Социализация – это процесс социального становления личности. Дошкольный возраст – первая ступень в овладении детьми социального опыта взаимодействия с обществом. В этот период происходит приобщение детей к общечеловеческим ценностям, общественным нормам, к культуре, нравственному опыту, ребенок входит в систему социальных отношений, познает мир социальных ролей. Социализируясь, дошкольник определяет свое место в обществе.
Процесс социализации проходит стихийно под воздействием основополагающих жизненных факторов и в условиях воспитания. Основными первичными институтами социализации ребенка являются семья и детский сад. Однако современная семья не всегда может в полной мере обеспечить полноценное развитие ребенка, его адаптивных возможностей, его подготовку к социализации. Поэтому основная роль в приобщении дошкольников к социальному опыту ложиться на плечи дошкольного образовательного учреждения и детского психолога. Для решения этой глобальной задачи необходимо оптимизировать воспитательный процесс, грамотно используя все имеющиеся возможности, традиционные и инновационные подходы работы с детьми [11].
Таким образом, актуальность исследования обусловлена необходимостью создания благоприятных условий для успешной социализации детей дошкольного возраста в рамках ДОУ.
Объект исследования – процесс социализации дошкольников.
Предмет исследования – психолого-педагогическое сопровождение процесса социализации дошкольников.
Цель исследования – теоретически изучить и экспериментально обосновать модель социализации дошкольников в рамках ДОУ.
Задачи исследования:
- Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме социализации детей дошкольного возраста.
- Диагностировать уровень социализированности дошкольников.
- Разработать и апробировать модель социализации дошкольников в рамках ДОУ.
- Проанализировать эффективность внедрения в воспитательно-образовательный процесс ДОУ модели социализации дошкольников.
Гипотеза исследования: социализация дошкольников в рамках ДОУ будет проходить успешно, если будет вестись специальная психологическая работа по усвоению детьми социального опыта и развитию их социальных навыков.
Теоретической и методологической базой исследования стали:
- философские, педагогические и социальные концепции о влиянии социальной среды на становление и развитие личности (С.А. Беличева, Э. Дюркгейм [2], Б.Д. Парыгина [9], И.С. Кон [6], Н.И. Шевандрин);
- труды, в которых отражена проблема социализации личности, ее механизмы и факторы (Г.М. Андреева [1], И.С. Кон [6], Дж. Мид, А.В. Мудрик [7], В.Д. Семенов, Н. Смелзер [10]);
- вопросы, отражающие период дошкольного детства с учетом возрастных и индивидуальных особенностей (Л.И. Божович [3], Л.А. Венгер [4], Л.С. Выготский [5], В.С. Мухина [8], Д.Б. Эльконин [12]).
Базовая выборка исследования. Исследование проходило на базе МБОУ ДОУ № 35 г. Набережные Челны РТ. В исследовании принимали участие дошкольники в возрасте 4-5 лет, в количестве 40 человек. Вся выборка была разделена на две подгруппы по 20 человек в каждой группе: экспериментальная группа – принявшая участие в экспериментальной работе по социальному развитию и обогащению социального опыта; контрольная группа - не участвующая в экспериментальной работе.
Исследование проходило в три этапа:
Констатирующий эксперимент – диагностика уровня социализированности дошкольников.
Формирующий эксперимент – разработка и апробация модели социализации дошкольников в рамках дошкольного образовательного учреждения.
Контрольный эксперимент – анализ эффективности внедрения в воспитательно-образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения модели социализации дошкольников.
Методы и методики исследования:
Эмпирические методы – наблюдение, метод экспертной оценки, эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный),
В качестве методик использовались следующие:
- Индивидуальный профиль социального развития ребенка Г.Б.Степановой. Методика позволяет выявить уровень социального развития дошкольников.
- Карта наблюдений за эмоционально-социальным развитием ребенка Г.Б. Степановой. Методика позволяет оценить адекватность поведения, самоконтроль, особенности коммуникации с взрослыми и детьми, эмоциональные особенности и общий уровень социально-эмоционального развития.
Формирующий эксперимент проходит четыре месяца в период с ноября 2019 года по февраль 2020 года, участниками формирующего эксперимента стали дошкольники экспериментальной группы.
Задачи коррекционно-развивающей программы:
- Социальное развитие дошкольников.
- Обеспечение эмоционального комфорта.
- Развитие коммуникативных навыков.
- Эмоциональное развитие дошкольников.
- Коррекция нежелательных личностных особенностей поведения, настроения детей.
Программа включала в себя 30 коррекционно-развивающих занятий, продолжительностью 15-20 мин. Занятия проходили 2 раза в неделю 4-х месяцев.
Занятия проводились в групповой форме. Использовались ролевые, подвижные, имитационные, коммуникативные игры и упражнения; применялись рисунки, арт-терапия, чтение художественных произведений и поэзии, беседы и групповые дискуссии, релаксационные упражнения и релаксационные музыкальные произведения.
Рис. 1. Уровень социального развития дошкольников в начале эксперимента
Анализ данных рис. 1 показывает, что в начале эксперимента у дошкольников экспериментальной группы у 70% детей и у 60% детей контрольной выявлен средний социального развития. У 15% детей экспериментальной и у 20% детей контрольной группы выявлен низкий уровень социального развития. У такого же числа испытуемых выявлен высокий уровень социального развития.
