Электронная торговля как форма международных торговых отношений
научный журнал «Актуальные исследования» #8 (11), апрель '20

Электронная торговля как форма международных торговых отношений

Статья раскрывает преимущества, недостатки и проблемы таможенного регулирования рынка международной интернет торговли, которая в настоящее время стала значительным источником поступления на внутренний рынок иностранных потребительских товаров.

Аннотация статьи
международная интернет-торговля
электронная торговля
таможенного регулирование
Ключевые слова

В настоящее время интернет-торговля является одним из наиболее быстро развивающихся сегментом в мировой розничной и оптовой торговле. Международная интернет – торговля стала удобным и привычным способом приобретения гражданами самых разнообразных товаров. Рост объемов рынка обусловлен несколькими обстоятельствами: создание такие технических условий (глобальное распространение Интернета, как мобильного, так и фиксированного), которые позволяют иметь постоянный доступ к рынку товаров; возможность посещения доступного в любое время онлайн-магазина с широким ассортиментом, при этом не покидая дом или офис; цены в таких магазинах зачастую ниже цен розничной сети.

Как результат, доля интернет-торговли заметно растет в объемах мировой розничной торговли. Такая же тенденция наблюдается и в России [7]. В нашей стране можно наблюдать развитие и адаптацию торговли в интернете к особенностям отечественной экономики, развивается сектор информационно-коммуникативных технологий, в следствие чего создается технологическая база для распространения торговли через Интернет [6].

Согласно данным, которые предоставлены Ассоциацией компаний интернет-торговли (АКИТ), за 2019 год онлайн-ритейл российского рынка составил 1,7 трлн. руб., из которых 390 млрд. рублей относятся к трансграничному сегменту. Граждане РФ всё чаще выбирают иностранных онлайн – ритейлеров: согласно статистике, каждый год доля зарубежного сегмента в общем объеме рынка возрастает на 3-6 %. Так, в 2017 речь шла о 33%, в 2018 – 36%, в 2019 – 40%, в первом полугодии 2020 года наблюдается такой же рост [10].

При этом стоит отметить, что большая часть покупок, оформленных в иностранных онлайн-магазинах, обычно, не превышает 22 евро [5].

В 2011 году рамках интернет-торговли было обработано около 11 млн отправлений, в 2018 году - более 348 млн отправлений. За 12 месяцев 2019 года оформлено 277 млн посылок. Для того, чтобы процесс таможенного оформления занимал минимальное количество времени, ФТС была внедрена технология автоматического выпуска посылок. Помимо этого, таможенными органами применяется выборочный контроль, основанный на результатах анализа СУР, что также положительно влияет на скорость обработки почтовых отправлений.

В современное время, отечественные производители, к сожалению, не могут выдержать конкуренции как среди качественных западных товаров, так и среди дешевых китайский, в связи с этим стимулируется экономическое развитие других стран, а национальный бюджет не получает средства [8].

К тому же, такие условия, абсолютно неравные, созданы отсутствием налогов и пошлин на территории РФ в отношении товаров, которые физ. лица приобретают для личных целей в иностранных интернет-магазинах.

Стремительный рост покупок, оформленных на сайтах иностранных интернет-магазинов, создает две проблемы. В первую очередь, перед таможенными органами ставится проблема взимания таможенных платежей с таких товаров. В настоящее время, еще невозможно обеспечить взимание таких пошлин, которые стимулировали бы покупателя поддерживать отечественного производителя. Вторая проблема – сниженная конкурентоспособность отечественных производителей обусловлена обязанностью уплачивать НДС и налог на прибыль. Зарубежные товары не облагаются такими налогами, как в стране отправления, так и на территории РФ, что существенно влияет на конечную цену [5].

Данную проблему необходимо решать, так как иностранными онлайн-ритейлами создаются затруднения для поступления определенного количества налогов в национальный бюджет, так как финансы россиян уходят в зарубежные организации, не уплачивающие налоги на территории нашей страны. Альтернативный вариант, чтобы увеличить поступления финансов в казну – необходимо предписать как покупателю, так и продавцу обязательство по уплате таможенной пошлины и налога на товары, которые приобретены на платформах иностранных интернет-магазинов. Возможно, это создаст неравную и конкурентоспособную ситуацию для участников рынка, т.к. после уплаты всех платежей, товар подорожает, что позволит отечественным производителям увеличить объем своих продаж.

