций 22 муниципалитетов.

Общеобразовательные организации области укомплектованы преподавателями, осуществляющими обучение по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В 510 общеобразовательных организациях Белгородской области, принявших участие в мониторинге, работает 565 педагогов. Высшее образование имеют 505 педагогов (90% от общего числа учителей ОБЖ). У 57 учителей – среднее профессиональное образование (10%).

Проходили службу в рядах Вооруженных сил Российской Федерации 290 учителей (51%), не проходили – 275 учителей (49%). Согласование на должность с военным комиссариатом прошли 178 учителей (31,5%), отсутствует согласование на должность – у 387 педагогов (68,5%). Характеризуя стаж работы педагогов, можно сделать вывод о том, что стаж педагогической работы до 5 лет имеют 198 человек (35%), от 5 до 10 лет – 120 человек (21%), от 10 до 20 лет – 139 человек (25%), более 20 лет – 108 человек (19%).

Из 565 учителей имеют квалификационные категории как учителя: 145 человек (25,5%) – высшую квалификационную категорию, 258 человек (46%) – первую квалификационную категорию, 52 человек (9%) – прошли соответствие занимаемой должности. 110 человек (19%) – не имеют квалификационной категории.

По направлению деятельности 493 педагога (87%) прошли курсы повышения квалификации в период с 2019 по 2023 гг. в организациях дополнительного профессионального образования и получили удостоверения установленного образца. У 73 учителей (13%) курсовая подготовка запланирована в 2023 году.

Необходимо отметить, что 392 учителя (69%) имеют совмещение с преподаванием других учебных предметов (физическая культура, технология, изобразительное искусство, география). По основной нагрузке работает 173 учителя (31%).

Обеспечены учебно-методическим комплектом по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» на 100% – 17 муниципалитетов Белгородской области (Алексеевский городской округ, Валуйский городской округ, Вейделевский район, Волоконовский район, Губкинский городской округ, Грайворонский район, Ивнянский район, Корочанский район, Красненский район, Красногвардейский район. Краснояружский район, Ракитянский район, Ровеньский район, Старооскольский городской округ, Чернянский район, Яковлевский городской округ, г. Белгород), в 5 муниципалитетах области (Белгородский район, Борисовский район, Новооскольский городской округ, Прохоровский район, Шебекинский городской округ) обеспеченность составляет 80% – 99,5%.

Во всех общеобразовательных организациях 22 муниципалитетов области учебно-методический комплект по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования.

Для реализации Рабочих программ по основам безопасности жизнедеятельности в 8-9 классах общеобразовательными организациями используется учебник «Основы безопасности жизнедеятельности»: 8-9 классы: / Н.Ф. Виноградова, Д.В., Смирнов, Л.В. Сидоренко и др. – М.: Просвещение; 8-9 классы:/ Т.А. Смирнов, Б.О. Хренников. – М.: Просвещение, в 10-11 классах – учебник под общей редакцией С.В. Ким //Основы безопасности жизнедеятельности. Базовый уровень: рабочая программа. 10–11 классы: учебно-методическое пособие / С. В. Ким. – М.: Вентана-Граф.

Анализ материально-технического обеспечения преподавания данного учебного предмета показывает, что специализированные кабинеты для преподавания имеются в 263 общеобразовательных организациях (51,5%), не имеют специализированных кабинетов – 247 общеобразовательных организаций (48,5%).

Оснащенность кабинетов для преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» общеобразовательных организаций 22 муниципалитетов области в среднем составляет 50%. Минимальный уровень оснащения имеют образовательные организации Красногвардейского района (29%), максимально оснащены общеобразовательные организации г. Белгорода (73%). Имеющееся оборудование эффективно используется в образовательном процессе 100% общеобразовательных организаций.

В общеобразовательных организациях 19 муниципалитетов (Алексеевский городской округ, Белгородский район, Валуйский городской округ, Вейделевский район, Волоконовский район, Губкинский городской округ. Грайворонский район, Ивнянский район, Корочанский район, Красненский район, Красногвардейский район, Краснояружский район, Новооскольский городской округ, Прохоровский район, Старооскольский городской округ, Чернянский район, Шебекинский городской округ, Яковлевский городской округ, г. Белгород) в специализированных кабинетах осуществляется проведение уроков по другим учебным предметам (история, обществознание, иностранный язык, математика, русский язык, биология, информатика). В общеобразовательных организациях 3 муниципалитетов (Борисовский район, Ракитянский район, Ровеньский район) специализированные кабинеты используются исключительно для преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности».

В ходе мониторинга были посещены уроки ОБЖ, в том числе, с применением дистанционных образовательных технологий. Педагогами для проведения уроков были использованы платформы для видеоконференцсвязи «Сферум», «Яндекс.Телемост».

Анализируя методику подготовки и проведения уроков учителями, можно сделать следующие выводы:

  1. Уроки учителями проводятся согласно расписанию и календарно-тематическому планированию.
  2. Учителя ОБЖ всех общеобразовательных организаций имеют технологическую карту/сценарий/план урока, осуществляют самоанализ урока.
  3. В соответствии с выгрузкой из ИСОУ Виртуальная школа журналы заполняются качественно и своевременно, представлено актуальное расписание учебных занятий на текущий учебный год.

В каждой общеобразовательной организации осуществляется систематический контроль со стороны администрации за качеством преподавания учебного предмета «Основы безопасности и жизнедеятельности».

Организация и проведение учебных сборов по основам военной службы планируется и проводится в общеобразовательных организациях, имеющих в своём составе уровень среднего общего образования.

В 16 общеобразовательных организациях 2 муниципалитетов учебные сборы по основам военной службы не проводились в связи с дистанционным обучением: Шебекинский городской округ (МБОУ «Белоколодезянская СОШ», МБОУ «Большегородищенская СОШ». МБОУ «Максимовская СОШ», МБОУ «Мешковская СОШ», МБОУ «СОШ № 6», г. Шебекино, ГБОУ «Шебекинская гимназия – интернат), Волоконовский район (МБОУ«Волоконовская СОШ №1», МБОУ«Волоконовская СОШ №2», МБОУ«Волчье-Александровская СОШ», МБОУ Погромская СОШ», МБОУ«Покровская СОШ», ОГОУ «Пятницкая СОШ», МБОУ «Староивановская СОШ», МБОУ «Тишанская СОШ», МБОУ «Фощеватовская СОШ», МБОУ «Ютановская СОШ»)

В 10 общеобразовательных организациях 6 муниципалитетов учебные сборы по основам военной службы не проводились в связи с отсутствием в 2022 учебном году 10-х классов: Валуйский городской округ (МОУ «Герасимовская СОШ», МОУ «Новопетровская СОШ», МОУ «Принцевская СОШ», МОУ «Тимоновская СОШ»), Вейделевский район (МОУ «Дегтяренская СОШ»), Корочанский район (МБОУ «Плотавская СОШ»), Красногвардейский район (МБОУ «Калиновская СОШ»), Новооскольский городской округ (МБОУ «Глинновская СОШ», МБОУ «Новобезгинская СОШ»), Ровеньский район (МБОУ «Лознянская СОШ»).

