Социализация детей дошкольного возраста

Статья посвящена проблеме социализации детей дошкольного возраста. В рамках данной статьи рассмотрено исследование, в ходе которого позволяет в полной мере выявить уровень социализированности дошкольников.

Аннотация статьи
доброта
дружба
модель
социализация
Ключевые слова

Социализация – это процесс социального становления личности. Дошкольный возраст – первая ступень в овладении детьми социального опыта взаимодействия с обществом. В этот период происходит приобщение детей к общечеловеческим ценностям, общественным нормам, к культуре, нравственному опыту, ребенок входит в систему социальных отношений, познает мир социальных ролей. Социализируясь, дошкольник определяет свое место в обществе.

Процесс социализации проходит стихийно под воздействием основополагающих жизненных факторов и в условиях воспитания. Основными первичными институтами социализации ребенка являются семья и детский сад. Однако современная семья не всегда может в полной мере обеспечить полноценное развитие ребенка, его адаптивных возможностей, его подготовку к социализации. Поэтому основная роль в приобщении дошкольников к социальному опыту ложиться на плечи дошкольного образовательного учреждения и детского психолога. Для решения этой глобальной задачи необходимо оптимизировать воспитательный процесс, грамотно используя все имеющиеся возможности, традиционные и инновационные подходы работы с детьми [11].

Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью создания благоприятных условий для успешной социализации детей дошкольного возраста в рамках ДОУ.

Объект исследования – процесс социализации дошкольников.

Предмет исследования – психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации дошкольников.

Цель исследования – теоретически изучить и экспериментально обосновать модель социализации дошкольников в рамках ДОУ.

Задачи исследования:

  1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме социализации детей дошкольного возраста.
  2. Диагностировать уровень социализированности дошкольников.
  3. Разработать и апробировать модель социализации дошкольников в рамках ДОУ.
  4. Проанализировать эффективность внедрения в воспитательно-образовательный процесс ДОУ модели социализации дошкольников.

Гипотеза исследования: социализация дошкольников в рамках ДОУ будет проходить успешно, если будет вестись специальная психологическая работа по усвоению детьми социального опыта и развитию их социальных навыков.

Теоретической и методологической базой исследования стали:

  • философские, педагогические и социальные концепции о влиянии социальной среды на становление и развитие личности (С.А. Беличева, Э. Дюркгейм [2], Б.Д. Парыгина [9], И.С. Кон [6], Н.И. Шевандрин);
  • труды, в которых отражена проблема социализации личности, ее механизмы и факторы (Г.М. Андреева [1], И.С. Кон [6], Дж. Мид, А.В. Мудрик [7], В.Д. Семенов, Н. Смелзер [10]);
  • вопросы, отражающие период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (Л.И. Божович [3], Л.А. Венгер [4], Л.С. Выготский [5], В.С. Мухина [8], Д.Б. Эльконин [12]).

Базовая выборка исследования. Исследование проходило на базе МБОУ ДОУ № 35 г. Набережные Челны РТ. В исследовании принимали участие дошкольники в возрасте 4-5 лет, в количестве 40 человек. Вся выборка была разделена на две подгруппы по 20 человек в каждой группе: экспериментальная группа – принявшая участие в экспериментальной работе по социальному развитию и обогащению социального опыта; контрольная группа - не участвующая в экспериментальной работе.

Исследование проходило в три этапа:

Констатирующий эксперимент – диагностика уровня социализированности дошкольников.

Формирующий эксперимент – разработка и апробация модели социализации дошкольников в рамках дошкольного образовательного учреждения.

Контрольный эксперимент – анализ эффективности внедрения в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения модели социализации дошкольников.

Методы и методики исследования:

Эмпирические методы – наблюдение, метод экспертной оценки, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный),

В качестве методик использовались следующие:

  1. Индивидуальный профиль социального развития ребенка Г.Б.Степановой. Методика позволяет выявить уровень социального развития дошкольников.
  2. Карта наблюдений за эмоционально-социальным развитием ребенка Г.Б. Степановой. Методика позволяет оценить адекватность поведения, самоконтроль, особенности коммуникации с взрослыми и детьми, эмоциональные особенности и общий уровень социально-эмоционального развития.