Сегодня выделяют два различных уровня организации интернет-торговли: национальный и международный, соответственно, это зависит от места расположения продавца. Если товар приобретается в онлайн-магазине, владелец которого находится на территории России и здесь же стоит на учете в налоговых органах, то речь идет о национальным уровне, регламентируемым национальным законодательством о торговле. В ином случае, если оформляется заказ в интернет-магазине, владелец которого находится в юрисдикции иностранного государства, то это касается международного уровня, нуждающемся в дополнительном регулировании.

Несомненно, регулирование международного уровня гораздо сложнее внутреннего, чему есть несколько причин: наличие запретов и ограничений на перемещение товаров, появление дополнительных таможенных платежей, различия в системах налогообложения вследствие чего банковские операции усложняются.

Перемещаемые товары разделяют на коммерческие партии и товары для личного пользования, основанием для такого разделения являются объем и характер прибывших продуктов. Под коммерческой партией подразумеваются товары, которые предназначены для дальнейшей перепродажи на рынке, приобрести такие партии товаров в интернете возможно только при соблюдении всех требований к трансграничной торговле, закрепленных в ТК ЕАЭС, ФЗ №164 и других нормативно-правовых актах [1, 3].

Участник внешнеэкономической деятельности, декларируя такую партию товаров должен предоставить таможенному органу следующие документы и сведения: контракт, счет-фактура/инвойс, транспортные и сопроводительные документы, разрешительные документы, сертификаты или лицензии.

Товарами для личного пользования называют товары, которые предназначены для личных нужд физических лиц, не являющиеся предметом коммерческой деятельности и перемещаемые через таможенную границу как в сопровождаемом, так и в несопровождаемом багаже или иным способом. Законодательство устанавливает список товаров, не относящихся к товарам для личного пользования, регулируется данный вопрос Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 107 (ред. от 28.05.2019) "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" [2].

Этот список можно поделить на две части, товары из первой части имеют ограничения на объем, среди них икра осетровых рыб, морепродукты, спиртная и табачная продукции, топливо, алмазы. Вторая часть – это товары, в отношении которых существуют правила, не позволяющие никаким образом переместить товары через таможенную границу под категорией «для личного пользования», среди них: солярии, игры, приводимые в действие монетами, медицинская техника и оборудование, котлы центрального отопления и др.

В настоящее время, относительно товаров личного пользования, приобретенных в интернет-магазинах, действуют следующие правила:

  • вне зависимости от способа доставки (МПО, представляется в данный момент только ФГУП «Почта России», или экспресс-перевозчики – DHL, EMS и др.);
  • установлен упрощенный порядок таможенного декларирования;
  • нет необходимости предоставлять подтверждение соответствия техническим регламентам;
  • установлены нормы беспошлинного ввоза товаров.

В настоящее время в Российской Федерации предусмотрены стоимостные и весовые нормы ввоза товаров для личного пользования с освобождением от уплаты таможенных платежей. Таможенная стоимость товаров в денежном эквиваленте не должна превышать 200 евро, а их общий вес не должен превышать 31 кг, либо 15 процентов от стоимости, но не менее 2 евро за 1 кг веса брутто международного почтового отправления в части превышения стоимостной и (или) весовой норм. При этом данная норма не устанавливает частоту перемещений, как это было ранее (Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 г. № 107).

Вышеуказанные нормы можно назвать стоимостными и весовыми и сделать вывод, что они одинаковы как для МПО, так и для экспресс-перевозчиков. Что касается порядка таможенного оформления, то здесь уже есть различия:

  • для МПО: декларирование осуществляется на основе актов Всемирного почтового союза; необходимы таможенные декларации CN 22, 23, сопроводительный адрес СР 71, бланк-пачка СР 72.;
  • для экспресс-перевозчиков: пассажирская декларация, реестр экспресс-грузов.

