«Мы уходим от эпохи художника
Пишущего картину, в другую сторону – инженера с его проектом, и мы
Выходим, чтобы создавать… элементы первого, второго и третьего измерений»…
Л.М. Лисицкий
Пространство на пересечении форм и форма на пересечении пространств
Ещё одним ключевым принципом может послужить эквивалентность интегральных пространств – когда между всеми плоскостями фигуры устанавливаются отношения эквивалентности. Следовательно, любая плоскость как грань трёхмерного тела, может являться и просто плоскостью и следствием перемены ракурса.
В проунах Л. Лисицкого присутствуют геометрические конфигурации – прямые проекции треугольника, круга, прямоугольника. Таким образом, у автора, большинства проунов, весь процесс проектирования очень близок к «просто» черчению на плоскости. В Проунах Л. Лисицкого обращают на себя внимание просто линии, проведенные на чертеже, которые и не связаны ни с каким изображающим пространством, и являются просто линиями сами по себе. Это не часть, ни аксонометрического построения, ни плоских чертёжных фигур. Их положение всегда характеризуется известной неопределённостью.
Геометрические фигуры и построения могут быть начерчены в линиях (треугольник, квадрат и любые другие), а могут быть даны вне линий, как форма пятна: красный квадрат, красная звезда, черный треугольник или круг, серый прямоугольник. Едва ли не в каждом изображении чертежей проунов Л. Лисицкого, фигуры, образованные линией и пятном, могут сосуществовать и соединяться недопустимыми нормами, с точки зрения норм черчения или традиционного изображения.
Каждая из линий этих фигур – пятен и их симбиоза, строится уже не по правилам черчения (и не соотносится уже не с правилами черчения, ни известных, на тот момент, живописных построений. Этот симбиоз живет, и развивается по собственной логике, это фактически некий шифр – шифр логики, которая создает проблемы, связанные с проблемами логики дешифровки.
Линии и пятна, образующие геометрические фигуры, которые используются с явным наследием образности супрематизма, тем не менее не столько являются элементами супрематизма, сколько чертежными элементами. Так образуются, сектора, черные квадраты, звезды, которые являются у Л. Лисицкого составляющими планиметрию ПРОУНОВ. При этом такие квадраты, прямоугольники, круги и их производные, могут пересекаться с линиями, которые вообще не имеют никакого начертательного смысла. Это просто линии разметки.
Узлы и гибриды
Мир Линии и геометрические чертежные фигуры могут сочетаться в одном геометрическом построении с аксонометрическим чертежом, плоским рисунком или монтированной фотографией. В этом случае в проунах, эскизах, рисунках, фотомонтаже Л. Лисицкого строятся на принципиальном уравнивании двухмерного и трехмерного миров. И такое видение переносится Л. Лисицким, и в оформлении выставок и в изображении и конструировании трехмерных архитектурных объектов.
У Л. Лисицкого наблюдаются построения, когда рядом с аксонометрическим изображением параллелепипеда, с одного конца, изображено как 2 две очерченные линии плоскости серое и белое срезанное под прямым углом, а с другого окончания эта фигура срезанная под углом 45 гр. Иными словами, здесь присутствует 2 две полосы из контекста, с другой – аксонометрическое изображение объема. Место, где одно построение переходит в другое – не фиксируется, это происходит где-то в середине изображаемого пространства. Строго говоря, перед нами, невозможная геометрическая фигура, и в то же время, это то, самое построение, где плоская фигура, в контексте трехмерного построения есть – трехмерное изображение в контексте плоского (картинного) построения.
Фигуры двойного прочтения
Линии и плоские фигуры, которые являются принадлежностью чертежа, у Л. Лисицкого – не предполагают своих эквивалентов в натуре – в трехмерном мире. В то же время, может быть, в трехмерном мире Л. Лисицкого существуют в виде «раскраски» плоскости листа бумаги, цветные и черно-белые плоскости, плоскости фанеры, в которых манифестируется отсутствие толщины, что совершенно невозможно в реальной конструкции. Этот же принцип переносится Л. Лисицким и в реальное архитектурное построение и оформление. Такого рода фигуры совмещаются в проуне, не только с просто линией, но и реальными фигурами и объёмными телами, трехмерными объектами – перенесёнными на чертеж из реального пространства. Изображаемое здесь наделяется чертами реального, а реальное приравнивается к условно-изображаемому.
В этом смысле обращает на себя внимание характерные для рисунков Л. Лисицкого фигуры с очертаниями трапеции, параллелограмма, и сочетаний между ними. С точки зрения логики совмещения трехмерного и двухмерного эти фигуры могут быть поняты как геометрическая плоскость, и как перспективное и аксонометрическое искажение трехмерного изображение. Более радикальным и специфичным для Л. Лисицкого, является прием, когда одна из плоскостей параллелепипеда относится от него в сторону и дается как плоская фигура с очертаниями параллелограмма, трапеции и иногда напоминающее, нечто производное между ними. Развитие таких приемов, приводит к тому, что параллелограмм и трапеция являются фигурами, прочитываемыми как фрагмент объемного тела в аксонометрии или сокращении перспективы, или просто как параллелограмм, ромб и трапеция (просто плоская фигура). При обоих прочтениях возникает пространство, где такого рода невозможные сочетания подводятся под общим знаменателем и утверждаются как эквивалентные. В этом смысле одна и та же фигура у него обладает и чертами правильной фигуры и чертами её деформации.
