Главная
АИ #19 (149)
Статьи журнала АИ #19 (149)
Командная работа как ресурс развития школы

Командная работа как ресурс развития школы

Автор(-ы):

Якунина Кристина Андреевна

13 мая 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

команда
командная работа
навык
формирование
учебная деятельность
младшие школьники

Аннотация статьи

В статье рассматривается командная форма организации совместной деятельности обучающихся в образовательном процессе. Анализ научной литературы подтверждает важность и необходимость внедрения командной работы, осуществляя ее в системе, с целью формирования у обучающихся коммуникативных навыков, навыков самоконтроля и самоорганизации. Командная работа в ходе учебного процесса – это всегда форма сотрудничества, более или менее сильно выраженного, но все равно сотрудничества всех учащихся вместе с учителем и под его руководством.

Текст статьи

Образование человека – это время его просвещения и становления как личности. Современная жизнь предъявляет сегодня жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремленность, критическое мышление, креативность, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации. Подготовка учеников к жизни закладывается в школе. Возникает вопрос: как дать необходимый уровень образования современным школьникам, за которыми наше будущее?

У детей начальных классов важным является активное общение. В современной педагогике педагоги практики считают, что навыки представляют отработанное до автоматизма действие, умение. Которое основывается на приобретённых знаниях. Чтобы сформировать навык, необходимо учиться и постоянно практиковаться: так, Г.М. Андреева поясняет нам, что «навык – это способность к действию, достигшему наивысшего уровня сформированности, совершаемому автоматизировано, без осознания промежуточных шагов» [1, с.17]. «Навыки – это автоматизированные компоненты сознательного действия человека, которые вырабатываются в процессе его выполнения. Навык возникает как сознательно автоматизируемое действие и затем функционирует как автоматизированный способ его выполнения» [2, с.65].

Как известно, федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [8] обеспечивает среди прочего «освоение обучающимися технологий командной работы на основе их личного вклада в решение общих задач, осознание ими личной ответственности, объективной оценки своих и командных возможностей» (п.1 ФГОС НОО 2021 г.). Очевидно, для выполнения этого требования учитель начальных классов должен овладеть назваными технологиями и понимать, как обеспечить:

  • возможность для каждого ученика внести вклад в решение общей учебной задачи;
  • осознание и принятие каждым ребенком личной ответственности за результат совместной деятельности;
  • готовности объективно оценивать результаты собственной деятельности и командной работы в целом.

Кроме того, в п.42.2 названого нормативного документа уточняется, что выпускник начальной школы должен овладеть такими универсальными учебными действиями, как общение и совместная деятельность. Одновременно там же, в п.42.3 названы значимые для командной работы регулятивные универсальные учебные действия: самоорганизация и самоконтроль.

ФГОС НОО конкретизирует операциональный состав этих действий, что существенно упрощает работу учителя начальных классов при проектировании учебного процесса. Вместе с тем имеется основа для диагностики и оценки процесса формирования названых действий посредством использования учителем технологий организации командной работы обучающихся.

В психолого-педагогической науке проблема развития навыков командной работы выделилась в самостоятельную сравнительно давно. Степень научной разработанности проблемы исследования позволяет говорить о том, что актуальность формирования навыков командной работы у младших школьников рассматривалась в трудах отечественных ученых Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина. В зарубежных исследованиях данным вопросом занимались Х.И. Лийметс, Т.А. Матис, В.Я. Ляудис. На современном этапе такие ученые как У. Мишел, Дж. Роттер, Г. Салливан. Взаимоотношения детей в команде достаточно подробно изучались такими учеными, как: В.В. Абраменкова, И.В. Дубровина, М.И. Лисина, B.C. Мухина, Я.Л. Коломинский, A.M. Прихожан, Е.О. Смирнова, В.Г. Утробина, Д.И. Фельдштейн и др.

Называться словом «команда» может не каждая группа людей, работающая в одном помещении, организации или над одним проектом.

Команда – группа людей, которая объединена общими идеями или мотивами, стремлением к достижению общего результата.

По мнению В.В. Воронова, навыки командной работы – это комплекс коммуникативных и социальных навыков (навык – действие, сформированное путем повторения и доведения до автоматизма) [3, с.25].

Коммуникативные навыки – это способность человека правильно взаимодействовать с окружающими. К ним относятся:

  • активное слушание;
  • умение разговаривать спокойно и не напрягаясь;
  • визуальный контакт;
  • понимание языка жестов и умелое использование невербальной коммуникации.

Коммуникативные способности каждого человека формируются индивидуально и в течение всей жизни. Влияющими факторами здесь являются взаимоотношения с родителями, сверстниками, позже с руководством и коллегами по работе. В целом наше осознание собственной социальной роли диктует нам «правила» поведения и общения в окружающей среде [4, с.45].

