Феномен песенного творчества Бориса Мокроусова
научный журнал «Актуальные исследования» #8 (11), апрель '20

Феномен песенного творчества Бориса Мокроусова

Статья посвящена песенному наследию популярного советского композитора Бориса Андреевича Мокроусова. Он дебютировал в 1938 г. как композитор-песенник, и на три последующих десятилетия его песни и музыка к кинофильмам стали любимыми у советских слушателей. В статье рассмотрены жанровые особенности песен Б.А. Мокроусова, специфика поэтического и музыкального языка его произведений.

Аннотация статьи
жанр
патриотизм
композитор-песенник Борис Мокроусов
советская массовая песня
творчество советских композиторов
народность
Ключевые слова

Песенное творчество Бориса Андреевича Мокроусова – особая глава в истории советской массовой песни. Этот композитор является одним из ярчайших песенников эпохи, великолепным мелодистом. Каждая его песня имеет ярко выраженный характер звучания. Это касается стилистических особенностей, гармонии, лада, мелодики, ритмической структуры и других средств музыкальной выразительности [1, с. 4].

Отличительной особенностью песен Мокроусова является их нежный лиризм, глубокая искренность, свобода и поэтичность: недаром в юношеские годы и сам композитор, и его друзья отмечали его сходство с поэтом С. Есениным. Режиссер Э. Кеосаян отмечал феноменальную способность Мокроусова писать песни, которые с первого же знакомства становятся твоими, словно существовали они давно [2].

Тематика песен Бориса Мокроусова разнообразна, но сквозь все его песенное творчество проходят лейтмотив уважительного отношения к людям труда, любви и трепета перед родной природой. Невозможно не заметить фольклорного начала в творчестве композитора: многие из его песен написаны в духе волжских мотивов и их можно ошибочно принять за народные (например, «Запели песни»).

Немало у композитора и лирических песен-размышлений о любви («На крылечке», «Одинокая гармонь», «Песня посвящается моя», «Ты рядом со мной»). Песня «Одинокая гармонь» стала хрестоматийным образцом массовой советской песни послевоенного периода. Основной отличительной особенностью таких песен является лиричность, плавная мелодия, минорный лад (с отклонением в побочную доминанту), умеренный темп. Любовь у композитора всегда целомудренное, чистое чувство, которое сопровождает светлая печаль в музыке.

Не чужда Б. Мокроусову и патриотическая тематика: лирические герои песен «Зацветает степь лесами», «На Заречной улице» («Когда весна придет, не знаю…») и «Милый мой живет в Казани» – это люди, которые строят будущее страны: рабочие, строители. Например, в песне из кинофильма «Весна на Заречной улице» есть следующие строки:

Я не хочу судьбу иную

Мне ни на что не променять

Ту заводскую проходную

Что в люди вывела меня...

Лирический герой в стихотворении А.И. Фатьянова – рабочий с металлургического комбината. Но песня не написана в духе хвалебного марша отважным металлургам, она нежная, невероятно мелодичная и задушевная. Образ весны, пробуждения природы здесь сопоставляется расцветом любви в душе лирического героя.

Особая веха в творчестве Мокроусова – песни о войне. Некоторые из них стали народными (например, песня о флоте «Заветный камень»). Широкую известность также получила песня «Дорожка фронтовая». Песня «Бьют свинцовые ливни» о героях гражданской войны, написанная Б. Мокроусовым для кинофильма «Неуловимые мстители», стала хитом среди подростков.

В песнях Б. Мокроусова поэтический текст неотделим от музыки, он органично вливается в произведения, без него восприятие песни невозможно. Песни Бориса Мокроусова написаны на стихи замечательных советских поэтов: Е.А. Долматовского («Сормовская лирическая», или «На Волге широкой»), А.А. Жарова («Заветный камень»), М.В. Исаковского («Одинокая гармонь»), М.Л. Матусовского («Вологда»), Р.И. Рождественского («Бьют свинцовые ливни»), А.В. Софронова («Запели песни», «Ходят соколы», «Шумят, шумят берёзы»), А.И. Фатьянова («Когда весна придет, не знаю», «Мы люди большого полёта», «На крылечке», «По мосткам тесовым», «Третий батальон») и др.

В консерватории педагогом Бориса Мокроусова был известный советский композитор-педагог Николай Яковлевич Мясковский. Работа с крупнейшим советским симфонистом ХХ в. дала свои плоды, и уже в студенческие годы юный музыкант начал профессиональную композиторскую деятельность.

