Главная
АИ #20 (150)
Статьи журнала АИ #20 (150)
Диагностика когнитивных стилей мышления у подростков

Диагностика когнитивных стилей мышления у подростков

Автор(-ы):

Скогорева Ксения Ивановна

Хасбулатова Жанна Абдурахмановна

14 мая 2023

Секция

Психология

Ключевые слова

когнитивный стиль
профессиональная деятельность
стиль мышления
глобально артикулированный стиль
синтетический стиль

Аннотация статьи

Статья рассматривает определение когнитивного стиля и его значения для профессиональной деятельности. Авторы описывают основные определения стиля, а также объясняют, как стиль мышления влияет на принятие решений в различных областях.

Текст статьи

К концу прошлого века существовало несколько определений когнитивного стиля. В.И. Моросанова, основываясь на ряде 7 научных концепций, считает наиболее значимыми следующие определения стиля:

  • стойкие и постоянные различия в когнитивном функционировании человека;
  • предпочитаемый метод когнитивного анализа и структурирования своего окружения;
  • относительно устойчивая система принципов когнитивного контроля.

Вполне естественно, что люди, как правило, выбирают работу, соответствующую их личным познавательным предпочтениям. Их профессиональная деятельность, в свою очередь, закрепляет эти предпочтения и развивает связанные с ними навыки. По этой причине мы можем наблюдать существенную разницу в подходе к решению проблем, которую демонстрируют бухгалтеры, предприниматели, социальные работники или художники. Для инженера, например, самый убедительный аргумент – это цифры.

Мышление порождает из себя новое знание, которое активно отражается из объективной действительности в реальность субъективную, благодаря чему человек становится личностью – потому что ему свойственно рассуждать. Ни один вид сам по себе не может создать причинно-следственную цепочку так, как это делаем мы, люди.

Отличие мышления от других психологических процессов состоит в том, что наш мозг каждый раз приспосабливается к изменившимся условиям, чтобы мы могли провести качественный анализ ситуации.

Понятие «стиль» является основополагающим для теоретического анализа, так как ориентирует на деятельностный характер познания и указывает на индивидуальные различия в осуществлении познавательной деятельности. Понятие «стиль» впервые употребил американский психолог Г. Виткин, наблюдавший устойчивые индивидуальные различия в зрительном и вестибулярном способах восприятия людьми окружающей информации. Г. Виткин обобщил полученные результаты в концепции перцептивного стиля полезности и полевой зависимости, а позднее выдвинул идею глобально артикулированного когнитивного стиля. Согласно этой концепции, людей с глобальным стилем отличает целостность, нефрагментированность когнитивных стилей, а с артикулированным стилем – склонность к переструктурированию материала.

Стиль мышления представляет собой конструктивную систему с относительно постоянным ядром, структурой и избирательностью к внешним воздействиям. Поскольку стиль мышления создается в рамках жизненного процесса, у каждого из нас свой оптимальный стиль мышления.

Синтетический стиль.

Совмещение несходных, часто противоположных идей, взглядов, позиций и т.п. это именно то, что Синтезаторы любят делать больше всего. Их излюбленная форма мышления – умозрительное (т.е. умозрительное, теоретизирующее) мышление, мысленный эксперимент. Девиз Synthesizer: «Что, если…».

Синтезаторы всегда являются интеграторами. Там, где одни яростно отстаивают «лучшее» (читай: свое) решение проблемы, а другие заранее готовы пойти на компромисс ради достижения консенсуса, провозглашенного высшей целью, Синтезаторы ищут способ «соединить несовместимое» в новом, творческом сочетании, следуя известной формуле. «тезис – антитезис – синтез». Иными словами, они ищут теоретическую перспективу, стараясь создать как можно более широкое и обобщенное понятие, позволяющее выработать решение, которое «сняло бы» противоречие и тем самым примирило противоположные позиции.

Идеалистический стиль.

Мышление идеалистов можно назвать рецептивным, т.е. легко и без внутреннего сопротивления воспринимает самые разнообразные идеи, позиции и предложения. Так, в ситуациях группового решения проблем Идеалисты на первом этапе не мешают (скорее, даже помогают) другим выражать весь спектр взглядов и альтернатив. Потом все эти взгляды и подходы пытаются усвоить в решение, которое содержало бы что-то привлекательное (хотя, возможно, и не без привкуса какой-то потери) для всех.

