Введение
Залог успешной архитектурного концепции – это ее устойчивость. Поэтому, для ее создания необходимо провести детальный анализ архитектурной программы предшествующих проектов, разобрать их сильные и слабые стороны.
Для его проведения мы воспользуемся пятнадцатью фундаментальными законами устойчивого проектирования, выведенными К. Александером в ходе научных наблюдений за «живой» структурой зданий, городов и памятников материальной культуры, и изложенными в книге американского архитектора и исследователя Н. Салингароса [1], следование которым обеспечивает устойчивость зданий и городов и повышают качество жизни людей.
Перечень законов включает в себя: уровни масштаба; сильные центры; широкие границы; переменное повторение; позитивное пространство; хорошая форма; локальные симметрии; глубокие внутренние связи и неоднозначность; контраст; градиенты; неточность; подражание; пустота; простота и внутреннее спокойствие; нераздельность.
Общие сведения
Каркас недостроенного ювелирного центра «Сапфир» расположен в центральной части города Екатеринбург, на перекрестке Театрального и Банковского переулков, напротив ТЦ «Пассаж». Уже более 20-ти лет на этом месте располагается «недострой». Для центральной части города это является критичным, так как центр города – это его лицо.
Рис. 1. Фотография каркаса недостроенного объекта. Автор фотографии: Г. Постников; Источник: https://66.ru/realty/news/237917/
История его создания началась в 2000 году. На рассмотрение было предложено три концепции:
1. Концепция А.В. Коротича
В 2000г. архитектор В. Коротич представил заказчику первую концепцию (рис. 2). Она понравилась заказчику, и тот, не дожидаясь экспертизы, начал строительство. Но в Архитектурно-градостроительном совете Екатеринбурга проект не утвердили по причине большого количества этажей, а стройку остановили и заморозили.
Тем временем в Нью-Йорке в 2001г. был представлен проект Н. Фостера – здание компании «Херст» (рис. 3), который как две капли похож на концепцию В. Коротича. Проект был осуществлен в 2007г. и немедленно получил премию как лучший небоскреб года в мире.
Рис. 2. Архитектурная концепция ювелирного центра «Сапфир». Архитектор В. Коротич. 2000г.
Рис. 3. Здание компании «Херст». Архитектор Н. Фостер. Нью-Йорк. 2007г. Автор фотографии: Alsandro. Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Херст-тауэр_(Нью-Йорк)
Рис. 4. Анализ концепции В. Коротича
В данном проекте присутствуют разные уровни масштаба, благодаря ромбовидным и треугольным элементам фасада одинакового размера и формы, образующим фракталы, устроенные по принципу «рекурсии». Выполняется «закон трех», который гласит, что если у нас есть какой-либо элемент, то должны существовать элементы, которые в три раза больше и в три раза меньше данного элемента.
В качестве центров выступают заостренные концы в верхней части фасада и пирамиды у его основания, которые образуют точки фокусировки внимания.
Выпуклые элементы и углубления чередуются между собой, а затем повторяются, тем самым образуя переносную симметрию, ритм.
Наличие выпуклых поверхностей на фасаде здания играют ключевую роль в распознавании объекта, делают пространство «позитивным».
Фасад здания насчитывает целый ряд иерархически вложенных локальных симметрий, образованных за счет рекурсивности и осевой симметрии. Присутствует как масштабная симметрия, так и переносная.
Благодаря простым формам и симметрии, объект становится «легко воспринимаемым», снижается уровень информационной перегрузки. Форму можно назвать «хорошей».
Глубокие внутренние связи и неоднозначность отсутствуют.
Выпуклые поверхности контрастируют с плоской поверхностью фасада, тем самым образуя отдельные субэлементы.
Форма здания полностью состоит из дискретных субэлементов. Градиенты отсутствуют.
Геометрия здания строгая, неточности отсутствуют, что негативно влияет на восприятие и может вызывать информационный коллапс.
Самый крупный элемент фрактала существует в виде пустоты (ромб), все пространство которого заполнить невозможно.
Архитектурное решение не хаотично, все элементы согласованы между собой. Инородные или вносящие разлад элементы отсутствуют.
Ромбовидные элементы здания создают согласованную систему, в которой нельзя изъять ни одного элемента, не нарушив ее целостность.
2. Концепция «Архитектурной мастерской БВН»
В 2004 г. проект ювелирного центра отдали на переработку ООО "Архитектурная мастерская БВН", архитекторы которой сделали проект из прямоугольных модулей, похожий на плитку шоколада. Но этот проект не понравился заказчику.
