По моему мнению, личность осужденного можно рассматривать как качество, которым обладает человек, выбравший и совершивший определенные преступные действия для удовлетворения своих потребностей в силу своих индивидуально-психологических особенностей и социальных установок и приговоренный судом к наказанию в виде лишения свободы. Исходя из этого, личность преступника можно рассматривать как комплекс социальных, культурных, криминальных, психологических, мотивационно-потребностных и морально-ценностных характеристик, которые в совокупности способствовали совершению преступления в реальном контексте преступного деяния [1].
В целом, психология личности заключенного – это частная теория юридической психологии, раскрывающая психологические особенности личности человека, отбывающего уголовное наказание, которые имеют значение для решения правовых задач по исполнению наказаний. Это делается в целях предупреждения совершения правонарушений осужденными и другими лицами, а также в целях исправления осужденных. В соответствии с этими задачами можно выделить несколько взаимосвязанных аспектов психологического исследования личности заключенного.
Первый аспект определяет изучение личности осужденного, подход к нему как к субъекту уголовно-правовых отношений. Изучению подлежат такие свойства и качества личности, которые определяют ее готовность выполнять требования установленного порядка отбывания наказания или, напротив, выражают склонность к нарушению этих требований или совершению преступных посягательств в условиях исполнения (например, уклонение от наказания, побег из мест лишения свободы или совершение иных преступных действий). Следует отметить отношение заключенного к различным видам полезной деятельности, как обязательной, так и добровольной, где важны необходимые для этого умения, социальные навыки и психофизиологические способности. Не менее важно отношение к сотрудникам учреждений и органов, ответственных за исполнение наказаний, другим осужденным, субкультуре среды обитания осужденного, возможности сокращения срока наказания вплоть до условно-досрочного освобождения, которое может быть достигнуто добросовестным исполнением своих обязанностей и проявлением полезной инициативы [2]. Поведение осужденного как субъекта уголовно-правовых отношений во многом определяется его неформальным статусом среди других осужденных, наличием или отсутствием желания приобрести криминальный авторитет, различными склонностями, в том числе и негативными, такими как игромания, наркомания и алкоголизм, эксплуатация других осужденных и т.д.
Второй аспект психологического изучения личности заключенного связан с подходом к нему как к объекту исправления. В этом контексте осужденный рассматривается, с одной стороны, как субъект дальнейшей жизнедеятельности в обществе (после отбытия наказания), а с другой стороны, как субъект, воспринимающий воздействие исправления и преобразующий себя. В связи с этим необходимо выявить систему психологических характеристик, определяющих степень готовности осужденного к законопослушному образу жизни и степень его антикриминальной устойчивости. Также важно определить психологические характеристики личности, необходимые для выбора наиболее рациональных и эффективных исправительных стратегий, методов и форм, чтобы включить в этот процесс тех людей, которые могли бы выполнять исправительную функцию осужденного.
Содержание в местах лишения свободы влияет на психологию человека. Особенности психологии заключенных в основном выражаются в определенном наборе психических состояний, которые развиваются в местах лишения свободы [3]. Наиболее характерными из них являются: состояние ожидания перемен (пересмотра дела, освобождения), тоска по родным и знакомым. Оба состояния характеризуются повышенной напряженностью, что иногда приводит к серьезным нарушениям поведения. Также может развиться состояние безнадежности и бесперспективности, приводящее к апатии, пассивности во всех видах деятельности и раздражительности. Такое состояние способствует накоплению отрицательных эмоций, которые неожиданно проявляются в аффектах и агрессивном поведении. На эту особенность тюремной жизни указывал еще Ф. М. Достоевский: «Удивляются иногда начальники, что вот какой-нибудь арестант жил себе несколько лет так смирно, примерно, даже десятичным его сделали за похвальное поведение, и вдруг решительно ни с того, ни с сего – точно бес в него влез – зашалил, набуянил, а иногда даже просто на уголовное преступление рискнул или на явную непочтительность перед высшим начальством: или убил кого-нибудь, или изнасиловал и прочее. Смотрят на него и удивляются. А между тем, может быть, вся-то причина этого внезапного взрыва в том человеке, от которого всего менее можно было ожидать его, – это тоскливое, судорожное проявление личности, инстинктивная тоска по самому себе, желание заявить себя, свою приниженную личность, вдруг проявляющееся и доходящее до злобы, до бешенства, до помрачения рассудка, до припадка, до судорог».
В специфических условиях тюремного заключения тревожность людей резко возрастает. Именно этим высоким уровнем тревожности объясняется постоянное психическое напряжение многих заключенных, напряженность в отношениях между ними, конфликты, которые часто возникают по, казалось бы, пустяковым причинам, а иногда перерастают в насильственные правонарушения. Для осужденных характерны бурные реакции, возмущение, крики, угрозы и требования. В большинстве случаев они не преследуют какой-то конкретной цели, а просто хотят выговориться, снять внутреннее напряжение и отложить его в сторону. Постепенно такой стиль поведения, а также высокий уровень тревоги становятся привычными, сохраняются даже после отбытия наказания и провоцируют повторное преступное поведение [4].
Период ожидания наступает перед условно-досрочным освобождением, освобождением после отбытия наказания, посещением родственников. В этом состоянии осужденный может испытывать страх, опасение, тревогу, нетерпение и т.д. Для многих осужденных характерна надежда на лучшее будущее (надежда на амнистию, УДО, перевод в колонию и т.д.). В отличие от людей, надеющихся на лучшее, некоторые осужденные испытывают отчаяние и обреченность, беспокоятся об интеграции в жизнь в целом (незащищенность в семье, отсутствие жилья, непонимание со стороны родственников и т.д.).
Поэтому особое внимание следует уделить вопросам диагностики психопрофилактических и коррекционных комплексов. Эта работа в сочетании с другими мерами позволит предотвратить процесс деградации личности и улучшить общую ситуацию в местах лишения свободы.