В качестве символа типичного идеалистического решения Р. Брамсон и А. Харрисон предлагают «зонт». Он объединяет всех, кто держится за ручку зонта, и нравится всем, кто имеет отношение к этому решению, потому что под его куполом можно укрыться от дождя. Конечно, некоторые убежденные Идеалисты, пытающиеся создать всеобъемлющий «зонтик», похоже, заняты поисками Утопии. Однако вряд ли стоит им в этом мешать.

Идеалисты любят, когда их воспринимают как открытых, заслуживающих доверия, поддерживающих и помогающих другим. Короче, как полезно людям. В целом у них развито нравственное чувство.

Их жизненная философия часто сводится к следующему: «Я хороший человек, я поступаю правильно и получу за это справедливое вознаграждение».

Прагматичный стиль.

Девиз прагматиков: «Что-то будет работать» и «Все, что работает, будет работать». Непосредственный личный опыт является для них основным и единственным мерилом правильности/неправильности идей, решений, действий и жизни в целом. Это дает им свободу от формальных логических цепочек, связность и последовательность в мыслях и действиях и т.д. е (свобода!), в свою очередь, служит основанием уверенности в праве на эксперимент и новаторство.

Вообще говоря, «экспериментирование» прагматиков – вещь довольно своеобразная.

Прагматиков отличает склонность к поиску новых способов удовлетворения своих и чужих потребностей, используя только те материалы и информацию, которые есть у них под рукой. Они не склонны запрашивать дополнительные средства и информацию, ресурсы и уж тем более резервы.

Аналитический стиль.

Аналитики ценят знания, серьезно относятся к обучению и с детства усваивают множество теорий, которые помогают им объяснять события и наводить порядок в окружающей среде. Во всяком случае, они не прочь иметь «теорию» на любой случай. Кроме того, они уважают авторитеты, не любят менять свои взгляды и предпочтения и стараются регулярно применять полученные теоретические знания на практике.

Со временем процесс применения изученных «теорий» доводится до автоматизма и перестает ими осознаваться (разумеется, речь здесь идет не о строго научных теориях, а скорее об общих подходах и концепциях).

Процессы мышления Аналитика можно назвать перспективными. Когда возникает проблема, Аналитик, скорее всего, будет искать формулу, процедуру, метод или систему, которые могут обеспечить решение этой проблемы. Из-за преобладающего интереса к методу он стремится найти «лучший способ» решения проблемы.

Реалистичный стиль.

Девиз реалистов. «Факты есть факты». Другими словами, реалисты в первую очередь эмпирики, а не теоретики. Для них «настоящим» является только то, что вы можете непосредственно почувствовать, понюхать, потрогать что-либо, лично увидеть или услышать, испытать на себе и т. д.

Образно говоря, теория Птолемея ближе по духу к реалистам, чем теория Коперника. В этом они противоположны Синтезаторам, которые, как вы помните, убеждены, что интерпретация и выводы всегда важнее наблюдаемых «фактов». Синтезаторы твердо убеждены, что согласие между людьми относительно фактов значимой для них ситуации вряд ли достижимо без теоретической работы.

Реалисты также твердо убеждены, что любые два разумных человека с нормальным зрением, слухом и т. д. могут сразу договориться о совместно наблюдаемых фактах. Однако будучи реалистами, они не могут не видеть, что люди не всегда соглашаются друг с другом в такой ситуации. И это зубная боль истинного Реалиста! Потому что они считают, что без согласования на уровне фактов дела делать нельзя и вообще бессмысленно что-то начинать.

В предлагаемом нами определении стиля обязательным компонентом является индивидуализация тех или иных способов познания. То есть, говоря о когнитивном стиле, мы автоматически приписываем его индивидууму как «человеку», или актуализирующей личности. Это согласуется с общенаучным пониманием индивидуальности, где индивидуальность есть «своеобразный, самобытный способ бытия конкретного человека как субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека.