Для Лазаря Лисицкого существуют своеобразным симбиозом построения, которые одновременно являются и построениями плоских фигур и линий, и включают в себя линии и фигуры, которые являются изображением на чертёжной плоскости и одномоментно трёхмерными аксонометрическими объектами. В то же время возникают очень сложные пластические «реальности», принадлежащие к двум системам. Возникают элементы, одновременно принадлежащие к двум системам. Такой элемент может являться одновременно и углом объёмного тела и плоской фигуры.
Можно утверждать, что именно соединение и слияние направлений ортогональных и трехмернопроекционных, определяет то характерное для Эль Лисицкого движение по трем осям, в котором объемы и плоскости, как бы нанизываются на них, двигаются по ним, меняют направления и преобразуются один в другой также в соответствии с ними.
Возникает, невозможный, одномерно трехмерно двухмерно – реально чертёжный организм, который представляет собой негде не бывшую реальность с невозможной пластикой, в которой тем не менее осуществлены и ПРОУН, как Проект Утверждения Нового [1, с. 23].
Это не изображение и чертеж, которые могут быт построены, а чертежи построения, которые являются самодостаточной архитектурной реальностью. Именно в моменты перехода плановых построений в конструктивные и пространственные чертежи, вырастают и разные конструкции и разные наложения фигур, употребленные в ПРОУНе, и разного рода плановых построениях. Как некий общий принцип, который может быть применен к чертежу и к конкретному зданию.
Кроме того, у Л. Лисицкого зачастую, возникает ситуация – некоего удвоения фигур. Одна из них является торцом параллелепипеда или другой трехмерной фигурой, в аксонометрии или перспективном сокращении. Рядом с ней изображена другая бестелесно-плоская фигура, по конфигурациям и углам полностью или част совпадающая или соотнесенная с направлениями углами торца объемного тела. Можно сказать, что это тень, отблеск, проекция, умозрительная плоскость, – проявилась и прочитывается как преобразования среза объема и присутствует в этом смысле в построении как преобразование и перенос.
Часто в изображениях ПРОунов Л. Лисицкого нередко обнаруживается некая, синтезирующая всё изображении картинная плоскость. Эта плоскость – как бы фон – театральный задник, за который проекции изображения и глубины у него уже не проникают. Весь интерес в том, что этот фон, задник, карт плоскость, в то же время играют роль архитектурного плана, на который проецируется и из которого возникает, составляющие ПРОун трехмерные линейные построения и конструкции. Иногда эти фигуры и конструкции, стоят на этом «подплане», висят над ним, или в него упираются.
В одном изображении у ЛЛ могут быть синтезированы, едва ли не, все возможные в его системе, «точки видения» объёма или плоскости. Тем не менее в отличие от К. Малевича, который рождает объем движением, распространением и преобразованием плоскости, Эль Лисицкий создает архитектурное тело его раскладыванием и расслоением на трехмерные и двухмерные составляющие. Кроме того, в большинстве иллюстраций проунов можно обнаружить движение геометрических тел по траекториям, которые совпадают с осями. Часто от движения плоскости по этим осям-направляющим остаётся «след», и этот «след» прекращается именно в той точке, где он соприкасается с «картинной плоскостью» – планом. Проуны ЛЛ строятся на двух встречных процессах – разграничение, преобразование и слияние элементов начертательных и объемных.
Основные геометрические приёмы и принципы Л.М. Лисицкого:
- «Вращает» 90 градусные углы на одной проекции и часто на одной плоскости «сталкивает» – т.е. приравнивает формальное восприятие прямого угла и его перспективное сокращение.
- «Упирает» и «Режет» не только «картинной плоскостью», но и двумерной координатной «изобразительной» плоскостью объемные тела и плоские фигуры.
- Имеет, как минимум, 3 способа «прочтения» прямого угла – и совмещает все три на одной изобразительной плоскости, используя при этом различные визуальные ракурсы прочтения.
- Опирает фигуры или объёмные тела на «дугу» – одной точкой по принципу построения «обратной» пирамиды.
- Заставляет созерцать одну и ту же поверхность с нескольких ракурсов одновременно.
- В одной картинной плоскости у него происходит преломление форм через особенности фактуры – и движение картинных плоскостей подчиняется планам (плоскостям картин).
- Подчёркивает след в «прямом» его прочтении, а именно, отсутствием движимого элемента, в обратном – присутствием (когда «выворачиваем» предмет видим то, что читаем «наоборот» т.е. шиворот навыворот).
Вместо заключения:
У Лазаря Лисицкого между всеми плоскостями устанавливаются отношения эквивалентности. Следовательно, любая плоскость, как грань трёхмерного тела является и просто плоскостью. Этим объясняется постоянная перемена ракурса из-за:
- двойственности прочтения элементов пространственных построений;
- поворотных моментов, когда на границе 2 пространств или между ними происходит переход от одной пространственной системы построения к другой;
- в каждой из этих систем заключена своя система прочтения и видения пространства;
- существует плоское изображение и существует трёхмерный объект и элементы, которые включают в себе обе эти системы;
- в трехмерном изобразительном пространстве Л. Лисицкого существует перспективное пространство и аксонометрическое пространство, плоские элементы у него даны и как картинные плоскости и как элементы аксонометрического пространства. Этим и обусловлено наличие элементов в пограничных областях в зонах «пересечения» – которыми устанавливается графическое «влияние» на им подобные. Отсюда берутся и точки восприятия, и ракурсы восприятия пространства, присущие только ПРОУНам Лазаря Марковича.