Стоит отметить, что Борис Мокроусов написал музыка к ряду кинофильмов. Самые известные из них это «Свадьба с приданым», «Стряпуха», «Весна на Заречной улице» и «Неуловимые мстители». Чувство музыкальной драматургии несомненно присуще этому талантливому композитору: музыка Мокроусова также звучала во многих спектаклях того времени.

Однако самым главным жанром в жизни композитора осталась песня. В этом жанре его талант раскрылся ярче всего. Песни Б.А. Мокроусова стали невероятно популярными к началу 40-х гг. Их пела вся страна. На протяжении всего творческого пути композитора его сочинения исполняли лучшие певцы и артисты эстрады: С. Лемешев, В. Красовицкая, Г. Отс, Л. Утесов, Г. Великанова, М. Бернес, В. Трошин. Песни той эпохи предполагают полистилистику в исполнении, т. е. сочетание академической и эстрадной манер. Поэтому важнейшая задача исполнителей - хорошо и умело ориентироваться в стилистических особенностях произведения и найти нужный характер и окраску звука.

Сегодня интерес к творчеству Б. Мокроусова не ослабевает.  Его песни, воспевающие высоту и чистоту подлинных чувств, силу народного духа, и в ХХI в. звучат с эстрады. Как лучшие образцы песенного творчества они, несмотря на отпечаток времени, не теряют своей актуальности. Новая послевоенная песенная форма и свежие музыкальные решения позволяют этой музыке оставаться актуальной и востребованной у исполнителей и сегодня. Возможно, секрет кроется в союзе поэтического текста и многообразного арсенала средств музыкальной выразительности. Именно синтез этих двух составляющих вокального произведения, в первую очередь, заключает в себе всю глубину содержания песни.

Задача вокалистов - «расшифровать» это послание композитора и поэта, а затем бережно, с сохранением бесценных песенных отечественных традиций донести содержание до слушателя. Подчеркнем востребованность советской массовой песни не только у слушателей старшего возраста, но и у молодежи, в том числе, у молодых исполнителей, которые с удовольствием поют «старые песни о главном», восхищаясь глубиной их содержания и мелодичностью. Подчеркнем, что исполнение этих песен – прекрасная школа вокального мастерства как для начинающих вокалистов, так и для признанных мастеров.

Текст статьи
  1. Панов, Д.П. Методика анализа эстрадной песни: учеб. пособие. В 3 ч. Ч.3/Д. П. Панов//Песни и романсы для голоса, вокального ансамбля в сопровождении фортепиано и дуэта баянов. - Челябинск: ЧГАКИ, 2014. - 108 с.
  2. Бирюков, Ю. Вспоминает Эдмонд Кеосаян [Электронный ресурс] / Ю. Бирюков // Официальный сайт композитора. URL: http://retrofonoteka.ru/mokrousov/sovremenniki/keosayan.htm (дата обращения: 23.04.2020).
  3. Бочаров, А.Г. Советская массовая песня / А.Г. Бочаров. М. : Советский писатель, 1956. - 218 с.
  4. Васина-Гроссман, В.А. Музыка и поэтическое слово / В.А. Васина-Гроссман - М. : Музыка, 1972. - 366 с.
  5. Конев В.П. Советская художественная культура периода 30-х–80-х годов XX века: теоретико-исторический анализ: дис. … д-ра культур. – Кемерово, 2004. - 415 c.
  6. Мокроусов Борис Андреевич // Большая советская энциклопедия: [в 30 т.] / под ред. А. М. Прохорова – 3-е изд. – М.: Советская энциклопедия, 1969.
  7. Мархасев, Л.С. XX век в легком жанре (Взгляд из Петербурга-Петрограда-Ленинграда) / Л.С. Мархасев // Хронограф музыкальной эстрады 1900–1980 годов. – СПб., 2006. 504 с.
  8. Hестьев, И.В., Массовая песня / И.В. Нестьев // Очерки советского музыкального творчества/ - Т. 1, М.-Л. : Музгиз, 1947. - 320 с.
  9. Помещикова, В.В. Советская песня как исторический и культурный феномен отечественного искусства / В.В. Помещикова //Новое слово в науке и практике: гипотезы и апробация результатов исследований. – 2015. – № 20. – С. 40–43.
  10. Смирнова, Н.И. Песня на эстраде / Н. И. Смирнова // Русская советская эстрада 1946–1977: Очерки истории. – М.: Искусство, 1981. - 526 с.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 17 мая по 31 мая
Осталось 3 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
04 июня
Загрузка в elibrary
04 июня
Рассылка печатных экземпляров
08 июня