Главная
АИ #20 (150)
Статьи журнала АИ #20 (150)
Диагностика памяти в подростковом возрасте

Диагностика памяти в подростковом возрасте

Автор(-ы):

Шишкина Виктория Денисовна

14 мая 2023

Секция

Психология

Ключевые слова

память
диагностика
метод

Аннотация статьи

 

Данная научная статья посвящена изучению важности памяти как когнитивного процесса. Память определяется как способность сохранять, хранить и восстанавливать информацию о прошлом опыте, и ее развитие критически важно для изучения новых навыков, решения проблем и принятия решений на основе предыдущего опыта. В статье описываются шесть типов памяти, включая кратковременную память, долговременную память (явную и неявную), эпизодическую память, процедурную память, семантическую память и системную память. Каждый тип памяти описывается и иллюстрируется примерами, чтобы помочь читателю лучше понять понятие.

Текст статьи

Память считается одним из основных познавательных процессов [1, с.3-4]. Память – это способность человека или животного сохранять, хранить и восстанавливать информацию о прошлом опыте. Развитая память означает, что у человека есть возможность запоминать большое количество информации на долгий период времени и быстро ее вспоминать при необходимости. Это может быть полезно для обучения новым навыкам, решения проблем и принятия решений на основе предыдущего опыта. Однако развитая память также может иметь свои недостатки, например, если человек не может забывать старую информацию и постоянно переживает прошлые события.

Когда мы вспоминаем что-то, то наш мозг использует разные типы памяти. Существует всего 6 типов. Одним из них является кратковременная память, которая хранит информацию только на несколько секунд или минут [2, c.9]. Например, если вы задумались о том, что нужно купить в магазине и повторили список товаров несколько раз подряд – это и есть работа рабочей памяти.

Другой вид – долговременная память. Она может быть явной, которую мы осознанно запоминаем или неявной, которая сохраняется без активного участия сознания.

Эпизодическая долговременная явная мемория относится к запоминанию конкретных событий и опыта в жизни человека: например, как вы провели свой последний День Рождения.

Процедурную долгосрочную неосознаваемую память можно использовать для выполнения навыков без активного осмысления процесса выполнения задачи: написание текста на клавиатуре после продолжительной работы за компьютерным столом – просто приходит автоматически.

Следующий вид – семантическая память – связан со знаниями о мире в целом: факты из литературы или географии; знание математической терминологии; словарь слов русского языка. Эта память помогает нам понимать и интерпретировать информацию, которую мы получаем [3, c.44].

Наконец, есть ещё один вид памяти – системные записи. Они используются компьютерными системами для сохранения данных при выключении электричества. Таким образом, даже если ваш компьютер выключен или произошел сбой в работе операционной системы, данные будут сохранены и не пропадут.

Все эти типы памяти играют важную роль в нашей жизни и помогают нам функционировать как люди. Без них мы бы не могли запоминать информацию о наших близких и друзьях, учиться новому материалу или использовать технологии для работы и развлечений.

В подростковом периоде жизни происходят значительные изменения не только физического развития организма, но и когнитивного развития. Подростки начинают учиться абстрактному мышлению и решению сложных проблем. Их способность к запоминанию информации также существенно улучшается.

Однако не все подростки имеют одинаковые возможности для успешного обучения или работы с большим объемом информации. Некоторые из них могут столкнуться со сложностями при запоминании материала или забывчивости.

Одной из особенностей подростковой памяти является её связь с развитием мозга. В этом возрастном диапазоне продолжается формирование структуры головного мозга, что может отразиться на способности к запоминанию информации.

Кроме того, эмоциональный фон играет большую роль в работе подростковой памяти. Переживания и стрессовые ситуации часто препятствуют удачному запоминанию материала.

Способы обучения также имеют значение для работы подростковой памятью: интерактивные методы обучения (игры) помогает лучше усваивать информацию.

Отвлечение при выполнении задач или запоминаний материала является одной из причин неудачного запоминания. Большое количество социальных контактов и новых интересов могут отвлекать подростков.

Кратковременная память – это еще одна особенность подростковой памяти, которая может привести к трудностям в запоминании информации на короткий период времени.

Однако, если информация связана с интересами или хобби ребёнка, то она будет лучше усваиваться и запоминаться.

Недостаток сна также негативно влияет на работу памяти подростков. Необходимо обеспечить достаточное количество времени для отдыха и сна, чтобы улучшить качество запоминания информации.