У современных детей есть свои особенности, но по сути потребности у детей всегда остаются одними и теми же. Дети хотят получить внимание, чувствовать, что они нужны, что ими интересуются, то, что их личность значима. Правильно организованная командная работа дает ребенку возможность осуществить свои потребности. Общение из формального может переходить в более личное взаимодействие. Особенность современных дети в том, что они могут заявить о своих потребностях, их уровень самосознания выше, но коммуникативные навыки западают. В этом направлении они могут выразить свою просьбу, свои потребности. Выполняя совместную деятельность, дети помогают друг другу, подбадривают друг друга. Например, дарят аплодисменты тому, кого выбрали для выступления от команды. Когда кто-то сделает что-то хорошо надо выразить свое отношение, к тому, что было хорошо. Дети очень внимательны к интонации. Если учитель отталкивается от интересов детей, управляет процессом выстраивания коммуникации, тогда это будет являться более эффективным. Командная работа дает возможность разбивать большую цель на мелкие задачи. Для нынешних детей, у которых есть сложности с выстраиванием следственно причинных связей, сложности с формированием системного мышления. Одна огромная цель – это сложно, это страшно, а мелкие задачи, мелкие шаги, которые необходимо предпринять чтобы достичь этой определенной цели, они уже не являются такими страшными и сложными. И если огромную цель выстраивать через череду мелких задач, то это будет более эффективным, это будет понятнее для детей.

Д.Б. Эльконин указывает «в период обучения в начальном звене общеобразовательной школы происходит возникновение новой структуры отношений и коммуникативных навыков ребенка, формирование новой формы событийности. Центральным звеном в данной системе является педагог. Позиция педагога является принципиально отличающейся от позиции родителей и воспитателей» [8, с.34]. Учитель, организуя работу в команде может использовать различные формы своей работы: организовывать, контролировать, оценивать, выступать в роли наставника группы, участвовать в совместной работе, предлагать различные пути решения проблемы. Учитель может выступать в роли источника информации ил наставника, инструктора, исследователя. Но учитель не должен уделять время отдельной команде, не замечая других, не давать им возможность высказаться. Все это способствует постепенному успешному обучению навыков командной работы каждого участника команды.

И.С. Марьенко: «развитие навыков командной работы детей младшего школьного возраста определяющее влияние оказывает педагог посредством организации воспитательного процесса» [6, с.16]. Воспитательный элемент появляется, когда развивается доверие между учениками, между учителем и учениками. Воспитывается такое качество как способность понимать других и принимать других учеников такими какие они есть. Командобразование, развитие командных навыков имеет прямое отношение к воспитанию. Воспитываются такие качества личности ребенка как эмпатичное слушание собеседника, забота к каждому участнику команды. При обучении навыкам командной работы, нужно помнить, что дети всегда остаются детьми. Они всегда хотят любви, внимания, быть понятыми и хотят быть принятыми. Это необходимо учитывать в выстраивании эффективных взаимодействий с детьми.

Анализируя опыт организации командной работы в школах, можно сделать вывод о том, что чаще всего учителя выбирают командную работу только при организации и проведении открытых уроков. Учителя начальных классов, помня о совокупности планируемых результатов (личностных, метапредметных и предметных) стремятся показать, как им удалось научить своих учеников метапредметным действиям: взаимодействовать друг с другом, распределять роли, совместно решать учебные задачи, общаться и договариваться. Однако внешне благополучная ситуация командной работы, по существу, зачастую является имитацией учебной деятельности младших школьников. Организация командной работы должна быть в системе – только в этом случае она будет приносить положительные и эффективные результаты.

Совместная деятельность в ходе учебного процесса – это всегда форма сотрудничества, более или менее сильно выраженного, но все равно сотрудничества всех учащихся вместе с учителем и под его руководством. Сотрудничество – это процесс духовного взаимодействия. Понимание – активный процесс, поэтому недостаточно лишь одного восприятия, объяснения учителя.

Следовательно, на отдельных этапах учебной деятельности школьникам должна быть предоставлена возможность советоваться друг с другом, обмениваться мнениями, взаимно оценивать качество своей работы и работы коллектива в целом. Конечно, организацию командной работы в ходе учебной деятельности нельзя считать единственно правильной и идеальной. Однако грамотная организация сотрудничества приводит к положительным результатам, к эффективности образовательного процесса, а коммуникативные умения являются необходимым условием для успешной социализации личности [4, с.45].

Список литературы

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект Пресс, 2002. С. 58-73.
  2. Бордовская Н.В. Психология и педагогика: Учебник для вузов. / Н.В. Бордовская. – СПб.: Питер, 2017. – 624 c.
  3. Волкова В.Н. Педагогика народного художественного творчества: Учебник. / В.Н. Волкова. – СПб.: Планета Музыки, 2016. – 160 c.
  4. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении: О коллективном способе учеб. работы: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 192 с. – (Мастерство учителя: идеи советы, предложения).
  5. Завьялова В.С. Педагогическое влияние на психологический климат студенческой группы. Пермь, 1985.
  6. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. М.: Просвещение, 2016. 189 с.
  7. ФГОС НОО с изменениями и дополнениями от 18 июля 2022 г. [Электронный ресурс] https://base.garant.ru/400907193/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/. Заглавие с экрана (дата обращения 01.03.2023).
  8. Эльконин Д.Б. Детская психология. М.: Эксмо, 2016. 270 с.

Поделиться

755

Якунина К. А. Командная работа как ресурс развития школы // Актуальные исследования. 2023. №19 (149). Ч.II.С. 77-79. URL: https://apni.ru/article/6189-komandnaya-rabota-kak-resurs-razvitiya-shkoli

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#21 (203)

Прием материалов

18 мая - 24 мая

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

29 мая

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

7 июня