В целях усовершенствования и ускорения процессов осуществления таможенных операций в отношении товаров, которые перемещаются в рамках интернет-торговли в адрес физических лиц, ФТС России с конца 2013 г. проводится применение электронного декларирования письменного заявления, которое составляется либо в форме реестра, либо в качестве пассажирской таможенной декларации. Сведения, необходимые для предоставления в таможенный орган для последующего таможенного оформления, поступают от участника ВЭД либо с использованием сети Интернет, либо с использованием особого сертифицированного программного средства. Данная система позволяет таможенным органам осуществлять сбор и анализ данных о частоте перемещения товаров и об их стоимости. Основываясь на поступившую информацию таможенный орган принимает решение о выпуске товаров, либо накладывая обязанность по уплате таможенных пошлин, либо освобождая лицо от уплаты. Идентификация физического лица осуществляется на основании сведений о документе, удостоверяющего его личность (как правило, это паспорт гражданина Российской Федерации). С декабря 2017 года действует новый приказ ФТС, который устанавливает, что теперь покупателям необходимо предоставлять ИНН и подтверждение цены товара, в целях помощи таможенным органам проследить объемы товаров, чтобы определить необходимость уплаты таможенной пошлины или освобождения от неё.

Таким образом, для защиты отечественного рынка правительством предлагается поэтапное сокращение размера беспошлинного ввоза товаров в МПО. В настоящее время, таможенные органы предложили нововведения, способствующие развитию российских онлайн-ритейлеров и пополнению государственной казны. Снизив порог беспошлинного ввоза товаров, государство сможет добавиться пресечения практики мелкооптового импорта (в том числе в коммерческих целях) без уплаты таможенных пошлин и налогов. Однако, возникает риск того, что все отправления будут отправляться через другие страны ЕАЭС, где порог беспошлинной торговли останется прежним. Национальный бюджет будет недополучать средства, к тому же это сильно повлияет на скорость доставки. Этот вывод обоснован тем, что согласно социальным опросам, большая часть потребителей, пользующихся интернет-магазинами, готовы обойти налоги и сборы любыми способами, чтобы не переходить к отечественным производителям, у которых цены заметно выше.

Так, чтобы отечественный бизнес мог успешно развиваться, необходимы время и умеренная протекционистская политика. Принятые меры в первое время могут отрицательно повлиять на ситуацию, но, в будущей перспективе, это позволит отечественным производителям закрепиться в нише онлайн-торговли.

Текст статьи
  1. Таможенный кодекс валютной Евразийского экономического союза (Приложение № 1 к Договору о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза) [электронный ресурс].
  2. Решение Совета Евразийской экономической комиссии от 20.12.2017 N 107 "Об отдельных вопросах, связанных с товарами для личного пользования" [электронный ресурс].
  3. Федеральный закон от 08.12.2003 N 164-ФЗ (ред. от 01.05.2019) "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" [электронный ресурс].
  4. Постановление Правительства РФ от 27.09.2007 N 612 "Об утверждении Правил продажи товаров дистанционным способом" [электронный ресурс].
  5. Авдеева Е. А. Проблемы развития электронной торговли в России // Молодой ученый. 2016. №13. С. 363-365.
  6. Кравченко А.В., Факторная комбинарность социально-экономического развития и внешнеэкономической деятельности региона // Экономика. Управление. Право. 2011. № 10-1(22). С.13-17.
  7. Кравченко А.В., Взаимосвязь структурных элементов в системе мониторинга внешнеэкономического комплекса региона // European Social Science Journal. 2011. № 8 (11). С. 403-408.
  8. Кравченко А.В., Мониторинг внешнеэкономической деятельности региональной экономической системы // Экономика и предпринимательство. 2011. № 6 (23). С. 52-54.
  9. Соловей М. В., Кривонос Д. А. Роль электронной коммерции в международной торговле // Вопросы экономики и управления. 2016. №3.1. С. 134-138.
  10. Интернет-портал Ассоциации электронных торговых площадок.
Список литературы
Ведется прием статей
Прием материалов
c 01 июля по 16 июля
Осталось 4 дня до окончания
Препринт статьи — после оплаты
Справка о публикации
БЕСПЛАТНО
Размещение электронной версии
21 июля
Загрузка в elibrary
21 июля
Рассылка печатных экземпляров
25 июля