Формирующий эксперимент проходит четыре месяца в период с ноября 2019 года по февраль 2020 года, участниками формирующего эксперимента стали дошкольники экспериментальной группы.

Задачи коррекционно-развивающей программы:

  1. Социальное развитие дошкольников.
  2. Обеспечение эмоционального комфорта.
  3. Развитие коммуникативных навыков.
  4. Эмоциональное развитие дошкольников.
  5. Коррекция нежелательных личностных особенностей поведения, настроения детей.

Программа включала в себя 30 коррекционно-развивающих занятий, продолжительностью 15-20 мин. Занятия проходили 2 раза в неделю 4-х месяцев.

Занятия проводились в групповой форме. Использовались ролевые, подвижные, имитационные, коммуникативные игры и упражнения; применялись рисунки, арт-терапия, чтение художественных произведений и поэзии, беседы и групповые дискуссии, релаксационные упражнения и релаксационные музыкальные произведения.

Рис. 1. Уровень социального развития дошкольников в начале эксперимента

Анализ данных рис. 1 показывает, что в начале эксперимента у дошкольников экспериментальной группы у 70% детей и у 60% детей контрольной выявлен средний социального развития. У 15% детей экспериментальной и у 20% детей контрольной группы выявлен низкий уровень социального развития. У такого же числа испытуемых выявлен высокий уровень социального развития.

Рис. 2. Уровень эмоционально-социального развития дошкольников в начале эксперимента

Таким образом, на основе сложения общих сумм по каждому из 4-х факторов, был выявлен общий уровень социально-эмоционального развития дошкольников. Анализ рис. 2 показал, что основная часть детей имеет уровень ниже среднего; в экспериментальной группе – 60%, в контрольной группе- 85%. У 30% детей экспериментальной группы и у 15% детей контрольной группы выявлен средний уровень социально-эмоционального развития. В экспериментальной группе 10% детей имеют низкий уровень социально-эмоционального развития.

Таблица 1

Уровень социального развития в экспериментальной группе в конце эксперимента

Уровень социального развития

В начале эксперимента

В конце эксперимента

φ*эмп

Высокий уровень

15%

20%

0,58

Средний уровень

70%

75%

0,79

Низкий уровень

15%

5%

2,69**

Примечание: критич. знач * 1,64 при p≤0,05, **2,31 при p≤0,01

Проанализировав данные таблицы 1 было выявлено, что в конце эксперимента результаты изменились, но незначительно, выявлена положительная динамика в социальном развитии дошкольников экспериментальной группы. Уменьшилось количество детей с низким уровнем социального развития на 20% (результаты различны на достоверном уровне φ*эмп =2,69 p≤0,01). С высоким уровнем количество увеличилось на 5%, достоверных значений не выявлено.

Таблица 2

Уровень социального развития в экспериментальной и контрольной группе в конце эксперимента

Уровень социального развития

Экспериментальная группа

Контрольной группы

φ*эмп

Высокий уровень

20%

15%

0,58

Средний уровень

75%

65%

1,8*

Низкий уровень

5%

20%

3,36**

Примечание: критич. знач * 1,64 при p≤0,05, **2,31 при p≤0,01

Проанализировав данные таблицы 2, было выявлено, что в конце эксперимента результаты экспериментальной и контрольной группы различны. В экспериментальной группе, которая участвовала в экспериментальной работе детей с высоким социальным развитием больше, чем в контрольной группе, которая не участвовала в экспериментальной работе на 5% (достоверных различий не выявлено). Также можно отметить, что в экспериментальной группе детей с низким уровнем социальным развитием меньше, чем в контрольной группе на 15% (результаты различны на достоверном уровне φ*эмп =3,36 p≤0,01).

