Автор(-ы):
Якушина Анна Билаловна
16 мая 2023
Секция
Архитектура, строительство
Ключевые слова
Аннотация статьи
В статье рассматриваются основные направления творчества художников – архитекторов «Круга Малевича». Основоположники кубизма, пуризма, фовизма, супрематизма, представлены в основных творческих аспектах через архитектуру, живопись, архитектоническую скульптуру.
Текст статьи
«Мы уходим от эпохи художника
Пишущего картину, в другую сторону – инженера с его проектом, и мы
Выходим, чтобы создавать… элементы первого, второго и третьего измерений»…
Л.М. Лисицкий
Л. Лисицкий. Совмещение элементов первого, второго и третьего измерений как метод создания архитектурного проекта
Основные векторы творчества Л. Лисицкого, связанные с преобразованиями линейных и плоскостных элементов, заданы направлениями живописи начала 20-го века. Это и разделение объекта, и представление его в частях и деталях, и сведение всех элементов к плоским фигурам, одновременное представление и в плоских фигурах различных срезов объектов. Введение различных параметров движения, времени. Все эти приёмы развиты в супрематизме, кубизме, кубофутуризме, пуризме, и несмотря на то, что Л. Лисицкий, человек «круга Малевича» он ещё и самостоятельный и самобытный художник. Самоистолкования Л. Лисицкого во многом вырастали из мировоззрения супрематизма, и как бы далеко он от него не отходил и в какие бы «отрицания» и дискуссии Л. Лисицкий не вступал с его основоположником творческая мысль Лисицкого сохраняла органическую с ним связь. Такое сочетание зависимости и в то же время самостоятельность и самобытность, в полной мере, проявляется в характере его работы с линейными и плоскостными элементами. В первую очередь сказывается то, что, в отличие от Малевича, он являлся архитектором по образованию. И если К. Малевич исходил при построении архитектонических объёмов из плоскости, то Л. Лисицкий – из трёхмерной реальности. Можно проследить, какие элементы и каким образом, переходят из системы супрематизма, а какие являются индивидуальными. И это даёт возможность выстроить логическую систему, которую можно трактовать как «абсолютное уравнивание проекций в нескольких измерениях», «планиметрия и стереометрия», «преднамеренное несоответствие».
Если К. Малевич при построении архитектонических объёмов исходил из плоскости, то Лисицкий из трёхмерной «реальности». Конкретизируя эти приёмы, можно отметить. Что Лисицкий применял при конструировании архитектурных элементов объём, часто одновременно выступающий в роли аксонометрии и сфотографированного макета, построенного со строгим соблюдением, достаточно сложного чертёжного правдоподобия.
Кроме того, к таким построениям вплотную примыкают элементы натуралистического фотомонтажа. С включением фигур и объёмов, снятых с разных ракурсов, широко применяемые Л. Лисицким.
Элементы чертёжного правдоподобия
Проуны Лисицкого известны, прежде всего, как идеальные изобразительные конструкты новой архитектуры и нового мира. Обращают на себя внимание как бы повторяющиеся несоответствия, разночтения и нестыковки. Они настолько активны и богаты импровизациями, что трудно отделаться от впечатления, что в них-то и заключен ключ к системе понимания всего творчества Лисицкого.
Плоскость тела у Лисицкого может просто плоскостью, а может быть линией на картинной плоскости, поверхностью тела, его объёма, траекторией движения живописных элементов. Подобное совмещение всех этих принципов в композиции содержит в себе прочтение их, как минимум, трёмя способами:
Его «проуны» зачастую представляют собой живое проекционное пространство, которое поворачивается под разными «углами», проекционными связями, плоскостями. Эти несоответствия и парадоксы по существу повторяются столь часто и с таким разнообразием, что Лазарь Маркович сам писал об этом явлении следующее: «Мы уходим от эпохи художника, пишущего картину, в другую сторону – инженера с его проектом, и мы выходим, чтобы создавать …элементы первого, второго, третьего измерений»…
Проекция как перенос движения плоскостей
В работах Лисицкого часто обнаруживается присутствие проекционных связей, «разрезающих» все элементы композиции, – это, своего рода, перенос, образующий «русла», которые можно представить как движение тел по направляющим.
