Что такое дистанционное (электронное) обучение?
Термин дистанционное (электронное) обучение охватывает все процессы, связанные с преподаванием и обучением в информационной среде и с помощью современных информационных технологий, особенно Интернета. Дистанционное обучение представляет собой интерактивный процесс, который позволяет реализовать образовательные услуги с помощью доступных технических средств. Говорят, что благодаря электронному обучению мы учимся тому, что нам нужно в данный момент, в том месте, в то время и в том темпе, которые нам больше всего подходят.
На самом деле дистанционное обучение не сводится исключительно к электронному, но благодаря современным технологиям электронная форма – самый доступный и самый популярный вариант дистанционного обучения. Дистанционное обучение гораздо старше электронного: например, возможность заочного получения университетского образования существует с XIX века. Говоря об этих формах в этой статье, мы периодически будем смешивать их, поскольку на данном этапе технического прогресса можно считать их практически синонимами.
Дистанционное обучение определяется как процесс, ориентированный на студента. Понятие электронного обучения появилось вместе с развитием современных технологий и до сих пор развивается. Электронное обучение – это форма дистанционного обучения, при которой:
- обучение происходит в компьютерной сети;
- пользователи используют электронные устройства, как стационарные, так и мобильные;
- используется образовательная ИТ-система, так называемая платформа электронного обучения для распространения знаний, коммуникации и управления учебным процессом;
- возможен неограниченный доступ к знаниям и общение между всеми пользователями.
В этой статье мы поговорим о том, как выглядит дистанционное обучение сейчас, каковы его перспективы, какие положительные стороны такого вида обучения можно выделить как для компании, так и для сотрудников.
Условия развития дистанционного обучения в мире и в России
Мировой рынок систем дистанционного обучения развивается очень динамично, огромное влияние на него оказала пандемия COVID-19 и последовавшие за ней ограничительные меры в разных странах. По мнению экспертов, условиями, необходимыми для развития дистанционного (электронного) обучения в отдельных странах, являются:
- достаточно высокое соотношение людей, пользующихся Интернетом и имеющих компьютер;
- достаточно высокий уровень образования и традиция повышения квалификации и обучения на протяжении всей жизни;
- люди должны иметь доступ к различным базам данных, газетам, библиотечным фондам в Интернете на родном языке;
- государственные учреждения должны поддерживать и продвигать дистанционное обучение с помощью соответствующих правовых норм и стратегий развития.
По объему венчурного финансирования рынка образования лидерами являются США, Европа, Китай и Индия. По мнению различных экспертов, рынок электронного обучения все еще находится на ранней стадии развития, ведь на 2021 год объем рынка достиг всего 270 млрд долларов, достигая всего лишь чуть более 4% от всего объема рынка образования. Стимулом, побуждающим компании к использованию электронного обучения, является прежде всего снижение затрат по сравнению с традиционной формой обучения до 70%.
По итогам 2021 года объем рынка электронного образования в России составил 80 млрд руб. До этого рынок показывал устойчивый рост по 15-20% в год, но в 2023 году ожидается серьезное сокращение показателей из-за экономической ситуации в стране. Тем не менее вряд ли это сможет изменить тенденцию, которое четко прослеживается во всем мире – за дистанционным образованием будущее.
Российские предприниматели довольно медленно привыкают к электронному обучению. Небольшие компании практически не используют дистанционное обучение для обучения своих сотрудников, они используют его только для изучения иностранных языков. В крупных компаниях систематически растет интерес к дистанционному обучению – эта тенденция наблюдается с 2003 года в корпоративном секторе и с 2004 года в сфере государственного управления.
Факторы в пользу дистанционного обучения
Как утверждают специалисты, в пользу электронного обучения говорят следующие факторы:
- глобализация обучения – возможность обучения большого количества людей одновременно;
- скорость передачи информации и постоянное обновление образовательных программ;
- простое определение потребности в обучении, благодаря тестам, позволяющим определить уровень знаний сотрудника;
- возможность обучения на рабочем месте, в любое время, когда обучение не мешает выполнению обязанностей сотрудника;
- единообразие содержания и формы обучения;
- научный контроль;
- минимизация затрат, связанных с организацией обучения.
Почему дистанционное обучение – это важный фактор для любого сотрудника:
- С помощью электронного обучения за счет предприятия можно существенно повысить свою квалификацию, а значит востребованность на рынке труда. Как правило, серьезные компании ценят сотрудников, в развитие которых вкладывают собственные средства, а значит можно рассчитывать на повышение заработной платы.
