Главная
Конференции
Новая парадигма научного знания в цифровую эпоху
Аналитический обзор 4PL-провайдеров, применение концепции на современном этапе

Аналитический обзор 4PL-провайдеров, применение концепции на современном этапе

Секция

Экономические науки

Ключевые слова

логистика
PL-провайдер
аутсорсинг
цепь поставок
оптимизация расходов предприятия
логистические услуги
электронный бизнес

Аннотация статьи

Мировой рынок логистических услуг развивается стремительными темпами. Как следствие, изменения в логистической сфере происходят не только в традиционных областях операционной деятельности в транспортно-экспедиционных компаниях, но и в новых направлениях предоставления логистических услуг, в частности системной интеграции в цепях поставок, которую осуществляют так называемые 4РL-провайдеры. Данные операторы являются интеграторами всей логистической цепи предприятия. Они управляют своими ресурсами, возможностями и технологиями, а также ресурсами поставщиков дополнительных услуг, обеспечивая полное и исчерпывающее решение относительно логистической цепи для предприятий заказывающих такую услугу. В статье рассматриваются тенденции развития 4-PL провайдеров на современном этапе. Целью статьи является обзор 4-PL операторов в логистике, анализ преимуществ работы с 4PL-компаниями для бизнеса, изучение факторов, препятствующих полной реализации концепции в современных реалиях.

Текст статьи

В современном мире экономические процессы развиваются очень стремительно и предприятия всё чаще задумываются о передаче части своих бизнес-процессов на аутсорсинг. Как следствие, появляются компании, которые оказывают посреднические услуги, данный спрос на новые аутсорсинговые схемы возникает и на логистическом рынке. Логистические компании, которые предлагают такие интегральные услуги стали называться «операторами логистических услуг», или «логистическими провайдерами».

В международной логистической терминологии приняты следующие обозначения компаний, осуществляющих сервис для производителей, поставщиков и продавцов товаров: 1PL, 2PL, 3PL, 4PL. При этом, PL – party logistics (англ.) переводится дословно как «сторона логистики», а сами компании называют операторами или провайдерами какого-либо уровня исходя из вовлеченности их в логистические процессы.

Провайдер логистики 1PL, обычно это небольшая транспортная компания, которая имеет свой парк транспортных средств и осуществляет сервис по доставке грузов за счет имеющегося грузового транспорта, обычно такие компании работают локально и осуществляют доставки грузов только внутри страны. Такая форма работы логистической компании начала формировать в второй половине XX века. В настоящее время количество 1PL-провайдеров значительно сокращается.

2PL-провайдерами являются крупные логистические компании, которые организовывают уже не локальные перевозки, ограничивающиеся рамками определенного региона, а осуществляют доставки на большие расстояния по всему миру с использованием различных видов транспорта. Обычно такие кампании занимаются экспедиторской деятельностью, то есть организовывают перевозки и исполняют роль посредника между грузовладельцем и конечным получателем товара. Данный вид логистических провайдеров наиболее популярен на рынке.

После принятия в 1980 году «Конвенции ООН о международных смешанных перевозках» на мировом рынке появились провайдеры логистики 3PL. Они занимаются комплексным аутсорсингом в сфере логистики. Т.е. они выполняют практически все логистические операции, которые может передать им для выполнения владельцы груза.

С развитием новых цифровых технологий логистическим провайдерам клиенты стали передавать все больше функций связанны с контролем и планирование поставок. На этой основе появились логистические провайдеры 4PL. Они осуществляют интегрированный логистический аутсорсинг, в рамках которого происходит проектирование и управление всем процессом доставки товара до конечного потребителя.

Термин «4PL» озвучили в 1996 г. специалисты американской консалтинговой компании Andersen Consulting для описания операций консалтинговых фирм по контролю за деятельностью нескольких 3PL-компаний по управлению глобальными сетями поставок.

Преимущество 4PL-провайдеров заключается в том, что оператор таких услуг берет управление цепочкой поставок клиента под свой контроль и заказчик не контролирует процессы организации транспортировки. Клиент, который решает работать с 4PL-провайдером получает ряд преимуществ, клиент может уделять больше времени своей основной деятельности, предав организацию транспортных процессов провайдеру.

Функции 4-PL провайдеров включают:

  • управление и анализ больших объемов данных;
  • контроль над грузоперевозками, управление привлеченными 3PL-провайдерами и поставщиками транспортных услуг;
  • контроль над складскими операциями и управление любой другой частью цепочки поставок.

Хороший уровень организации 4PL-логистики и согласованности действий дает возможность:

  • оптимизировать транспортные операции;
  • координировать поставщиков;
  • интегрировать цепочки поставок;
  • синхронизировать входящую логистику и исходящие логистические потоки;
  • моделировать и управлять распределительными сетями.

Появление на рынке 4PL-провайдеров реализуемо за счет развития 3PL-провайдеров, поскольку они обладают опытом в организации логистических процессов и имеют наработанную клиентскую базу.

В последние годы в России наблюдается тенденция создания компаний, которые планируют занять нишу логистических провайдеров четвертого уровня.