В 35 общеобразовательных организациях 10 муниципалитетов учебные сборы по основам военной службы не проводились в связи с отсутствием юношей в 10-х классах: Алексеевский городской округ (МБОУ «Афанасьевская СОШ», МБОУ «Жуковская СОШ», МБОУ «Матреногезовская СОШ», МБОУ «Подсередненская СОШ», МБОУ «Репенская СОШ», МБОУ «Хлевищенская СОШ», МБОУ «Щербаковская СОШ»), Борисовский район (МБОУ «Крюковская СОШ», МБОУ «Октябрьскоготнянская СОШ», МБОУ «Хотмыжская СОШ», МБОУ «Грузсчанская СОШ»). Губкинский городской округ (МБОУ «Толстянская СОШ»), Грайворонский район (МБОУ «Гора-Подольская СОШ» и МБОУ «Ивано-Лисичанская СОШ»), Ивнянский район (МБОУ «Кочетовская СОШ», МБОУ «Новенская СОШ» и МБОУ «Песчанская СОШ»), Корочанский роайон (МБОУ «Анновская СОШ им. Героя Советского Союза А.Н.Гайдаша», МБОУ «Большехоланская СОШ» и МБОУ «Кощеевская СОШ»), Красногвардейский район (МБОУ «Большебыковская СОШ», МБОУ «Верхнепокровская СОШ», МБОУ «Новохуторная СОШ», МБОУ «Сорокинская СОШ»), Новооскольский городской округ (МБОУ «Старобезгинская СОШ», МБОУ «Шараповская СОШ»), Ракитянский район (МОУ «Бобравская СОШ»), Чернянский район (МБОУ «СОШ с. Волково», МБОУ «СОШ с. Волотово»).

В 5 общеобразовательных организациях Шебекинского городского округа учебные сборы по основам военной службы не проводились по причине дистанционного обучения (МБОУ «Белоколодезянская СОШ им. В.А. Данкова», МБОУ «Мешковская СОШ», МБОУ «СОШ № 6 г. Шебекино», МБОУ «Большегородищенская СОШ», МБОУ «Максимовская СОШ»), а также ввиду специфики обучения (ГБОУ «Шебекинская гимназия-интернат»).

Следует отметить, что впервые в 2022 году были проведены сборы на базе МКУ «Центр патриотического воспитания молодежи Новооскольского городского округа» – «АРМАТА» г. Новый Оскол, в которых приняли участие обучающиеся образовательных организаций 7 муниципалитетов области (Борисовского, Вейделевского, Ивнянского, Корочанского, Красногвардейского районов, Новооскольского городского округа и города Белгорода).

Представленные контрольно-измерительные материалы 100% образовательных организаций соответствуют внутренним локальным нормативным актам и требованиям программы.

По итогам проведенного анализа мониторинга преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных организациях области сделаны нижеследующие выводы:

  1. Довести обеспеченность учебно-методическим комплектом по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях области до 100%.
  2. Обеспечить повышение уровня материально-технического обеспечения образовательного процесса.
  3. Запланировать в 2023 году сборы по основам военной службы образовательным организациям в соответствии с приказами по школам.
  4. Разработать контрольно-измерительные материалы в соответствии с внутренними локальными нормативными актами и требованиям программ.

Изучение учебного предмета «Охрана безопасности жизнедеятельности» обеспечивает формирование базового уровня культуры безопасности, способствует выработке умений распознавать угрозы, решать сложные вопросы социального характера, грамотно вести себя в чрезвычайных ситуациях, нейтрализовать конфликтные ситуации. Все это содействует закреплению у обучающихся навыков, позволяющих обеспечивать защиту собственной жизни и здоровья, формированию необходимых для этого волевых и морально-нравственных качеств, предоставляет широкие возможности для эффективной социализации, необходимой для успешной адаптации к современной техно-социальной и информационной среде, способствует проведению превентивных мероприятий в сфере безопасности.

Список литературы

  1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. Утвержден приказом Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 №287, 129 с.
  3. Концепция преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в образовательных организациях Российской Федерации, реализующих основные общеобразовательные программы (утв. Решением Коллегии Минпросвещения России, протокол от 24.12.2018 N ПК-1вн).

Поделиться

790

Жерлицына Ю. В., Тарабаева М. А., Приходько Н. А., Жерлицына М. С. Особенности преподавания учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в общеобразовательных организациях Белгородской области // Актуальные исследования. 2023. №19 (149). Ч.II.С. 59-63. URL: https://apni.ru/article/6178-osobennosti-prepodavaniya-uchebnogo-predmeta

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#50 (232)

Прием материалов

7 декабря - 13 декабря

осталось 7 дней

Размещение PDF-версии журнала

18 декабря

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

31 декабря