- Учиться обычно интереснее, чем работать. Можно отвлечься от рутинных действий на рабочем месте, чтобы узнать много нового и повысить свою мотивацию к труду благодаря новым навыкам.
- Образовательный процесс на предприятии организуется специалистами, а значит сотруднику, повышающему свою квалификацию, не нужно заниматься хлопотными формальностями, он может сосредоточить свои силы именно на обучении.
- Как известно, каждый учится и приобретает знания в разном темпе. Некоторую информацию легче запомнить, чем другую. Благодаря электронному обучению можно адаптировать темп обучения к своим способностям, не беспокоясь о том, чтобы соответствовать уровню группы.
Вопреки обыденным штампам, дистанционное обучение не должно быть скучным. В современных электронных курсах используются различные мультимедийные решения. Современный процесс обучения облегчает усвоение новой информации.
Использование электронного обучения на предприятии
Большинство компаний имеют очень похожую структуру. В ней можно выделить такие направления, как: производство, продажи и маркетинг, финансы, администрация и управление персоналом. Сотрудникам любого из этих направлений периодически требуется повышение квалификации, которое можно достичь с помощью дистанционного обучения без отрыва от производства. В результате сотрудники получают новые навыки и знания, а предприятие повышает свою конкурентоспособность.
Дистанционное обучение позволяет обучаться без ограничений по времени. Преимущества использования этого метода включают в себя снижение прямых затрат в результате более низкой стоимости обучения, а также за счет сокращения косвенных затрат, таких как делегирование сотрудников с отстранением от работы. Преимуществом этого метода также является адаптация содержания обучения к индивидуальным потребностям сотрудников, неограниченный доступ и бесплатное использование учебных материалов и контроль эффективности проводимого обучения. Подводя итог, можно сказать, что основными преимуществами дистанционного обучения являются:
- меньшие затраты – отсутствие платы за проезд, проживание, представительские расходы и т.д.;
- нет ограничений по количеству обучающихся;
- обучение в любое время – оно не дезорганизует работу, поскольку в нем не должны участвовать все сотрудники одновременно;
- точная отчетность о результатах обучения;
- единство коммуникации – все обучающиеся имеют доступ к одной и той же информации.
Частные компании, учебные заведения и университеты также быстро заметили открывающийся перед ними многообещающий рынок и предложили потенциальным получателям очень широкое и привлекательное образовательное предложение в дистанционной форме. В результате обе стороны – как образовательные учреждения/поставщики учебного контента, так и студенты/стажеры – отмечают ряд преимуществ дистанционного обучения в электронной форме.
Почему дистанционное обучение на производстве – это хорошая идея?
Многие производственные компании до сих пор скептически относятся к передаче знаний в своих компаниях с помощью электронного обучения. Часто такое отношение возникает из-за ошибочных представлений об этом виде обучения, считая его мало интерактивным и перегруженным информацией. На самом деле передача знаний посредством электронного обучения имеет много преимуществ как для обучающихся, так и для производственной компании. Благодаря стремительному развитию технологий электронное обучение становится все более популярным способом обмена знаниями. Это особенно актуально для производственных компаний, которые зачастую рассредоточены по разным местам расположения производственных предприятий, офисов и складов.
В настоящее время все постоянно меняется, поэтому компании, работающие на конкурентном рынке, должны адаптировать свою стратегию развития к новым потребностям. Таким образом, сотрудники должны повышать свою квалификацию, увеличивать и оптимизировать эффективность работы.
Потенциально электронное обучение должно стать источником снижения затрат и стимулятором развития человеческих ресурсов, адаптированных к индивидуальным возможностям данного работника. Однако адаптация такого решения требует очень тщательного анализа потребностей и ожиданий.
Электронное обучение для компаний приносит много пользы не только стажеру, который легко, шаг за шагом, повышает свои компетенции, но и управленческому персоналу. Контролировать и управлять обучением на современных платформах дистанционного обучения, как правило, так же удобно, как и учиться с ним.
В настоящее время дистанционное обучение имеет все перспективы развития в России, и оно можно найти свое применение практически в каждой отрасли. Электронное обучение позволяет решать проблемы, с которыми в той или иной степени сталкивается каждый из нас. Это инструмент, который может оптимизировать многие процессы и развивать практически любой бизнес. Областью, которую нельзя не упомянуть, говоря об электронном обучении, является также образование. В этой области платформа очень полезна для обучения, в первую очередь за счет вовлечения студентов и поощрения их к расширению области своих знаний.
Однако верно то, что никакие технологии не заменят реальную, физическую встречу с другим человеком, будь то тренер, учитель, тьютор или участник конференции. Тем не менее бывают ситуации, когда это единственная доступная альтернатива.