Главная
АИ #20 (150)
Статьи журнала АИ #20 (150)
Диагностика памяти в подростковом возрасте

Диагностика памяти в подростковом возрасте

Рубрика

Психология

Ключевые слова

память
диагностика
метод

Аннотация статьи

 

Данная научная статья посвящена изучению важности памяти как когнитивного процесса. Память определяется как способность сохранять, хранить и восстанавливать информацию о прошлом опыте, и ее развитие критически важно для изучения новых навыков, решения проблем и принятия решений на основе предыдущего опыта. В статье описываются шесть типов памяти, включая кратковременную память, долговременную память (явную и неявную), эпизодическую память, процедурную память, семантическую память и системную память. Каждый тип памяти описывается и иллюстрируется примерами, чтобы помочь читателю лучше понять понятие.

Текст статьи

Память считается одним из основных познавательных процессов [1, с.3-4]. Память – это способность человека или животного сохранять, хранить и восстанавливать информацию о прошлом опыте. Развитая память означает, что у человека есть возможность запоминать большое количество информации на долгий период времени и быстро ее вспоминать при необходимости. Это может быть полезно для обучения новым навыкам, решения проблем и принятия решений на основе предыдущего опыта. Однако развитая память также может иметь свои недостатки, например, если человек не может забывать старую информацию и постоянно переживает прошлые события.

Когда мы вспоминаем что-то, то наш мозг использует разные типы памяти. Существует всего 6 типов. Одним из них является кратковременная память, которая хранит информацию только на несколько секунд или минут [2, c.9]. Например, если вы задумались о том, что нужно купить в магазине и повторили список товаров несколько раз подряд – это и есть работа рабочей памяти.

Другой вид – долговременная память. Она может быть явной, которую мы осознанно запоминаем или неявной, которая сохраняется без активного участия сознания.

Эпизодическая долговременная явная мемория относится к запоминанию конкретных событий и опыта в жизни человека: например, как вы провели свой последний День Рождения.

Процедурную долгосрочную неосознаваемую память можно использовать для выполнения навыков без активного осмысления процесса выполнения задачи: написание текста на клавиатуре после продолжительной работы за компьютерным столом – просто приходит автоматически.

Следующий вид – семантическая память – связан со знаниями о мире в целом: факты из литературы или географии; знание математической терминологии; словарь слов русского языка. Эта память помогает нам понимать и интерпретировать информацию, которую мы получаем [3, c.44].

Наконец, есть ещё один вид памяти – системные записи. Они используются компьютерными системами для сохранения данных при выключении электричества. Таким образом, даже если ваш компьютер выключен или произошел сбой в работе операционной системы, данные будут сохранены и не пропадут.

Все эти типы памяти играют важную роль в нашей жизни и помогают нам функционировать как люди. Без них мы бы не могли запоминать информацию о наших близких и друзьях, учиться новому материалу или использовать технологии для работы и развлечений.

В подростковом периоде жизни происходят значительные изменения не только физического развития организма, но и когнитивного развития. Подростки начинают учиться абстрактному мышлению и решению сложных проблем. Их способность к запоминанию информации также существенно улучшается.

Однако не все подростки имеют одинаковые возможности для успешного обучения или работы с большим объемом информации. Некоторые из них могут столкнуться со сложностями при запоминании материала или забывчивости.

Одной из особенностей подростковой памяти является её связь с развитием мозга. В этом возрастном диапазоне продолжается формирование структуры головного мозга, что может отразиться на способности к запоминанию информации.

Кроме того, эмоциональный фон играет большую роль в работе подростковой памяти. Переживания и стрессовые ситуации часто препятствуют удачному запоминанию материала.

Способы обучения также имеют значение для работы подростковой памятью: интерактивные методы обучения (игры) помогает лучше усваивать информацию.

Отвлечение при выполнении задач или запоминаний материала является одной из причин неудачного запоминания. Большое количество социальных контактов и новых интересов могут отвлекать подростков.

Кратковременная память – это еще одна особенность подростковой памяти, которая может привести к трудностям в запоминании информации на короткий период времени.

Однако, если информация связана с интересами или хобби ребёнка, то она будет лучше усваиваться и запоминаться.

Недостаток сна также негативно влияет на работу памяти подростков. Необходимо обеспечить достаточное количество времени для отдыха и сна, чтобы улучшить качество запоминания информации.

