На аэродромах по всему миру совершают движения не только воздушные судна, но и наземный спецтранспорт и средства перронной механизации, которые выполняют обслуживание пассажиров, воздушных судов, обработку багажа, груза и почты. Спецтранспорт совершает большее количество операций по перемещению на перроне, нежели воздушные суда, тем самым увеличивая возможность столкновения спецтранспорта друг с другом, с оборудованием, находящимся на перроне, а также с воздушными судами. Анализ статистики дорожно-транспортных происшествий и нарушений на перроне поможет выявить недостатки в организации движения и предложить пути решения, которые уменьшат случаи нарушений.
Аэропорт Пулково (Санкт-Петербург) входит в пятерку крупнейших аэропортов Российской Федерации. В копилке своих наград аэропорт Пулково удостоился звания «Самый комфортный аэропорт в России» по опросам пассажиров, а также «Лучший аэропорт для авиакомпаний». Главным оператором аэропорта является международный консорциум «Воздушные Ворота Северной Столицы», который на основе государственно-частного партнерства осуществляет управление аэропортом, занимается его развитием.
Аэродром Санкт-Петербург (Пулково) относится к классу А, имеет две параллельные независимые взлетно-посадочные полосы с искусственным покрытием, систему магистральных, соединительных и вспомогательных рулежных дорожек, восьмую категорию по уровню требуемой пожарной защиты. ВПП 10R/28L имеет размеры 3780x60 м, а ВПП 10L/28R – 3397x60 м соответственно.
Для руления и буксировки воздушных судов используются 2 магистральные, 12 соединительных и 8 вспомогательных РД. В своем расположении для стоянки и обслуживания воздушных судов аэродром имеет 7 перронов. Самым загруженным по движению спецтехники и средств перронной механизации является первый перрон аэропорта Пулково.
На перронах аэропорта Пулково для обслуживания воздушных судов и пассажиров осуществляет движение различный спецтранспорт. Спецтранспорт предназначен для обслуживания пассажиров, воздушных судов, обслуживания и обработки грузов, содержания и уборки аэродрома, а также существует вспомогательное оборудование и оборудование для службы поискового и аварийно-спасательного обеспечения полетов.
На основе анализа, проведенного на перроне аэропорта Пулково, наблюдаются нарушения правил и внутренних инструкций движения спецтехники. Нарушения схемы движения, правил пересечения путей руления воздушных судов, скоростного режима, стоянки спецмашин являются основными нарушениями на перронах аэропорта.
Предпосылками к дорожно-транспортным происшествиям стали такие факторы как недостаток в осведомлённости, отвлечение, усталость, давление и стресс водителей транспортных средств.
В 2021 году из-за снижения объёма перевозок в связи с короновирусной инфекцией, уменьшилось и количество операций на взлетно-посадочным полосах. В связи с этим снизилось и количество дорожно-транспортных происшествий в контролируемой зоне аэродрома на 44,4%.
Спецтранспорт во всех случаях обязаны уступить дорогу рулящим или буксируемым ВС, при этом расстояние между крайними точками воздушных судов и спецтранспорта должно составлять не менее 10 м. Из полученного анализа видно, что данные нарушения также преобладают и составляют 14,7% от общего числа нарушений.
Скорость движения спецтранспорта должна составлять:
- при подъезде к обслуживаемому воздушному судну, отъезде от него и при маневрировании в зоне обслуживания составляет не более 5 км/ч;
- при движении спецтранспорта по перрону к местам стоянок воздушных судов - 20 км/ч;
- при движении спецтранспорта по аэродрому - 40 км/ч.
Данный тип нарушений составил 2,5% от общего числа. Нарушение скорости движения спецтранспортом на аэродроме может нести за собой серьезные последствия – столкновение с воздушными судами, с другим транспортными средствами, со зданиями аэропортового комплекса и т.д.
Статистика нарушений подтверждает тот факт, что большинство нарушений происходит по причине несоблюдения внутренних правил движения на перроне аэропорта. Нарушения, которые зачастую происходят как на перроне, так и на дорогах, например, несоблюдение дистанции, боковых интервалов, происходят гораздо реже.
В связи с этим можно сделать вывод о том, что необходимо проводить более тщательную подготовку персонала на начальной стадии. Сегодняшнее обучение персонала включает в себя теоретическую подготовку, практическую стажировку, проверку знаний и принятия зачетов, допуск водителей к самостоятельной работе. В рамках данной подготовки необходимо уделять больше времени схемам движения на перронах, а также тем местам, где происходит большее количество нарушений. Также необходимо контролировать прохождение стажировки водителями, разрабатывать современные тренажерные комплексы с применением технологий VR для водителей спецтранспорта и операторов перронной механизации.
Водители должны быть всегда бдительны и соблюдать правила движения на перроне. Даже небольшое отвлечение от процесса вождения может привести к нарушениям и дорожно-транспортным происшествиям.