Таблица 3

Уровень социально-эмоционального развития в экспериментальной группе в конце эксперимента

Уровень социально-эмоционального развития

В начале эксперимента

В конце эксперимента

φ*эмп

Высокий уровень

0%

0%

-

Средний уровень

30%

45%

2,2*

Ниже среднего уровень

60%

55%

0,71

Низкий уровень

10%

0%

3,14**

Примечание: критич. знач * 1,64 при p≤0,05, **2,31 при p≤0,01

Проанализировав данные таблицы 3, было выявлено, что в конце эксперимента результаты изменились, но незначительно, выявлена положительная динамика в социально-эмоциональном развитии дошкольников экспериментальной группы. Уменьшилось количество детей с низким уровнем социально-эмоционального развития на 10% (результаты различны на достоверном уровне φ*эмп =3,14 p≤0,01). Увеличилось количество детей с высоким уровнем социально-эмоционального развития на 15% (результаты различны на достоверном уровне φ*эмп =2,2 p≤0,05).

Таблица 4

Уровень социально-эмоционального развития в экспериментальной и контрольной группе в конце эксперимента

Уровень социально-эмоционального развития

В начале эксперимента

В конце эксперимента

φ*эмп

Высокий уровень

0%

0%

-

Средний уровень

45%

15%

4,78**

Ниже среднего уровень

55%

85%

4,77**

Низкий уровень

0%

0%

-

Примечание: критич. знач * 1,64 при p≤0,05, **2,31 при p≤0,01

Проанализировав данные таблицы 4, было выявлено, что в конце эксперимента результаты экспериментальной и контрольной группы различны. В экспериментальной группе, которая участвовала в экспериментальной работе детей со средним социально-эмоциональным развитием больше, чем в контрольной группе, которая не участвовала в экспериментальной работе на 30% (результаты различны на достоверном уровне φ*эмп =4,78p≤0,01). Также можно отметить, что в экспериментальной группе детей с уровнем ниже среднего меньше, чем в контрольной группе на 30% (результаты различны на достоверном уровне φ*эмп =4,77 p≤0,01).

Таким образом, в конце эксперимента выявлены значительные изменения в социальном и социально-эмоциональном развитии дошкольников. Контрольное исследование и сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного исследования свидетельствует об эффективность коррекционно-развивающей работы по социальному развитию дошкольников. Были обнаружены достоверные результаты статистического анализа данных и выраженная динамика в развитии социального опыта у детей, участвующих в эксперименте.

Текст статьи
  1. Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М Андреева. – М.: Академия, 2014. – 417 с.
  2. Барсукова. Т.И. Социализация и воспитание в контексте классической социологии (Э. Дюркгейм, Т. Парсонс): монография/ Т.И. Барсукова. – Ставрополь: СевКавГТУ, 2006. – 73 с.
  3. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте /Л.И. Божович. – М.: Академия,2013. – 243 с
  4. Венгер, Л.А. Дидактические игры дошкольников/Л. А.Вернер. – М.: Академия,2015. – 95 с.
  5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский. – М.: Союз, 2016. – 473 с.
  6. Кон, И.С. Ребенок и общество/ И. С. Кон. –М.: Академия, 2013. – 336 с.
  7. Мудрик, А.В. Социализация человека/ А.В. Мудрик. – М.: МПСИ, 2011. – 624 с.
  8. Мухина, В.С. Возрастная психология /В.С. Мухина. – М.: Академия, 2015. – 456 с.
  9. Парыгин, Б.Г. Социальная психология как наука / Б.Г. Парыгин. – М.: Проспект,2017. – 124 с.
  10. Смелзер, Н. Социология. / Н. Смелзер. –М.: Феникс, 2014. – 688 с.
  11. Щетинина, А.М. Социализация и индивидуализация в детском возрасте: Учебное пособие /А.М. Щетинина. –Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2014. – 132 с.
  12. Эльконин, Д.Б. Развитие личности ребенка-дошкольника. Психология личности и деятельности дошкольника / Под ред. А.В. Запорожца и Д. Б. Эльконина. –М.: ЭКСМО, 2014. – 384 с.
Список литературы