Русла часто проецируются одно на другое, и все фигуры связаны этими руслами как каналами. Л. Лисицкий их не пересекает. Кроме того, в некоторых его построениях существует плоскость изобразительная – отождествлённая с миром плоских фигур, и трёхмерным объёмом. Существуют и ещё несколько систем совмещения плоских и трёхмерных элементов, часть фигуры в это время (на изображении) может быть гранью трёхмерного построения, а может быть просто плоской фигурой.
Пространство на проектной плоскости как след движения плоскости
В сравнении с Каземиром Севериновичем Малевичем, который «интересен» своими примерами «прямого» перехода плоского и линейного построения в «пространственные построения», Лазарь Маркович – как архитектор, в этом смысле более традиционен и не столь радикален, а его иллюстрации интересны нам как само исследование этих взаимопереходов трехмерного и двумерного при работе с плоскостью и известном графическом «возврате».
Именно в момент уравнивания, или возникновения эквивалентности пространств разных построений, он уравнивает разные размерности, А композиция становится спором разных вариантов, и в то же время, экспериментом по созданию пространства во времени первого, второго и третьего измерения.
Кроме того, у Л. Лисицкого, присутствует определённая интерпретация перехода через «поворотный момент». Любые плоскости на его графических полотнах, человек воспринимает то с одной стороны, то с другой. Часто используя угол 900 – он работает с этим углом, и посредством подчинения формы или живописного элемента, и посредством противопоставления различных элементов композиции и ракурсов, – например, человек смотрит на плоскость и воспринимает её, то фронтально, то со стороны торца. Часто в изображениях проунов присутствует элемент, который можно обозначить как «картинная плоскость», в которую начинает упираться следы от движения объёмов, ей же подчиняется построение объёмов, или плоских тел, которые подвержены каким-то движениям или рельефной динамике. Как правило, это движение происходит по 3 осям, оно тоже 3-х мерное и все объёмы как бы нанизываются на них, либо двигаются по ним. Помимо этого, в большинстве графических изображений, есть формальная картинная плоскость, о которую (в которую) они упираются. Часто в одном изображении у него синтезированы все возможные «точки видения» объёма или плоскости. Тем не менее в отличие от К. Малевича он возвращается к объёму. Кроме того, в большинстве иллюстраций проунов можно обнаружить движение геометрических тел по траекториям, которые совпадают с осями. Часто от движения плоскости по этим осям-направляющим остаётся «след», и этот «след» прекращается, именно, в той точке, где он соприкасается с «картинной плоскостью», тем самым ещё четче видно на проуне, что есть объём, есть плоскость. Фактически то, что видится на изображении плоскостью, как правило, совпадает у него, с «картинной плоскостью», а до неё «идёт объём» и оставляет след. Когда происходит «упирание» («опирание»), интересные «узлы» формируются на стыках плоскостей и объёмов. Достаточно часто Л. Лисицкий в проунах «держит» угол, сталкивая параболические и прямоугольные контуры. В то же время, как бы он не изображал свои фигуры, они у него пересекаются под определенными углами и взаимодействие этих углов подчиняется определённой логике, т.е. напрямую нигде не используется 900 или 450, но существует определённый механизм и упирается это всё в картинную плоскость под углом. В основном он оперирует 450 и 1350 углами. Также к часто встречающимся приёмам можно отнести совмещение «картинной плоскости» и «формальной плоскости».
Достаточно часто Л. Лисицкий в проунах «держит» угол, сталкивая параболические и прямоугольные, плоские и объемные, контуры. В то же время, как бы он не изображал свои фигуры, они у него пересекаются под определенными углами и взаимодействие этих углов подчиняется определённой логике, т.е. напрямую нигде не используется 900 или 450, но существует определённый механизм и упирается это всё в картинную плоскость под углом. В основном он оперирует 450 и 1350 углами. Также к часто встречающимся приёмам можно отнести совмещение «картинной плоскости» и «формальной плоскости».
Изображени объёма и пространства на плоскости, как «след» движения плоскости. Секущие и проекционные плоскости (в наст работе раскрыты все фактические операции – все идеи работы согласуются с этими мыслями, но явл. – уточняющими, конкретизирующими).
Список литературы
Поделиться
Якушина А. Б. Лазарь Лисицкий. Преобразования в построениях // Актуальные исследования. 2023. №20 (150). Ч.I.С. 70-73. URL: https://apni.ru/article/6220-lazar-lisitskij-preobrazovaniya-v-postroeniya