Главная
Конференции
Новая парадигма научного знания в цифровую эпоху
Современная массовая культура как фактор социализации студенческой молодежи

Современная массовая культура как фактор социализации студенческой молодежи

Автор(-ы):

Лещинская Светлана Юрьевна

13 мая 2023

Секция

Социологические науки

Ключевые слова

массовая культура
студенческая молодежь
социализация
формы культур

Аннотация статьи

В статье рассматривается влияние массовой культуры на процесс социализации студенческой молодежи. Определены ключевые компоненты массовой культуры, непосредственно влияющие на данной процесс, выявлены особенности социализации массовой культурой.

Текст статьи

В настоящее время отношение современной студенческой молодежи к окружающей действительности в значительной степени зависит от массовой культуры. Она изменяет и трансформирует социальный базис и паттерны социокультурного характера в современном обществе. С одной стороны, массовая культура влияет на развитие отдельного индивида, а также его личностный рост, а с другой стороны влияние массовой культуры достаточно всеобщее, именно она формирует социокультурные ориентиры развития современного общества. Зачастую такие ориентиры не совпадают с рядом традиционных ценностей, которые приняты в российском обществе. Стоит отметить, что социализация является гибким и изменчивым процессом при воздействии на него различных факторов, например, массовой культуры. Причем влияние оказывается латентно и непонятно для самого индивида, поскольку подмена и трансформация социокультурных установок происходит постепенно. Успех влияния массовой культуры на процесс социализации индивида обусловлен особенностями продукта массовой культуры: он направлен на усредненный вкус, такой продукт понятен и интересен всем. Именно такие продукты формируют новые ценности, которые постепенно встраиваются в систему ценностей современной студенческой молодежи, ввиду чего изменяются ценностные ориентации в целом.

Социализация является ключевым процессом формирования личности, причем она не является однородным процессом. Дело все в том, что социализация подразумевает усвоение социальных ролей, образцов поведения, оформление того или иного социального статуса, который, с течением жизни, может трансформироваться. Можно назвать процесс социализации фундаментальным, поскольку осуществляется процесс воспроизводства людских ресурсов, цементируются социальные роли, благодаря чему поведение людей в обществе становится достаточно предсказуемым. Социализация представляет собой процесс усвоения социокультурных норм индивидом. В социологическом знании впервые термин социализация был употреблен Э. Гиддингсом – американским социологом [1]. Сущность социализации он понимал, как повторение типологизировнаных действий через определенный промежуток времени, другими словами, дети повторяют одни действия, подростки другие действия, а взрослые совершенно иные действия. Особый интерес в рамках данной работы представляют труды Габриэля Тарда, он отмечал, что социализация основывается на процессе подражания. То есть определенные элементы массовой культуры вызывают симпатию у студенческой молодежи, и они повторяют те или иные действия, элементы поведения и даже внешний вид персонажей фильмов, сериалов, книг.

Процесс социализации современной студенческой молодежи имеет ряд сущностных особенностей, например, формирование полноценного широкого кругозора, оформление фундаментальных постулатов интеллигенции, достаточный уровень нравственной культуры и правовой грамотности, наличие ряда коммуникативных и общекультурных компетенций, что делает современную молодежь достаточно мобильной и способной самореализоваться практически в любой отрасли современной жизни. Особенности социализации проявляются из-за особенностей социального положения молодых людей, например, высокий уровень притязаний сталкивается с низким реальным уровнем возможностей развития, ведь студенту без достаточного количества денег и связей достаточно сложно себя само реализовать. Также для представителей студенческой молодежи характерен ряд социально-психологических особенностей, что влияет на вторичную социализацию личности [4].

Массовая культура представляет собой тип культуры для которого характерны: глобальный характер, быстрое распространение, направленность на усредненный вкус индивида, всеобщая понятность произведений массовой культуры, отсутствие какой-либо интеллектуальной нагрузки при потреблении произведений массовой культуры [3]. Понимание значимости массовой культуры в процессе социализации личности происходит при изучении трудов Э. Фулькионьони. Данный автор определил шесть базовых характеристик произведений массовой культуры, например, связанность с рядом идей, ценностей, убеждений. Массовая культура является некой формой мышления и организации социокультурных систем. Стоит также отметить, что массовая культура является порождением элитарной культуры с той оговоркой, что она приспособлена к низким интеллектуальным и содержательным запросам. Массовая культура пропагандирует те же идеи, которые транслируются в СМИ, соответственно она также в значительной степени влияет на всё общество в целом. Осмысление всех процессов, которое преподносятся массовой культурой, является поверхностным, без достаточной доли критицизма. Также важно отметить коммерческую направленность современной массовой культуры.