В целом, память в подростковом возрасте имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при организации процесса обучения и тренировки мозга. Понимание этих особенностей поможет родителям и преподавателям создать оптимальные условия для успешного развития памяти у подростков.

Диагностика памяти является важным аспектом здоровья подростков. В настоящее время существует множество методов, которые используются для оценки способностей к запоминанию и воспроизведению информации у подростков. Один из самых распространенных методов – тестирование, который представляет собой набор заданий для проверки памяти. Наблюдение за поведением и реакциями также может быть использовано как метод диагностики памяти.

Анкетирование – это опросник, содержащий ряд вопросов о способностях к запоминанию информации и ее последующем использовании. Электроэнцефалография (ЭЭГ) основана на записывании электрической активности мозга через электроводы, установленные на голову человека.

МРТ-исследования используют магнитное поле для создания изображения структуры мозга человека; нейровизуальный анализатор (NVA) – компьютерная программа для дистанционного функционального анализа состояния мозга; нейропсихологические тесты – это набор заданий, которые позволяют оценить различные функции мозга, включая память.

В зависимости от целей и задач диагностики выбирается определенный метод или их комбинация. Для эффективной диагностики необходимо использовать сочетание различных методов для получения наилучших результатов. Школы и семьи могут проводить занятия по обучению различным техникам запоминания, таким как ассоциации, повторения и использование визуальных образов. Регулярное повторение материала помогает закрепить информацию в памяти на длительный срок. Использование игровых элементов или других интерактивных методов может помочь учащимся лучше запомнить материал.

Создайте спокойную и комфортную атмосферу для изучения нового материала, чтобы учащиеся могли сконцентрироваться на задаче без отвлекающих факторов. Здоровое питание, достаточный сон и физические упражнения могут оказать положительное влияние на работу памяти.

Регулярные контрольные работы или тестирования помогут не только проверять знания учеников, но также закладывать информацию в их долговременную память. Важно использовать индивидуальный подход к каждому ученику для оптимального результата работы с его/ее особенностями запоминания информации.

В целом, улучшение памяти учеников требует комплексного подхода и включает в себя обучение техникам запоминания, регулярное повторение материала, использование интерактивных методов обучения, создание благоприятной атмосферы для изучения и здоровый образ жизни.

Проведение диагностики памяти в подростковом возрасте может помочь выделить группу риска по отношению к ухудшению качества обучения или работы с большим объемом информации. Это также может стать отправной точкой для выбора правильной стратегии лечения или коррекции поведения.

Важно отметить, что проведение диагностики необходимо производится только специалистами – неврологами или нейропсихологами – чтобы полученные результаты были достоверными и правильно интерпретировались [4, с.1].

В целом, диагностика памяти в подростковом возрасте является важным инструментом для определения наличия или отсутствия проблем со здоровьем и обучением ребенка. Она может помочь выявить недостатки работы памяти и разработать индивидуальную программу коррекции. Кроме того, результаты диагностики могут быть использованы при выборе методов обучения и оценке эффективности учебного процесса.

Однако необходимо учитывать, что результаты диагностики не должны рассматриваться изолированно от других факторов - например, социальной среды или состояния здоровья ребенка. Только комплексный подход к анализу всех этих факторов может помочь получить полную картину о работе памяти подростков.

Таким образом, проведение диагностики памяти в подростковом возрасте имеет большое значение для успешной адаптации к окружающей жизни и достижения успеха как в личной жизни, так и на учебной/практической работе.

Список литературы

  1. Психофизиология и патопсихология памяти: уч. пособие / И.В. Реверчук. – Ижевск, 2016. – 48 с.
  2. Элизабет Лофтус Память Издание на русском языке. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2018 (https://knigionline.net/6433-9-pamyat.html#book).
  3. Психология памяти : курс лекций : [учеб. пособие] / А. М. Боднар ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд‑во Урал. ун-та, 2014.
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Нейропсихологическая_диагностика

Поделиться

2311

Шишкина В. Д. Диагностика памяти в подростковом возрасте // Актуальные исследования. 2023. №20 (150). Ч.II.С. 134-136. URL: https://apni.ru/article/6200-diagnostika-pamyati-v-podrostkovom-vozraste

Обнаружили грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики)? Напишите письмо в редакцию журнала: info@apni.ru

Похожие статьи

Актуальные исследования

#52 (234)

Прием материалов

21 декабря - 27 декабря

осталось 2 дня

Размещение PDF-версии журнала

1 января

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

17 января