Виртуальная реальность (VR) поменяла то, как мы потребляем и воспринимаем контент. Одним из самых захватывающих форматов в среде виртуальной реальности является создание фильмов с обзором на 360 градусов, которые предлагают зрителям беспрецедентное ощущение присутствия в истории. Поскольку эта инновационная среда продолжает набирать обороты, профессионалам отрасли необходимо адаптировать и освоить уникальные технические аспекты создания фильма VR 360.
В этой статье, исследующей инновационный мир 360-градусного VR-кинопроизводства, рассматриваются производственный процесс, проблемы и возможности в этой новой области на фоне быстрорастущего мирового рынка VR.
С 2014 года число пользователей виртуальной реальности во всем мире увеличилось более чем в 100 раз: это свидетельствует о быстром развитии и внедрении этой технологии в различных секторах, включая игры, образование, здравоохранение и бизнес. Этот экспоненциальный рост обусловлен постоянным совершенствованием аппаратного обеспечения виртуальной реальности, разнообразием программных приложений и широким признанием потенциала виртуальной реальности для создания увлекательных и интерактивных впечатлений.
Рис. 1
Объем рынка виртуальной реальности.
Рис. 2
Процент роста рынка виртуальной реальности с 2017 по 2022 год в России составил 51%, что свидетельствует о растущей цифровой экономике страны и растущем принятии инновационных технологий.
Рис. 3
Для кинематографистов этот значительный рост рынка виртуальной реальности, как в мире, так и в России в частности, представляет собой совершенно новую среду для повествования и вовлечения аудитории.
Поэтому на данном этапе необходимо структурировать накопленные знания о процессе создания виртуальной реальности и использовать эти знания при развитии отрасли.
Рассмотрим процесс производства VR.
Этап подготовки к съемкам – основа любого успешного фильма в формате VR 360. На этом этапе создают иммерсивные раскадровки, используя специализированное программное обеспечение, такое как Storyboard VR, Tvori или Unity. Это позволяет визуализировать сцены в пространстве на 360 градусов, подготавливая их к уникальным задачам, которые возникают при съемке в этом формате. Хотя и традиционные методы создания раскадровок тоже подходят.
Поиск или подготовка локации – еще один важный шаг, поскольку необходимо выбирать место, подходящее для создания фильмов в формате VR 360.
VR-фильмы требуют полностью иммерсивных декораций, тогда как традиционные декорации могут существовать только в областях, видимых камерой. Позиционирование и движение камеры в фильмах виртуальной реальности требуют стратегического размещения и минимального движения, в то время как традиционные фильмы полагаются на определенные углы и движения.
Переходя к этапу производства, мы должны тщательно настроить камеру, принимая во внимание такие факторы, как разрешение, частота кадров и экспозиция. Правильное расположение камеры необходимо для захвата всей сцены без искажений и препятствий. Режиссер должен добиваться от актеров естественного взаимодействия в 360-градусном пространстве, сохраняя при этом постоянные линии обзора и расстояния от камеры, чтобы избежать визуальных артефактов при сшивании. Игра актеров в подобных фильмах скорее напоминает театр, но при этом должна иметь естественность традиционных фильмов. На графике ниже приведена разница между наиболее комфортным значением и верхним и нижним пределами высоты камеры (в сантиметрах) в зависимости от положения зрителя и поведения актера (рис. 4).
Рис. 4. Комфортное положение высоты камеры (cm) в зависимости от положения зрителя и действия в кадре
Необходимо думать о конечном продукте и о зрителе, поэтому высоту камеры при подготовке к съемке необходимо тщательно планировать.
Теперь поговорим о таком важном элементе, как свет.
Освещение в фильмах виртуальной реальности должно быть органично интегрировано, в отличие от традиционных фильмов, в которых используется оборудование, размещенное вне поля зрения.
Команде осветителей и оператору необходимо применить все свое мастерство для достижения естественного или бесшовного искусственного освещения, которое не мешает опыту погружения.
Мониторинг на съемочной площадке – еще один важный аспект съемочного процесса VR 360. Используя параметры предварительного просмотра в реальном времени и гарнитуры, такие как Oculus Rift, HTC Vive или Samsung Gear VR, режиссер может следить за сценой в режиме реального времени. Более профессиональные камеры, такие как Z CAM S1 или Insta360 Pro, имеют функции сшивания в реальном времени для оценки качества отснятого материала и внесения корректировок на съемочной площадке.
На данный момент можно выделить следующие профессиональные VR 360 камеры:
Таблица
камера |
кол-во линз |
автосшивание |
цена |
---|---|---|---|
Gopro Odyssey |
16 |
нет |
15 000 $ |
MoooVR |
5 |
нет |
12 550 $ |
Facebook surrounds 360 |
17 |
нет |
30 000 $ |
NextVR |
2 |
нет |
180 000 $ |
Video Stitch Orah 4I |
4 |
да |
3 600 $ |
GoPro Omini |
6 |
нет |
5 000 $ |
Nokia OZO |
8 |
да |
60 000 $ |
Insta360 Pro |
6 |
да |
3 500 $ |
Jaunt one |
14 |
нет |
24 000 $ |
Eye Camera |
42 |
нет |
135 000 $ |
Z CAM S1 |
4 |
да |
2 000 $ |
Так как камера записывает все изображение в пределах 360 градусов вокруг себя, то чтобы оставаться невидимыми во время дублей, съемочная группа должна находить творческие ходы прятать оборудование и наблюдать за сценой, не попадая в объективы камер. Конечно, нельзя забывать про возможность использовать монтажные программы, чтобы вырезать из изображения команду или нежелательные элементы.
Наконец, постпродакшн является критическим этапом в процессе создания фильма в формате VR 360. Кадры с каждой камеры должны быть импортированы в программу для сшивки, синхронизированы и плавно объединены для создания конечного продукта. Точная настройка с использованием контрольных точек, масок и других ручных настроек помогает свести к минимуму видимые швы и создать более захватывающую картинку. Не всегда удается полностью положиться на автоматику, 2 из 3х эпизодов своего фильма пришлось сшивать полностью в ручном режиме, хотя и стоит упомянуть, что программы для сшивания 360 видео совершенствуются с каждым днем, и этот процесс будет становиться все проще и быстрее.
Визуальные эффекты, анимированная графика и пространственное микширование звука затем интегрируются с помощью специализированного программного обеспечения и плагинов. Тестирование готового фильма на различных гарнитурах виртуальной реальности гарантирует совместимость и удобство просмотра для зрителей.
Кино в формате VR 360 представляет собой смелый новый рубеж в области повествования и визуальных впечатлений. Принимая во внимание уникальные технические аспекты и проблемы, связанные с этой инновационной средой, профессионалы отрасли могут создавать интересный контент, который переносит зрителей в самое сердце повествования. Поскольку технология продолжает развиваться, фильмы VR 360, несомненно, будут играть важную роль в формировании будущего развлечений. Понимая и осваивая тонкости процесса создания фильмов в формате VR 360, кинематографисты могут раскрыть весь потенциал этого передового направления и внести свой вклад в развитие иммерсивного повествования в ближайшие годы.