Массовая культура является неотъемлемой частью жизни современного человека, более того, она является неотъемлемой частью социализации личности. Она помогает адаптироваться индивиду к тем реалиям, в которое он в настоящее время проживает, в том числе социальная, политическая, экономическая напряженность, общая нестабильность и так далее. Успех массовой культуры заключается в том, что элементы массовой культуры постепенно входили в систему повседневных практик и оказывались определенным образом жизни. Этот образ усваивался через музыкальные композиции, фильмы, книги, сериалы и иные элементы. Основным фактором влияния массовой культуры на процесс социализации студенческой молодежи является реальный отказ молодых людей от опыта и достижений прошлого, в том числе отказ от нравственности, в угоду мелкой наживы и сиюминутных потребностей. В современной России сложились социально-экономические реалии таким образом, что обеспечить для всех хороший уровень жизни попросту невозможно, а ведь в произведениях массовой культуры демонстрируются примеры легкой наживы, примеры элементарного достижения успеха. Это вызывает определенный дисбаланс между реальным положением дел и теми примерами, которые транслируются с экраном телевизора или ноутбука [2]. Соответственно молодежь воспринимая все крайне эмоционально не всегда может смириться с тем, что завышенные потребности, формируемые массовой культурой не могут быть удовлетворены. Массовая культура является неоднозначным и сложным феноменом, которые транслирует определенные ценности, социокультурный опыт, следовательно, непосредственно влияет на процесс социализации. Происходит усреднение потребностей людей, формируется общество потребления, регулярно проводятся манипуляции общественным сознанием и общественным интересом.

Наибольшее влияние на процесс социализации оказывают такие элементы массовой культуры как музыка и фильмы, поскольку их молодежь гораздо чаще слушает и смотрит соответственно, нежели чем читает книги. Визуальный образ успешного героя детерминирует желание индивида быть похожим на него, копировать поведение, особенности социальных взаимодействий и т.д., таким образом, постепенно человек теряет собственную сущность и становится массовым человеком с усредненными потребностями. Социализирующий эффект массовой культуры проявляется в существующих социальных установках студенческой молодежи, в совокупности ценностных ориентаций, и т.д., например, базовыми и важными ценностями современной музыкальной индустрии выступают денежные средства, свобода и слава, а важными ценностями студенческой молодежи выступают деньги и свобода. Наблюдая такие перекрестия, становится очевидным значительный уровень влияния массовой культуры на процесс социализации студенческой молодежи. В качестве рекомендации следует отметить, что представителям студенческой молодежи на индивидуальном уровне следует осознавать эфемерность таких картинок успеха и относится к ним максимально критически, как к красивым и интересным картинкам не более того. Так студенты смогут с большей степенью критицизма воспринимать такие картинки и не верить им.

Список литературы

  1. Литвак Р. А. Проблемы современной социализации личности // Вестник ОГУ. 2018. №3 (215). С. 71-76.
  2. Поливина М. А. Массовая культура в современном обществе и ее воздействие на молодежное сознание / М. А. Поливина, Н. Б. Кокуашвили, С. Б. Олонец // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. – 2021. – № 11-1. – С. 80-84.
  3. Флиер А. Я. Социальные функции культуры // Вестник МГУКИ. – 2012. – №4 (48). – С. 19-25.
  4. Шапинская Е.Н. Массовая культура: теории и практики. – М.: Согласие, 2019. – 386 с.

Поделиться

917

Лещинская С. Ю. Современная массовая культура как фактор социализации студенческой молодежи // Новая парадигма научного знания в цифровую эпоху : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 мая 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 44-46. URL: https://apni.ru/article/6196-sovremennaya-massovaya-kultura-kak-faktor

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Социологические науки»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля