Главная
АИ #20 (150)
Статьи журнала АИ #20 (150)
Глобальное чтение как одна из технологий обучения детей с ОВЗ

Глобальное чтение как одна из технологий обучения детей с ОВЗ

Научный руководитель

Гончарова-Тверская Ольга Николаевна

Рубрика

Педагогика

Ключевые слова

чтение
глобальное чтение
дети
развитие

Аннотация статьи

Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв.

Текст статьи

В 40-х годах XX века в Филадельфии (США), в институте, который позже был назван «Институтом достижений человеческого потенциала» («Better Baby Institute» (BBI)), врач Глен Доман искал методы лечения детей с нарушениями умственной активности [1].

Специалисты пытались активизировать у больных детей умственную деятельность путем обучения. Врачи не ставили задачу научить детей читать: их целью была активизация мозга. Попытка научить читать традиционно, складывая буквы, у Глена Домана не удавалась. Дети не могли понять, как буквы превращаются в слова. При этом правила чтения в английском языке достаточно сложны. Результат был получен лишь тогда, когда детей начали учить читать целыми словами. Результат обучения по методике Домана был ошеломляющим. Дети, которые до начала обучения отставали от установленных средних показателей, через некоторое время начинали обгонять в физическом развитии обычных детей по росту, весу, окружностям грудной клетки и головы приблизительно на 20%, а главное, эти дети, выздоравливая, быстро учились читать. Их умственная деятельность активизировалась и все навыки и знания давались им намного легче, чем их сверстникам [2].

Авторы метода глобального чтения основывались на следующих постулатах:

  1. Маленький ребенок может легко научиться читать, считать, играть на скрипке, говорить на иностранных языках и прочему, если ему предоставить такую возможность.
  2. Обучение маленького ребенка должно иметь глобальный характер.

Методика глобального чтения, по утверждению Г. Домана, является наиболее физиологичным вариантом этого процесса, поскольку люди мыслят и оперируют целыми словами. Ребенок раннего и дошкольного возраста также оперирует целостными образами, постепенно переходя к более мелким деталям. При этом, дети, имеющие нарушения развития, возможно, никогда не освоят (или освоят значительно позже своих нормотипичных сверстников) операции анализа и синтеза [3].

Поэтому чтение глобальным способом является эффективной и доступной детям с ОВЗ альтернативой аналитическому чтению. Глобальное чтение позволяет не только научить читать и заранее, в комфортном темпе, подготовить ребенка к школьному обучению. Важно, что этот метод позволяет обеспечить ребенка при необходимости средством альтернативной коммуникации. Таблички с надписями ребенок, не способный изъясняться вербально, может предъявлять собеседнику и таким образом выражать свои мысли, чувства, потребности. Кроме того, чтение глобальным способом является мощным инструментом, развивающим память, зрительное внимание, мышление ребенка.

В глобальном чтении смысл имеет первичное значение, что и является целью чтения в целом.

Задачи, которые ставятся и решаются в процессе работы:

  1. Создание ситуации успеха, т.к. дети, страдающие органическими нарушениями, часто стесняются своего недостатка и негативно относятся к различным заданиям. Дети более охотно выполняют задание по запоминанию табличек, чем другие упражнения. В связи с этим, работа по обучению чтению становится отправной точкой в процессе преодоления застенчивости, негативизма.
  2. Обучение детей пониманию устной формы речи и письменной речи на основе слухозрительного восприятия.
  3. Развитие образной памяти, наглядно-предметного мышления, восприятия речи, которая в сознании ребенка впервые соотносится с целостной структурой, графическим знаком – словом.
  4. Расширение пассивного словаря, активизация речевой деятельности.
  5. Развитие мелкой моторики рук и пространственного восприятия [3].

Суть глобального чтения заключается в том, что ребенок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. При обучении глобальному чтению необходимо соблюдать постепенность и последовательность. Слова, чтению которых необходимо научить ребенка, должны обозначать известные ему предметы, действия, явления. Вводить данный тип чтения можно не раньше, чем обучающийся сможет соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.

Глобальное чтение позволяет выяснить, насколько неговорящий ребенок понимает обращенную речь, помогает ему преодолеть негативное отношение к занятиям, дает уверенность в себе.

Список литературы

  1. Жевлакова Е. А. Применение метода глобального чтения для развития коммуникации и речи у детей 3-4 лет с ОВЗ / Е. А. Жевлакова. // Вопросы дошкольной педагогики. − 2022. − № 10 (58). − С. 33-35.
  2. Корнев А. Н. Нарушение чтения и письма у детей / А. Н. Корнев. − СПб.: Питер, 2014. − 352 с.
  3. Магутина А. А. Использование методики глобального чтения в коррекционной работе с детьми, имеющими комплексные нарушения развития и не владеющими устной речью / А. А. Магутина // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). − Краснодар: Новация, 2016. − С. 209-211.

Поделиться

857

Шардакова Н. А. Глобальное чтение как одна из технологий обучения детей с ОВЗ // Актуальные исследования. 2023. №20 (150). Ч.II.С. 128-129. URL: https://apni.ru/article/6206-globalnoe-chtenie-kak-odna-iz-tekhnologij

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#30 (212)

Прием материалов

20 июля - 26 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

31 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

13 августа