В целом, память в подростковом возрасте имеет свои особенности, которые необходимо учитывать при организации процесса обучения и тренировки мозга. Понимание этих особенностей поможет родителям и преподавателям создать оптимальные условия для успешного развития памяти у подростков.

Диагностика памяти является важным аспектом здоровья подростков. В настоящее время существует множество методов, которые используются для оценки способностей к запоминанию и воспроизведению информации у подростков. Один из самых распространенных методов – тестирование, который представляет собой набор заданий для проверки памяти. Наблюдение за поведением и реакциями также может быть использовано как метод диагностики памяти.

Анкетирование – это опросник, содержащий ряд вопросов о способностях к запоминанию информации и ее последующем использовании. Электроэнцефалография (ЭЭГ) основана на записывании электрической активности мозга через электроводы, установленные на голову человека.

МРТ-исследования используют магнитное поле для создания изображения структуры мозга человека; нейровизуальный анализатор (NVA) – компьютерная программа для дистанционного функционального анализа состояния мозга; нейропсихологические тесты – это набор заданий, которые позволяют оценить различные функции мозга, включая память.

В зависимости от целей и задач диагностики выбирается определенный метод или их комбинация. Для эффективной диагностики необходимо использовать сочетание различных методов для получения наилучших результатов. Школы и семьи могут проводить занятия по обучению различным техникам запоминания, таким как ассоциации, повторения и использование визуальных образов. Регулярное повторение материала помогает закрепить информацию в памяти на длительный срок. Использование игровых элементов или других интерактивных методов может помочь учащимся лучше запомнить материал.

Создайте спокойную и комфортную атмосферу для изучения нового материала, чтобы учащиеся могли сконцентрироваться на задаче без отвлекающих факторов. Здоровое питание, достаточный сон и физические упражнения могут оказать положительное влияние на работу памяти.

Регулярные контрольные работы или тестирования помогут не только проверять знания учеников, но также закладывать информацию в их долговременную память. Важно использовать индивидуальный подход к каждому ученику для оптимального результата работы с его/ее особенностями запоминания информации.

В целом, улучшение памяти учеников требует комплексного подхода и включает в себя обучение техникам запоминания, регулярное повторение материала, использование интерактивных методов обучения, создание благоприятной атмосферы для изучения и здоровый образ жизни.

Проведение диагностики памяти в подростковом возрасте может помочь выделить группу риска по отношению к ухудшению качества обучения или работы с большим объемом информации. Это также может стать отправной точкой для выбора правильной стратегии лечения или коррекции поведения.

Важно отметить, что проведение диагностики необходимо производится только специалистами – неврологами или нейропсихологами – чтобы полученные результаты были достоверными и правильно интерпретировались [4, с.1].

В целом, диагностика памяти в подростковом возрасте является важным инструментом для определения наличия или отсутствия проблем со здоровьем и обучением ребенка. Она может помочь выявить недостатки работы памяти и разработать индивидуальную программу коррекции. Кроме того, результаты диагностики могут быть использованы при выборе методов обучения и оценке эффективности учебного процесса.

Однако необходимо учитывать, что результаты диагностики не должны рассматриваться изолированно от других факторов - например, социальной среды или состояния здоровья ребенка. Только комплексный подход к анализу всех этих факторов может помочь получить полную картину о работе памяти подростков.

Таким образом, проведение диагностики памяти в подростковом возрасте имеет большое значение для успешной адаптации к окружающей жизни и достижения успеха как в личной жизни, так и на учебной/практической работе.

Список литературы

  1. Психофизиология и патопсихология памяти: уч. пособие / И.В. Реверчук. – Ижевск, 2016. – 48 с.
  2. Элизабет Лофтус Память Издание на русском языке. ООО «Издательская Группа «Азбука-Аттикус», 2018 (https://knigionline.net/6433-9-pamyat.html#book).
  3. Психология памяти : курс лекций : [учеб. пособие] / А. М. Боднар ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Урал. федер. ун-т. – Екатеринбург : Изд‑во Урал. ун-та, 2014.
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/Нейропсихологическая_диагностика

Поделиться

1235

Шишкина В. Д. Диагностика памяти в подростковом возрасте // Актуальные исследования. 2023. №20 (150). Ч.II.С. 134-136. URL: https://apni.ru/article/6200-diagnostika-pamyati-v-podrostkovom-vozraste

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля