Высокие темпы развития общества в современном мире ведут к необходимости подготовки людей к жизни в быстро меняющихся условиях. Современное общество характеризуется все возрастающей информационной насыщенностью. С увеличением потоков информации фундаментальные предметные знания, умения и навыки по-прежнему остаются важной и обязательной, но уже недостаточной целью образования. По этой причине особую значимость приобретает формирование у школьников личной и социальной компетентности.
Способность людей решать проблемы (технические, научные, организационные и т.д.) тесно связана с их креативностью. Она включает в себя способность мыслить и вести себя творчески и оригинально, характеризуется творческой натурой. Одно из современных направлений в исследовании креативности основано на концепции креативности как универсальной познавательной творческой способности. Это направление фокусируется на взаимосвязи между интеллектуальными когнитивными способностями и способностью генерировать новые идеи.
Сегодня спрос на творческих людей больше, чем на людей, которые не используют свой творческий потенциал. Это объясняется тем, что они постоянно развиваются, открыты для нового опыта, что в свою очередь вызывает развитие человека и общества в целом. В свете вышесказанного проблема развития творческого потенциала молодежи представляется актуальной.
В большом толковом психологическом словаре под редакцией А. Ребера: креативность – это умственные процессы, которые ведут к решениям, идеям, осмыслению, созданию художественных форм, теорий или любых продуктов, которые являются уникальными и новыми. В кратком психологическом словаре под редакцией А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского дана следующая трактовка данного понятия: креативность – это уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности. Мы придерживаемся определения, которое предложила Николаева Е.И., креативность – это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, отдельных видах деятельности [2].
В отечественной психологии креативность продолжает изучаться в контексте общих способностей, что отражено в работах Б.М. Теплова и его последователей, а также в монографии В.Н. Дружинина «Психология общих способностей» (1999). В монографии Дружинина «Психология общих способностей» (1999). Он развивает подход, в котором ранняя «наивная» или, скорее, имитационная фаза креативности оценивается в соответствии с семантическим критерием, различающим продуктивные творческие и непродуктивные (девиантные) результаты.
Естественнонаучный подход к пониманию процессов развития креативности обосновывает характеристику творчества, как одну из высших психологических функций (ВПФ), пожизненного системного психического процесса социального происхождения. На основе теории Л.С. Выготского, определяющей два уровня высших психических функций, исследователи выделяют «натуральную» и «культурную» креативность (В.С. Юркевич) и наличие в этом процессе таких характеристик, как распространение знаковых систем, сознательность и произвольность. Как и другие ВПФ, формирование креативности морфологически и социально обусловлено: в основе творчества лежат сложные функциональные системы, связанные со структурами мозга; креативнсоти присущ постепенный переход от развитой формы предметной деятельности к автоматизированной, «извращенной» психической деятельности; творческая среда является необходимым условием интернализации креативного поведения, т.е. креативность, как и другие ВПФ, изначально существует как форма межличностного взаимодействия. Как и другие ВПФ, креативность имеет свои процессуальные особенности. Иррациональное, бессознательное, непроизвольное мышление, интуитивный поиск решения и внезапное озарение считаются характеристиками креативности. В то же время одной из наиболее ярких особенностей креативности является высокий уровень мотивации, как уже говорилось, «почти непреодолимое стремление заниматься этой деятельностью» [5].
В настоящее время креативность и ее пути ее развития изучается такими исследователями, как О.А. Халифаева, Л.А. Баранова, Н.Ю. Коленкова, Е.А. Волгуснова и др.
Баранова Л.А. провела исследование «Особенности образного креативного мышления в юношеском возрасте», в котором доказывала взаимосвязь креативности с интуицией и пришла к такому результату, что структура невербального образного мышления у креативных студентов обладает лучшей упорядоченностью и более сильными корреляционными связями между переменными. Коэффициент корреляции по интуиции является самым высоким, что говорит о ее значимости для креативного мышления [2].
Халифаева О.А. установила в 2018 году в исследовании взаимосвязи креативности с когнитивными стилями выяснила, что представители поленезависимого параметра стиля полагаются на внутреннюю мотивацию и нацелены на успех в поставленных задачах; они менее подвержены внушению и влиянию, что позволяет им выбирать наиболее рациональные стратегии поведения. Для представителей рефлексивного когнитивного стиля характерен высокий уровень сформированности понятийных структур. Таким образом, результаты ее исследования подтвердили, что чем выше рефлексивность, тем ниже уровень развития креативности [4].
Изучая особенности креативности, Волгуснова Е.А. пришла к следующим выводам. Показатели невербальной креативности больше проявляются у девушек (оригинальность и детальность), чем у юношей; показатели вербальной креативности больше представлены оригинальностью у юношей и уникальностью у девушек. Таким образом, способность передавать идеи графически более развита, чем способность выражать идеи вербально. Она предположила, что это связано с современными условиями жизни, когда школьники больше времени проводят в интернете, чатах и форумах и меньше – за чтением литературы.
Поэтому мы можем сказать, что юношеский возраст – это заключительный этап сложного созревания физических, интеллектуальных и социальных способностей индивида, который может быть самым тонким и в то же время последним этапом, на котором окончательно устанавливается набор биосоциальных параметров и характеристик, необходимых для креативности, чтобы творчество могло развиваться как новое личностное образование [1].