Рис. 2. Уровень эмоционально-социального развития дошкольников в начале эксперимента
Таким образом, на основе сложения общих сумм по каждому из 4-х факторов, был выявлен общий уровень социально-эмоционального развития дошкольников. Анализ рис. 2 показал, что основная часть детей имеет уровень ниже среднего; в экспериментальной группе – 60%, в контрольной группе- 85%. У 30% детей экспериментальной группы и у 15% детей контрольной группы выявлен средний уровень социально-эмоционального развития. В экспериментальной группе 10% детей имеют низкий уровень социально-эмоционального развития.
Таблица 1
Уровень социального развития в экспериментальной группе в конце эксперимента
Уровень социального развития |
В начале эксперимента |
В конце эксперимента |
φ*эмп |
Высокий уровень |
15% |
20% |
0,58 |
Средний уровень |
70% |
75% |
0,79 |
Низкий уровень |
15% |
5% |
2,69** |
Примечание: критич. знач * 1,64 при p≤0,05, **2,31 при p≤0,01
Проанализировав данные таблицы 1 было выявлено, что в конце эксперимента результаты изменились, но незначительно, выявлена положительная динамика в социальном развитии дошкольников экспериментальной группы. Уменьшилось количество детей с низким уровнем социального развития на 20% (результаты различны на достоверном уровне φ*эмп =2,69 p≤0,01). С высоким уровнем количество увеличилось на 5%, достоверных значений не выявлено.
Таблица 2
Уровень социального развития в экспериментальной и контрольной группе в конце эксперимента
Уровень социального развития |
Экспериментальная группа |
Контрольной группы |
φ*эмп |
Высокий уровень |
20% |
15% |
0,58 |
Средний уровень |
75% |
65% |
1,8* |
Низкий уровень |
5% |
20% |
3,36** |
Примечание: критич. знач * 1,64 при p≤0,05, **2,31 при p≤0,01
Проанализировав данные таблицы 2, было выявлено, что в конце эксперимента результаты экспериментальной и контрольной группы различны. В экспериментальной группе, которая участвовала в экспериментальной работе детей с высоким социальным развитием больше, чем в контрольной группе, которая не участвовала в экспериментальной работе на 5% (достоверных различий не выявлено). Также можно отметить, что в экспериментальной группе детей с низким уровнем социальным развитием меньше, чем в контрольной группе на 15% (результаты различны на достоверном уровне φ*эмп =3,36 p≤0,01).
Таблица 3
Уровень социально-эмоционального развития в экспериментальной группе в конце эксперимента
Уровень социально-эмоционального развития |
В начале эксперимента |
В конце эксперимента |
φ*эмп |
Высокий уровень |
0% |
0% |
- |
Средний уровень |
30% |
45% |
2,2* |
Ниже среднего уровень |
60% |
55% |
0,71 |
Низкий уровень |
10% |
0% |
3,14** |
Примечание: критич. знач * 1,64 при p≤0,05, **2,31 при p≤0,01
Проанализировав данные таблицы 3, было выявлено, что в конце эксперимента результаты изменились, но незначительно, выявлена положительная динамика в социально-эмоциональном развитии дошкольников экспериментальной группы. Уменьшилось количество детей с низким уровнем социально-эмоционального развития на 10% (результаты различны на достоверном уровне φ*эмп =3,14 p≤0,01). Увеличилось количество детей с высоким уровнем социально-эмоционального развития на 15% (результаты различны на достоверном уровне φ*эмп =2,2 p≤0,05).
Таблица 4
Уровень социально-эмоционального развития в экспериментальной и контрольной группе в конце эксперимента
Уровень социально-эмоционального развития |
В начале эксперимента |
В конце эксперимента |
φ*эмп |
Высокий уровень |
0% |
0% |
- |
Средний уровень |
45% |
15% |
4,78** |
Ниже среднего уровень |
55% |
85% |
4,77** |
Низкий уровень |
0% |
0% |
- |
Примечание: критич. знач * 1,64 при p≤0,05, **2,31 при p≤0,01
Проанализировав данные таблицы 4, было выявлено, что в конце эксперимента результаты экспериментальной и контрольной группы различны. В экспериментальной группе, которая участвовала в экспериментальной работе детей со средним социально-эмоциональным развитием больше, чем в контрольной группе, которая не участвовала в экспериментальной работе на 30% (результаты различны на достоверном уровне φ*эмп =4,78p≤0,01). Также можно отметить, что в экспериментальной группе детей с уровнем ниже среднего меньше, чем в контрольной группе на 30% (результаты различны на достоверном уровне φ*эмп =4,77 p≤0,01).
Таким образом, в конце эксперимента выявлены значительные изменения в социальном и социально-эмоциональном развитии дошкольников. Контрольное исследование и сравнительный анализ результатов констатирующего и контрольного исследования свидетельствует об эффективность коррекционно-развивающей работы по социальному развитию дошкольников. Были обнаружены достоверные результаты статистического анализа данных и выраженная динамика в развитии социального опыта у детей, участвующих в эксперименте.