«Словарь словообразовательных элементов немецкого языка» под руководством М. Д. Степановой дает следующее определение словообразовательной модели: «типовая структура, обладающая обобщенным лексико-категориальным содержанием и способная наполняться разным лексическим материалом (т.е. разными лексическими основами) при наличии определенных закономерностей сочетаемости ее элементов друг с другом» [2, с. 522].
В отечественной лингвистике рассматриваются следующие классификации типов и способов словообразования в немецком языке:
- Классификация, разработанная профессором Е. В. Розен (табл. 1) [1, с.116].
- Классификация, разработанная профессором М. Д. Степановой (табл. 2) [1, с.95; 2, с.8].
- Классификация, разработанная профессором К. А. Левковской (табл. 3) [3, с.155].
Таблица 1
№ |
Тип словообразования |
Способ словообразования | |||
---|---|---|---|---|---|
1 |
Корневые или простые |
Описание отсутствует | |||
2 |
Производные, то есть образованные при помощи суффиксов и префиксов |
При помощи суффиксов |
При помощи приставок |
От корня глагола путем изменения корневой гласной |
Путем субстантивации |
3 |
Сложные, то есть образованные из двух или нескольких самостоятельных слов |
В соответствии с описанием сложные существительные состоят из основного слова (которым является существительное) и определяющего слова (в качестве которого может выступать любая другая часть речи). Части сложного существительного могут присоединяться друг к другу (1) непосредственно или (2) при помощи соединительного элемента. |
Таблица 2
№ |
Тип словообразования |
Способ словообразования | ||
---|---|---|---|---|
1 |
Корневые, простые (непроизводные) |
Производные или сложные с исторической точки зрения, но потерявшие свои этимологические связи и изменившие свою прежнюю словообразовательную форму |
Заимствования, не являющиеся результатом словосложения или словопроизводства на немецкой почве |
|
2 |
Производные |
Бессуфиксное образование от глагольных основ |
Субстантивация |
|
3 |
Сложные (словосложение) |
Полносложные соединения |
Неполносложные соединения |
Сдвиги |
4 |
Префиксация (в т.ч. полупрефиксы) |
Префиксы немецких существительных немногочисленны и малоразнообразны по семантике, встречаются в общеупотребительных, широко распространенных словах. Случайные образования являются редкими | ||
5 |
Суффиксация (в т.ч. полусуффиксы) |
Суффиксы классифицируются в зависимости от грамматической функции, семантики, происхождения, продуктивности и интонации | ||
6 |
Словообразование при помощи полуаффиксов |
Полупрефиксы, полусуффиксы | ||
7 |
Сращение |
В основе сращения, образованного при помощи суффиксации, лежит именное словосочетание |
В основе сращения, образованного при помощи суффиксации, лежит глагольное словосочетание |
Инфинитив, субстантивированный вместе с дополняющими его словами |
8 |
Образование сложносокращенных слов или аббревиатур |
Из названий букв, с которых начинаются словосочетания или сложные слова |
Из согласных и гласных звуков, с которых начинаются части словосочетаний или сложных слов |
Контрактуры или усеченные слова |
Таблица 3
№ |
Тип словообразования |
Способ словообразования | |||
---|---|---|---|---|---|
1 |
Словопроизводство или деривация |
Образование путем аффиксации (суффиксации и префиксации) |
Образование слов путем чередования звуков (гласных) |
Образование слов путем конверсии |
Образование слов путем превращения тех или иных словоформ в слова (субстантивация, адъективизация, адвербиализация) |
2 |
Словосложение |
Определительные или детерминативные сложные слова (состоят из двух основ, где первая определяет вторую) |
Сочинительные сложные слова (слова с семантически равноправными компонентами) |
Поссесивно-метонимические сложные существительные (обозначают предмет путем указания на характерный для этого предмета признак) |
Сложносокращенные слова (аббревиатуры) |
3 |
Сложнопроизводные слова |
Смешанный способ, сочетающий словосложение с разными способами словопроизводства |
Далее мы рассмотрим подробнее каждую из перечисленных классификаций и их особенности.
Классификация имен существительных немецкого языка, представленная в кратком грамматическом справочнике немецкого языка под редакцией профессора Е. В. Розен распределяет имена существительные по категориям в зависимости от их образования [1, с. 116]:
- Корневые или простые.
- Производные, то есть образованные при помощи суффиксов и префиксов.
- Сложные, то есть образованные из двух или нескольких самостоятельных слов.
Таким образом, имена существительные могут быть образованы:
- при помощи суффиксов;
- при помощи приставок;
- от корня глагола с изменением корневой гласной;
- путем субстантивации, то есть перехода той или иной части речи в разряд существительных;
- путем словосложения.
М. Д. Степанова рассматривает следующие способы образования имен существительных немецкого языка [4, с. 95]:
- Бессуфиксное образование от глагольных основ.
- Субстантивация.
- Словосложение.
- Префиксация.
- Суффиксация.
- Словообразование при помощи полуаффиксов.
- Сращение.
- Образование сложносокращенных слов.
В «Словаре словообразовательных элементов немецкого языка» представлена следующая классификация словообразовательных моделей немецкого языка [2, с. 8]:
- Модель корневых слов.
- Модель безаффиксного (имплицитного) словопроизводства.
- Префиксальная модель.
- Суффиксальная модель.
- Префиксально-суффиксальная модель.
- Модель основ с полупрефиксом.
- Модель основ с полусуффиксом.
- Модель определительного словосложения.
В качестве основных способов словообразования К. А. Левковская [3, с. 155] выделяет словопроизводство или деривацию и словосложение. Согласно ученому в немецком языке имеются следующие виды словопроизводства:
- Образование слов путем аффиксации (суффиксации и префиксации).
- Образование слов путем чередования звуков (гласных).
- Образование слов путем конверсии.
- Образование слов путем превращения тех или иных словоформ в слова (субстантивация, адъективизация, адвербиализация).
Анализ классификаций, разработанных отечественными лингвистами, позволяет сделать вывод о том, что ученые придерживаются единого мнения в отношении типов и способов словообразования, отличаются подходы к их описанию и детализация.
При этом, классификация профессора М. Д. Степановой является наиболее подробной, в частности, словообразование при помощи аффиксов классифицируется далее в словообразование при помощи префиксации, суффиксации и полуаффиксов.
Кроме того, М. Д. Степанова выделяет образование сокращенных слов или аббревиатур в отдельный тип словообразования, в то время как, например, в классификации профессора К. А. Левковской сокращенные слова и аббревиатуры включены в категорию имен существительных, образованных по типу сложных слов.