Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасного поведения на дорогах города посредством использования интерактивных технологий

В статье рассматриваются проблемы дорожно-транспортного травматизма среди детей дошкольного возраста и методы формирования у старших дошкольников основ безопасного поведения при помощи использования интерактивных технологий.

Аннотация статьи
социально-коммуникативное развитие
предметно-развивающая среда
дорожно-транспортный травматизм
педагогические технологии
безопасность
интерактивные технологии
Ключевые слова

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Детский травматизм, в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах и изучению им правил дорожного движения как к второстепенному предмету. Изучение правил должно стать составной частью общего воспитательного процесса, призванного бережно относиться к своей жизни не только на дорогах, но и повседневных делах.

В соответствии с ФГОС ДО одним из направлений социально-коммуникативного развития дошкольников является формирование основ безопасного поведения в социуме, включая поведение на улицах города.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому главной задачей взрослых является стимулирование развития у них самостоятельности и ответственности. В настоящее время традиционные формы профилактики детского дорожно-транспортного травматизма и методическое обеспечение этой работы значительно устарели. Больше внимания надо уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенного навыка поведения, опыта, посредством применения новых педагогических технологий. При этом основным ориентиром должен стать учет жизненного опыта детей, особенностей их поведения, умение применять в реальной жизни свои знания. Использование современных интерактивных технологий позволяет взаимодействовать с детьми более интересно и динамично, помогает «погрузить» ребенка в предмет изучения.

Следует отметить, что посредством интерактивных технологий в обучении реализуется триединый процесс: во-первых, осуществляется самостоятельный поиск знаний воспитанниками; во-вторых, нарабатываются значимые навыки и поведенческие линии безопасного поведения; в-третьих, формируются умения эффективного использования новых знаний для решения проблемных дорожных ситуаций.

Целью педагогической деятельности в данном направлении является создание условий для эффективного формирования у старших дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах посредством использования интерактивных технологий.

Для осуществления цели и задач формирования у старших дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах, педагогам необходимо разработать перспективный план работы по правилам дорожного движения с учетом использования интерактивных технологий, подобрать формы, методы и технологии работы. Оборудовать предметно-развивающую среду для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества, в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями детей. Используемые интерактивные методы в ДОУ: индивидуальные, парные, групповые обсуждения, дискуссии; мозговой штурм; ролевые игры; тренинги; метод анализа конкретных ситуаций; фото-кейсы; кейс-иллюстрации; получение знаний с использованием компьютерных технологий.

Решая организационно-педагогические задачи, педагоги должны разместить соответствующее материалы и оборудование: макет улицы с транспортными средствами; центр «безопасности», дорожные знаки, детские игрушки транспорт, оформление фото-кейса проблемных ситуаций, картотека игровых заданий, картотека презентаций, для ознакомления детей с правилами дорожного движения в интерактивном режиме.

Внедрение интерактивных технологий в работу с детьми необходимо осуществлять постепенно, с учетом возрастных особенностей дошкольников. Формы интерактивного обучения:

  • средняя группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель;
  • старшая группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках);
  • подготовительная к школе группа – работа в парах, хоровод, цепочка, карусель, интервью, работа в малых группах (тройках), обучающие игры, интеллектуальные разминки.

В средней группе работа направлена на формирование у детей умения ориентироваться на территории детского сада, расширялись знания о транспортных средствах. Познакомить дошкольников с пешеходным переходом и его видами, с работой светофора, научить определять расстояния до предметов: изменения направления движения пешеходов и транспортных средств закреплять понимание, что на проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипедах, роликах, самокатах. Способствовать составлению детьми небольших рассказов о дорожной ситуации. В данном возрасте решаются задачи направленные на установление эмоциональных контактов между воспитанниками; развитие у детей коммуникативных умений и навыков.

В старшей группе задачами интерактивного обучения является создание комфортных условий образования, условий, при которых дошкольник чувствует свою успешность, что делает продуктивным сам процесс образования; способствует развитию диалогового общения. Старшие дошкольники расширяют свои знания о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах. В специальных двигательных упражнениях отрабатывают правила перехода проезжей части дороги, в играх отрабатываются навыки по выполнению правильных действий при переходе проезжей части со взрослым и понимание пространственной терминологии.

В подготовительной к школе группе необходимо продолжать занятия по развитию познавательных процессов: концентрации внимания, наблюдательности, памяти, способности восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации. Обучать детей самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира, создавать безопасный маршрут движения.

Кроме вышеназванных интерактивных методов обучения дошкольников педагоги должны активно использовать творческие задания, ролевые и деловые игры, игры-имитации, игры-соревнования, наглядные видео- и аудиоматериалы, метод практической ситуации, метод анализа и синтеза.

Параллельно, педагогами ведётся работа с родителями по обучению детей правилам дорожного движения.

На родительских собраниях воспитатели вовлекали родителей в диалог, предполагающий свободный обмен мнениями, круглый стол, мастер-классами, организуются акции, раздаются листовки, буклеты, оформляются родительские уголки. Таким образом, педагогами выстраивается система действий по формированию у старших дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах посредством использования интерактивных технологий, а поэтапное использование интерактивных игр и упражнений, предложенных в перспективном плане, способствует достижению педагогом эффективных результатов.

Текст статьи
  1. Авдеева Н.Н. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного  /Н.Н. Авдеева, О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.– 144 с.
  2. Райс О. Интерактивные технологии в обучении. Педагогика нового времени / О. Райс – «Издательские решения», 2017. – 118 с.
  3. Руденко И.В. Интерактивные технологии как средство социального развития дошкольников / И.В. Руденко, Н.Ю. Каракозова // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. – 2016. – С. 68-74.
  4. Сахно Д.А. Ознакомление дошкольников и младших школьников с ПДД / Д.А. Сахно. – М.: Издательские решения. – 2020. – 26 с.
  5. Фабрикантова Е. В. Интерактивные технологии и мультимедийные средства обучения : учебное пособие для студентов факультета дошкольного и начального образования / Е. В. Фабрикантова, Е. Е. Полянская, Т. В. Ильясова ; Мин-во образования и науки Рос. Федерации, ФГБОУ ВПО «Оренб. гос. пед. ун-т». – Оренбург : Изд-во ОГПУ, 2019. – 52 с.
Список литературы