В настоящее время понятие индивидуальности (в той мере, в какой адекватно понимать человека как «меру всех вещей») не имеет однозначного определения. Так, в философском словаре индивидуальность рассматривается как «уникальный, самобытный способ бытия конкретного человека как субъекта самостоятельной деятельности, индивидуальная форма общественной жизни человека».

В.В. Краевский употребляет лексему «индивидуум» для обозначения сущностных проявлений личности в их противопоставлении собственно индивидууму. В.В. Краевский подчеркивает, что «индивидуальное есть часть целого и существует ввиду целого, а личность относительно независима от целого. Индивидуальное существует для мира, а мир существует для индивидуального. Индивид есть замкнутое существо, а личность открытая».

Ученый опирается в своих рассуждениях на философию русского мыслителя Н.А. Бердяева, согласно которому «индивид» – натуралистическая категория, а личность – категория универсальная. Личность отлична от всего «частного» и «частичного».

Определяя интеллектуальное образование как условие формирования ориентировочно-ценностного компонента индивидуального познавательного стиля, мы учитываем новейшие тенденции высшей школы, одной из которых является повышенное внимание к развитию познавательной сферы студентов.

Также развитие мышления не зависит от возраста, а просто делится на этапы развития. Как, например, в классификации Жана Вильяма Фрица Пиаже.

Более того, другая гипотеза основывалась на том, что сходным образом формируются мыслительные процессы. При рассмотрении этих процессов было выявлено, что креативность зависит от возраста, так как у младшего ребенка еще не сформированы ассоциации, на которые можно опираться при опознании предмета. Наша выборка и ее мышление от 17 до 25 лет основаны только на ассоциациях просто потому, что так проще.

Мышление представляет собой многогранный развивающийся процесс, формирующийся в течение жизни и требующий постоянного развития, просто эти процессы недостаточно изучены, что свидетельствует о неточности различных трудовых вопросов. Например, студент или сотрудник не знает, как что-то запомнить и как вообще устроен этот процесс. И пока эти предметы неизвестны широкому кругу людей, значит, качество потеряет свой уровень.

И еще следует добавить, что каждый процесс развития мышления индивидуален и сам стиль мышления тоже, поэтому хочется понять, как устроены эти процессы в восприятии информации.

По результатам наших исследований гипотезы подтвердились. Методы в основном имеют обратную связь и одни значимые параметры растут, если другие падают и наоборот. Мы выяснили, что для нашей выборки нехарактерна, например, последовательная, логичная манера решения задач, что как раз и предполагает сочетание противоположных характеристик (аналитический стиль) в любом вопросе.

Тема еще имеет место для дальнейшего исследования и уточнения, тем более что выборка может быть гораздо больше и есть возможность указаний других результатов, которые смогут понять, как большая выборка обрабатывает поток информации, ведь тогда можно сфокусироваться на господствующие стили, чтобы их стиль мышления был руда настроена на качественную обработку той или иной информации.

В дальнейшем мышление можно разделить на составляющие познавательного процесса (мыслительные операции) и более подробно изучить каждую, чтобы узнать ее более подробно, чтобы она снова была ориентирована на более широкий круг социальной сферы и понимала, как и почему они воспринимают эту информацию. На этой же основе можно выстроить новое поле деятельности, обновить рекламу или составить новый план образовательного школьного процесса, чтобы ориентироваться на людей и продолжать давать им то, что они сами хотят.

Эти выводы и результаты нуждаются в дальнейшем подтверждении или опровержении, поэтому наши результаты могут быть обоснованы в рамках данного исследования.

Необходимо провести тесты на разных выборках более широкого диапазона профессий и возрастов, чтобы можно было сравнить, а также сделать выводы, так как исследование проводилось только на подростках и более зрелых возрастах, чтобы в дальнейшем опровергать сложившиеся стереотипы о преобладании разного мышления у разных полов, возрастов и прочих принадлежностей.

Поделиться

548

Скогорева К. И., Хасбулатова Ж. А. Диагностика когнитивных стилей мышления у подростков // Актуальные исследования. 2023. №20 (150). Ч.II.С. 130-133. URL: https://apni.ru/article/6205-diagnostika-kognitivnikh-stilej-mishleniya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Психология»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля