С каждым годом современные организации подвергаются определенным изменениям, которые диктуют суровые реалии. В связи с этим одной из основных задач компаний становится подготовка своего персонала к этим изменениям, причем это касается не только действующих сотрудников, но и новичков, ведь от этого зависит не только поддержание социально-психологического климата, но и формирование позитивного бренда работодателя.
Первые дни работы в новой компании для сотрудника являются не простыми. Незнакомая обстановка, новые люди и отсутствие понимания «внутренней кухни» организации – все это представляет собой факторы стресса для новичка. Поэтому крайне важно именно на этапе входа в компанию обеспечить «мягкое погружение» нового сотрудника во все внутрикорпоративные процессы и планомерно познакомить его со всеми аспектами деятельности.
Для быстрого и безболезненного периода адаптации необходимо применение специализированного инструментария. Одним из самых эффективных инструментов является онбординг персонала.
Онбординг представляет собой комплекс мероприятий, направленных на всестороннее погружение новичка в корпоративную культуру компании и знакомство с рабочими процессами.
Для эффективного погружения стоит применять два вида онбординга: general onboarding (общий онбординг) и technical onboarding (технический онбординг).
General onboarding, или общий онбординг, представляет собой базовую адаптацию. Данный процесс включает в себя знакомство со следующими аспектами:
- История компании – очень важно рассказать новичку об основателях, их идеологии и продемонстрировать рост компании;
- Миссия и стратегические цели компании – новичок должен знать основной драйвер работы компании в более глобальном понимании;
- География компании – при наличии филиалов необходимо рассказать о них новичку, он должен понимать масштабы;
- Специфика деятельности и реализуемые проекты – новичок должен знать, какую деятельность осуществляет компания, какие проекты существуют и какие задачи они решают;
- Корпоративная культура – следует проинформировать новичка об особенностях взаимодействия и социальной среде компании в целом, так процесс адаптации значительно ускорится;
- Внутрикорпоративные системы – важно продемонстрировать новичку системы, необходимые ему для комфортного нахождения в компании. Если в вашей организации автоматизирован процесс заказа справок, закрепления заявлений – следует рассказать о частых кейсах новичку, чтобы в дальнейшем, у него не возникло вопросов;
- Корпоративные мероприятия – необходимо также проинформировать новичка об основных корпоративных мероприятиях (день рождения компании, Новый год), в том числе о ряде мероприятий, которые у вас проходят в компании еженедельно или несколько раз в месяц (например, дискуссионный клуб, настольные игры);
- Бонусы в компании – одна из основных задач HR-специалиста состоит в том, чтобы «влюбить» новичка в компанию. Чтобы этого добиться, стоит уделить особое внимание преимуществам работы (например, корпоративный абонемент в фитнес-зал, реферальная программа, доступ в корпоративную библиотеку, система скидок у партнеров).
Все вышеперечисленные категории можно озвучить на вводной встрече для новых сотрудников. Это отличная возможность не только познакомить новичка поближе с компанией, но и снизить уровень стресса, который возник из чувства неизведанности.
После вводной встречи необходимо познакомить сотрудника с задачами, которые будут поставлены на период испытательного срока и с трудовым функционалом в целом. Лучше всего это сделать в рамках отдельной встречи с сотрудником и его непосредственным руководителем.
В рамках общего онбординга также следует заранее запланировать ближайшие активности с новичком, процесс для него должен быть максимально прозрачным, чтобы новичок мог морально подготовиться. К таким встречам могут относиться тренинги, направленные на развитие профессиональных компетенций и промежуточные встречи в рамках адаптации для контроля прохождения испытательного срока.
Для обеспечения специализированного погружения сотрудника в рамках его команды следует применять technical onboarding (технический онбординг). Данный вид онбординга нацелен на получение более расширенного спектра знаний в области своего направления. Включение в еженедельные планерки команды, знакомство с особенностями работы и приобретение определенных компетенций, необходимых для слаженной работы команды – все это составляет технический онбординг.
Таким образом, сочетание двух видов онбординга в совокупности помогает добиться следующих результатов:
- снижение уровня тревожности, связанного с адаптацией к новой среде;
- планомерное погружение нового сотрудника в корпоративную культуру и рабочие процессы;
- формирование позитивного бренда работодателя;
- контроль прохождения испытательного срока новым сотрудникам
- повышение уровня лояльности персонала.
В условиях постоянно меняющейся среды, онбординг как инструмент в рамках адаптации персонала демонстрирует значительные преимущества. Он не только способствует плавному погружению сотрудника, исключая факторы стресса, но и всестороннему развитию человека, как грамотного специалиста, вовлеченного в деятельность компании, так и личности в целом.