Ярким примером работы компании на уровне 4PL, является французское предприятие GEFCO. Данная компания это один из крупнейших в мире логистический оператор, который ведет свою деятельность с 1949, компания начала свою деятельность на базе концерна Peugeot-Citroen и за несколько десятилетий выросла в крупного международного 4PL-оператора. В России GEFCО открыла свой первый филиал в начале XXI. Компанию осуществляет партнерскую работу с достаточно крупными игроками автомобильной промышленности, например, они сотрудничают с Peugeot, Renault, Citroen. Работа с такими клиентами заставляет GEFCO соответствовать общемировому уровню требований и обеспечивать поставку комплектующих в режиме just in time, а также осуществлять логистику готовой продукции, т. е. транспортировку, хранение, предпродажную подготовку и дистрибуцию автомобилей. Так, например, после трех лет работы на российском рынке компания GEFCO за счет своей площадки, специально оборудованной новейшими компьютерными системами, смогла обеспечить около 30 % российского рынка автомобилями иностранных марок.

Сейчас Россия находится на этапе формирования логистической отрасли, если сравнивать мировой опыт и развитие современных тенденций.

Рынок российских логистических услуг в последнее время больше ориентирован не на стремление заказчиков услуг оптимизировать свои бизнес-процессы за счет передачи своих не профильных направлений на аутсорсинг, куда соответственно входит организация перевозок, а больше ориентирован на рост потребностей в транспортировке и складировании грузов в условиях увеличения потребительского спроса. Зачастую потребитель логистических услуг работает с транспортными компаниями и арендует складские помещения напрямую и пытается не связываться с логистическими посредниками.

Поэтому как следствие для компании которая позиционирует себя как 4PL-провайдер, очень важно доказать потенциальному клиенту свою состоятельность, а это возможно сделать логистическому оператору только за счет правильно выстроенной стратегии, полученному опыту и нужному представлению по процессам, которые происходят в логистической отрасли.

Переход с третьего уровня провайдеров на четвёртый уровень процесс достаточно сложный который требует глубокого анализа и правильно сделанных выводов в форме стратегического планирования направлений предпринимательской деятельности. Поэтому при переходе на новый уровень оператора логистики важно осуществить некоторые процедуры, это: проверить свои имеющиеся мощности, провести анализ рынка, создать продукт, который будет ориентировать на производственные процессы, разработать стратегические направления предпринимательской деятельности, организовать разработку путей реализации наиболее приоритетных стратегических направлений, составить бизнес-план и принять план мероприятий.

Если сегодня провести анализ компании работающих в сфере логистики, то можно сделать выводы, что многие российские предприятия, находящиеся на третьем уровне провайдеров, намериваются перейти на четвертый уровень. Но, если разобрать критерии соответствия PL-провайдеров, то станет очевидно, что в России пока лишь малая часть компаний полностью отвечают этим требованиям. Многие логистические компании в России только развивают концепцию контрактной логистики 3PL, при этом не рассматривают критически те решения, которые они предлагают рынку. В России наиболее близки к переходу на уровень 4PL-провайдеров транспортные компании, которые оказывают услуги транспортировки грузов внутри отраслей. Как показывает практика именно из таких организаций вырастают полноценные 4PL-провайдеры, так как в своей узкой отраслевой специфике они зачастую полностью организовывают сервис для клиента и за счет тесного сотрудничества их заказчики логистических услуг готовы передавать свою непрофильную деятельность на аутсорсинг.

Изменения, связанные с развитием цифровых технологий в бизнесе, сильно влияют на развитие логистической сферы. Поэтому как следствие с развитием электронного бизнеса концепция 4PL-провайдеров должна будет более четко сформироваться, и данное понятие будет стандартизировано и понятно всем партнерам по цепочке поставок.

Список литературы

  1. Айтбагина, Э. Р. Роль логистических посредников и провайдеров (операторов) // Техника и технологии строительства. – 2016 – № 2 (6). – С. 2.
  2. Григорьев, М. Н. Коммерческая логистика: теория и практика: учебник для вузов / М. Н. Григорьев, В. В. Ткач, С. А. Уваров. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 507 с.
  3. Логистика и управление цепями поставок на транспорте: учебник для вузов / И. В. Карапетянц, [и др.]; под редакцией И. В. Карапетянц, Е. И. Павловой. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 362 с.
  4. Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес–процессов в целях поставок / В. В. Дыбская [и др.]. – Москва: Эксмо, 2014. – 939 с.
  5. Новаков, А. А. Логистика в деталях: учебное пособие / А. А. Новаков. – Москва, Вологда: Инфра-Инженерия, 2021. – 528 с.

Поделиться

1589

Бахатов Р. М. Аналитический обзор 4PL-провайдеров, применение концепции на современном этапе // Новая парадигма научного знания в цифровую эпоху : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 мая 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 55-58. URL: https://apni.ru/article/6193-analiticheskij-obzor-4pl-provajderov

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#47 (229)

Прием материалов

16 ноября - 22 ноября

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

27 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

10 декабря