Главная
АИ #19 (149)
Статьи журнала АИ #19 (149)
Воспитание сознательной дисциплины учащихся в процессе урока

Воспитание сознательной дисциплины учащихся в процессе урока

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

урок
методика обучения
учебный процесс
сознательное дисциплинарное воспитание студентов

Аннотация статьи

В данной статье рассматривается вопрос воспитания сознательной дисциплины учащихся в процессе урока. Отмечается, что духовно-психологическая среда студентов играет важную роль в формировании сознательной дисциплины школьников. При определении психологической атмосферы используются такие критерии оценки, как здоровая, благоприятная, хорошая, деловая и, наоборот, нездоровая, неблагоприятная.

Текст статьи

Одним из приоритетных направлений нашей государственной политики в области образования в условиях его модернизации является воспитание социально активной, дисциплинированной и ответственной личности; формирование гражданского самосознания и дисциплинированности подрастающего поколения.

Дисциплина – это не средство воспитания, а результат воспитания. Дисциплина является продуктом общей суммы воспитательного воздействия, включающего в себя процесс воспитания и процесс формирования характера, процесс противостояния, разногласий и разрешения конфликтов в коллективе, в процессе дружбы и доверия.

Значимость проблемы школьной дисциплины волнует на протяжении многих столетий и является предметом заботы преподавателей. На данный момент проблема не утратила свою актуальность.

Дисциплина в школе очень важна. Это обязательное условие для обучения. Без создания внешних условий, порядка, без признания авторитета педагога воспитательный процесс малоэффективен. С другой стороны, можно сказать, что правильно проведенное обучение воспитывает в учениках должную дисциплину. Таким образом, дисциплина, рассматриваемая как дидактический вопрос, является одновременно предпосылкой обучения и его результатом. Без дисциплины невозможно воспитать в подростке патриотизм, честность, мужественность, мужество, отвагу, настойчивость, решительность, трудолюбие, способность к планированию. Наконец, дисциплина формирует его индивидуальные качества, его различные нравственные качества. Она делает учащегося более адекватным, самодисциплинированным, побуждает к самоконтролю, способствует развитию умения подчинять свои действия и чувства достижению цели, создает условия для преодоления недостатков и повышения культуры поведения. Таким образом, охватывая все стороны школьной жизни, входя в процесс воспитания и обучения, дисциплина играет очень важную роль в укреплении школы [5].

В педагогической литературе понятие «дисциплина» рассматривается следующим образом: умение владеть собой, своими поступками, чувствами, мыслями; подчиняться воле коллектива (Е. Л. Брюнелли); соблюдение учащимися определенных правил поведения (В. Е. Гмурман); добросовестное выполнение учащимися требований учителя и классного коллектива (Т. Д. Лейченков); соблюдение учащимися правил поведения в школе и вне школы (Л. А. Немировская); твердо установленный и осмысленный человеком порядок, помогающий ему оценивать свое поведение и поведение других людей; подчинение этому порядку (Л. Ю. Гордин).

Уровень сформированности сознательной дисциплинированности обучающихся в общеобразовательных учреждениях определяют по следующим показателям: восприятие необходимости соблюдения дисциплины в поведении обучающихся; подготовка к развитию и необходимость выполнения социальных требований и правил трудовой дисциплины, воспитания, свободного времени; сдержанность в поведении; бороться с недисциплинированными действиями окружающих, нарушая общую дисциплину детского коллектива [1].

Говоря о сущности сознательной дисциплины учащихся, следует помнить, что она состоит в знании установленных в школе правил поведения и процедур, понимании их необходимости и закрепившейся, устойчивой привычке их выполнения. Воспитание осознания учеником значения дисциплины, порядка как одного из необходимых условий обучения [2].

Основным способом воспитания сознательной дисциплины является организация учебной деятельности, основной целью которой является выполнение определенных правил поведения. Одним из основных условий эффективной тренировки дисциплины является сознательное соблюдение режима, который не только положительно влияет на физиологические функции организма, но и играет большую роль в дисциплине: помогает выработать умения и навыки выполнения дисциплинарных требований [6].