Рис. 5. Первая архитектурная концепция ювелирного центра «Сапфир». «Архитектурная мастерская БВН». 2004 г. Источник: https://66.ru/realty/news/237917/
Рис. 6. Анализ концепции «Архитектурной мастерской БВН»
Масштаб задается совокупностью повторяющихся компонентов одинакового размера и похожей формы. В данном случае – «плитками» на фасаде здания.
В качестве главного центра в данном решении выступает арка, которая зеркально симметрична, относительно центральной оси здания, и является самым крупным элементом, бросающимся в глаза.
Субэлементы фасада, на которые делятся «плитки», задают ритм, чередуются между собой, образуя чередующееся повторение и переносную симметрию.
Если не считать арку, то фасад здания не имеет особо выпуклых элементов. Объект кажется тяжело-распознаваемым, что образует «негативное» пространство.
Данная концепция основана на переносной и осевой симметрии, за счет которой образуется множество локальных подсимметрий.
Благодаря простым формам и симметрии, объект становится «легко воспринимаемым», снижается уровень информационной перегрузки. Форму можно назвать «хорошей».
Глубокие внутренние связи и неоднозначность отсутствуют.
Здание лишено контраста, кажется монотонным.
Фасад полностью состоит из дискретных элементов. Градиенты отсутствуют.
Присутствует нарушение как горизонтальной (верхняя часть здания значительно отличается от основной), так и вертикальной (в нижней части здания некоторые «плитки» замещены плоским фасадом) симметрии, что разбавляет строгую геометрию, препятствует информационному коллапсу.
Присутствует как масштабной симметрией (прямоугольные формы остекления пропорциональны), так и переносной.
Архитектурное решение не хаотично, практически все элементы согласованы между собой. Но арка является инородным элементом, вносящим разлад.
Фасад отчетливо делится на несколько горизонтальных составных частей, которые могут существовать отдельно друг от друга, следовательно, его нельзя назвать нераздельным.
3. Вторая концепция «Архитектурной мастерской БВН»
В 2021 г. ООО "Архитектурная мастерская БВН" представила концепцию в форме башни с вращающимся «бриллиантом» (рис. 4). Данная концепция собрала немалое количество критики и также была отклонена.
Рис. 7. Вторая архитектурная концепция ювелирного центра «Сапфир». «Архитектурная мастерская БВН». 2021 г.
Рис. 8. Анализ второй концепции «Архитектурной мастерской БВН»
Масштаб в данной концепции задается совокупностью повторяющихся компонентов одинакового размера и схожей формы. В данном случае – ромбовидными элементами фасада здания.
Роль центра выполняет «Бриллиант» в верхней части здания. Он радиально-симметричен и выделяется за счет нестандартной формы и значительного размера.
В верхней части здания («Бриллиант») присутствует переменное чередование треугольных форм, которые задают ритм и переносную симметрию.
Благодаря «бриллианту», фасад здания не лишен выпуклых элементов. Что образует «позитивное» пространство.
В данном решении присутствует три вида симметрии: зеркальная (здание в целом, если смотреть с лицевой стороны), винтовая (остекление здания) и переносная (в верхней части здания).
Симметрия снижает уровень информационной перегрузки, но неоднозначная сложная форма здания (плавное уширение к верху, спиральность) усложняет восприятие, вызывает тревогу.
Глубокие внутренние связи и неоднозначность отсутствуют.
«Бриллиант», расположенный на верхушке здания добавляет контраст, но в то же время, основная часть фасада кажется довольно плоской, монотонной.
Уширение к верху здания образует некий градиент.
С задней стороны фасад здания немного выше передней, в нижней части фасада присутствуют инородные элементы, что образует неточность. Это немного разбавляет его странную геометрию.
Ромбовидные элементы образуют масштабную симметрию.
Самый крупный элемент фрактала существует в виде пустоты (ромб), все пространство которого заполнить невозможно.
Архитектурное решение не хаотично, практически все элементы согласованы между собой. Но присутствуют инородные элементы, вносящие разлад (вставки в нижней части здания).
Ромбовидные элементы здания создают согласованную целостную систему, в которой нельзя изъять ни одного элемента.
Вывод
Таким образом, на фоне концепций «Архитектурной мастерской БВН», концепция В. Коротича кажется более устойчивой и эстетически-привлекательной, так как формы фасада более простые и согласованные, имеют большее количество взаимосвязанных элементов, дополняющих друг друга. Данная концепция удовлетворяет большему количеству критериев устойчивого проектирования. Главной ее особенностью является рекурсивность. Недостатками являются отсутствие градиентов и неточностей.
Основными недостатками концепций «Архитектурной мастерской БВН» являются слабые контрасты и наличие инородных элементов, вносящих разлад, что существенно снижает уровень их устойчивости.