Духовно-психологическая обстановка учеников играет важную роль в формировании сознательной дисциплины школьников. При определении психологической атмосферы используются такие критерии оценки, как здоровая, благоприятная, хорошая, деловая и, наоборот, нездоровая, неблагоприятная. Психологическая обстановка или микроклимат класса – это эмоционально-психическое состояние учащихся и учителя, которое описывается как оптимизм, когда в классе ощущается радость общения учителя и учащихся, между самими учащимися; счастья и доверия, взаимопонимания. Здоровый микроклимат класса заключается в том, что учащиеся не боятся учителя, они уверены в себе и верят, что будут поняты и поддержаны учителем и одноклассниками. В то же время хороший микроклимат характеризуется требовательностью учителя к ученикам. Нездоровый климат в классе – это пессимистическое настроение, неуверенность учащихся, скука, нервозность и страх. В условиях положительного микроклимата учащиеся не только лучше и эффективнее работают на уроках, усваивают учебный материал, отличаются примерным поведением, но и меньше устают. Неблагоприятная обстановка в классе оказывает негативное влияние на психическое состояние школьников, приводя их в состояние психического напряжения и психического напряжения, что приводит к серьезным нарушениям дисциплины [3].

На наш взгляд, те различные отношения, которые мы рассмотрели при раскрытии понятий «дисциплина», «дисциплинированность», «сознательная дисциплина», позволяют осуществлять процесс нравственного воспитания учащихся в целом и в частности; позволяет проводить всю работу по воспитанию и обучению в школе, особенно на начальном этапе организации детского коллектива, еще более эффективно. В то же время эти выводы позволяют лучше организовать школьный режим; контроль за учебной нагрузкой, отдыхом и внеурочной деятельностью; чтобы учителя относились к ученикам с уважением и достоинством. В противном случае у детей возникают трудности в общении с окружающими, возникают конфликты между сознанием и поведением, что приводит к социальной некомпетентности.

При разработке современной модели содержания и форм обучения сознательной дисциплине, на наш взгляд, можно дать следующие рекомендации, вытекающие из требований модернизации среднего образования:

  • формирование высокой мотивации к учебной деятельности, потребности в знаниях; самообразования и самовоспитания;
  • формирование стремления стать активным, творческим, дисциплинированным гражданином, способным к непосредственному общественному и творческому участию в жизни страны, изменяющей действительность;
  • предоставление самим обучающимся возможности оценивать результаты своей учебно-познавательной деятельности и поведения;
  • подготовка студентов к самостоятельному открытию знаний, норм и ценностей в процессе жизненного и профессионального самоопределения; к самостоятельному развитию необходимых для жизни качеств личности.

Можно с уверенностью сказать, что год за годом увеличивается количество школьных коллективов, в которых ученики учатся с большим энтузиазмом, с большой ответственностью относятся к общественной работе; строго соблюдать нормы жизни социалистического общества. Там, где работа по внедрению сознательной дисциплины среди школьников тормозится, а педагогический коллектив регулярно не выполняет ученические правила, как правило, допускаются серьезные недостатки в организации воспитательного процесса. В частности, часто нарушается режим работы школы, ее руководитель не добивается единства педагогических требований к учащимся, медленно вовлекает в работу комсомольские и пионерские организации и другие органы самоуправления учащихся.

Список литературы

  1. Внеурочная деятельность по правовому образованию школьников // Уколова И.Е., Друбочевская И.Л. и др. - РФПР. 2001. // Основы государства и права. №5-7, 2002.
  2. П.В. Стратилатов О системе работы учителя, - М.: Просвещение, 2012. 
  3. Исайчева Н.Д. Школа глазами учеников и учителей / Н.Д. Исайчева // Вопросы психологии. - 2010. - №4. 
  4. Орехова З. Ф. Воспитание дисциплинированности учащихся на уроке. М., 2003.
  5. Пинт А.О. О воспитании сознательной дисциплины у учащихся. Свердловск, 2005.
  6. Раскин Л. Е. Влияние детского коллектива на воспитание сознательной дисциплины. М., 1998.

Поделиться

2131

Рахматуллаев Д. Н. Воспитание сознательной дисциплины учащихся в процессе урока // Актуальные исследования. 2023. №19 (149). Ч.II.С. 74-76. URL: https://apni.ru/article/6183-vospitanie-soznatelnoj-distsiplini-uchashchik

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января