Историко-правовой аспект обеспечения общественной безопасности российского государства

Данная статья рассматривает исторический аспект развития государственной безопасности в России, начиная с древнерусского государства и заканчивая правлением Ивана IV. Авторы обращаются к источникам и законодательным актам, которые определяли понятие безопасности и карали преступления, связанные с угрозами для государства. Особое внимание уделяется созданию стрелецкого войска Иваном IV и его вкладу в обеспечение национальной безопасности России.

Аннотация статьи
Псковская грамота
свод законов
Русская Правда Ярослава Мудрого
развитие права
общественная безопасность
государственная безопасность
Ключевые слова

Не осознавая всю суть понятия термина общественной безопасности и без знаний его основных путей развития, ни одно государство в мире не способно будет обеспечить свой народ и себя самого всесторонней защитой от угроз различного уровня нынешнего мира. Стремление к безопасности явилось одной из главных причин объединения древних предков в общество.

Государственная безопасность в древнерусском государстве начала функционировать уже с появлением самого государства, это произошло в связи с необходимостью защищать свои земли от набегов степняков и других внешних врагов.

Государственность у славян возникла в конце IX века. И именно в этот период жизнь человека не имела никакого отношения к безопасности. Главная задача людей заключалась в обеспечении безопасности государства. Безопасность самого князя имела особую значимость, но не в каких документах не было зафиксировано данной необходимости.

В XI веке на Руси появляется свод законов русского государства Русская Правда Ярослава Мудрого. В ней уже можно просматривать уголовные нормы и карательные меры за убийства простого человека. Это является первым письменным нормативным источником обеспечения безопасности как человека, так и государства, хоть там почти не просматривается никакой системы, но это уже даёт начало правовой структуре безопасного существования общества и государства. Если до этого человека можно было убить и ничего не получить за это, то с появлением свода законов, уже необходимо было задуматься, а стоит ли это делать? Истинным источником обеспечения безопасности его можно считать при том, что если какое–либо преступление совершает иностранец, то его так же карали по этому закону, соответственно применить термин «национальная безопасность» будет справедливо.

Процесс воссоединения русских земель после раздробленности закончился при правлении Ивана III. В этот период появляются сложные законодательные проекты, которые впоследствии, определили вектор развития Российского права. В 1467 году появилась Псковская грамота. В ней наконец-то законодательство определило понятие преступления. Рассматривались преступления против государства и предусмотренные за них наказания. С этого момента можно считать официальное развитие государственной безопасности в системе права как отдельного предмета общественной безопасности.

Отдельное внимание необходимо уделить развитию государственной безопасности в период правления Ивана IV. Видя ранее как происходила борьба за власть, как беспощадно и нагло могли вести себя бояре, будучи царем, он желал сделать государство сильным, защищённым, что бы не повторялось подобных действий. И именно он создал регулярное стрелецкое войско, что говорит нам о начале развитии сил и средств в общей системе обеспечения национальной безопасности России.

В начале XVIII века в Русском государстве произошли многочисленные преобразования, связанные в первую очередь с личностью ее нового правителя – Петра I. С этого момента категория «благочиние» тесно взаимосвязана с иностранным понятием полиция, отражающим вопросы государственного управления и обеспечения безопасности и благосостояния народа. В эпоху просвещенного абсолютизма императрица Екатерина II, будучи хорошо образованной, пыталась использовать знания, полученные в ходе изучения трудов европейских просветителей, в законодательной деятельности и устройстве государственного аппарата. В конце XVIII – начале XIX веков по поводу предмета полицейского права возникают многочисленные споры и дискуссии в ученой среде. Это связано с двумя основными причинами: во-первых, с созданием новой науки – политической экономии, а во-вторых, с развитием концепции правового государства. Анализируя законодательство первой половины XIX века в правоохранительной сфере, можно обратить внимание на то, что в термин «благочиние» закладывается более конкретное значение – сохранение общественного порядка. Система существовавших в середине XIX в. полицейских органов и действовавшего законодательства оказалась недостаточно эффективной в борьбе с революционным движением. Для реализации правоохранительной функции в 1878 г. было создано Особое совещание для изыскания мер к лучшей охране спокойствия и безопасности в Империи, в результате работы которого была разработана широкая программа по усилению полиции, надзору за печатью. В соответствии с Указом от 12 февраля 1880 г. создается Верховная распорядительная комиссия по охранению государственного порядка и общественного спокойствия, целью которой было обозначено положить предел беспрерывно повторяющимся покушениям дерзких злоумышленников поколебать в России государственный и общественный порядок.

Народный комиссариат внутренних дел Союза Советских Социалистических Республик (далее – НКВД СССР) был создан 10 июня 1934 г. Главная задача структуры заключалась в обеспечении государственной безопасности, охране общественного порядка и социалистической собственности, а также регистрации гражданских состояний. Уже в период с 1936–1940 гг. в системе НКВД СССР появились производственные управления, деятельность которых обеспечивалась рабочей силой заключенных лагерей, а с 1941г. была институциализирована структура НКВД СССР. В феврале 1941г. НКВД СССР разделился на Наркомат внутренних дел и Наркомат государственной безопасности. В июле 1941г. они были вновь объединены, а в апреле 1943 г. – разделены. Данные структурные преобразования в системе обеспечения общественной безопасности демонстрируют поиск оптимальных и эффективных форм и моделей обеспечения безопасности. После войны в 1946 году НКВД СССР был переименован в Министерство внутренних дел (далее – МВД СССР). Однако весной 1954 года из МВД СССР выделился Комитет государственной безопасности при Совете Министров СССР. В последующем развитие системы связано с децентрализацией и передачей в 1960 году функций МВД СССР министерствам внутренних дел союзных республик, переименованных 22 февраля 1962 г. в министерства охраны общественного порядка. К июлю 1966 года было образовано министерство охраны общественного порядка СССР, опять переименованное в 1968 году в МВД СССР. В соответствии с этим строилась работа подразделений милиции, занимавшихся раскрытием и предотвращением преступлений. Она выполняла роль постоянного стража правопорядка в стране. Распад союза привел к упразднению МВД СССР в декабре 1991г., который обострил проблемы обеспечения общественной безопасности. По мнению специалистов, в области административного права, создание Госавтоинспекции в системе органов милиции сыграло большую роль в деле обеспечения безопасности и правопорядка на транспортных магистралях. Исторический опыт подтвердил целесообразность создания службы транспортной безопасности в аппарате советской милиции. Исключительной по своему характеру и в то же время типологической по природе чертой советской рабоче-крестьянской милиции являлось практически постоянное тесное сотрудничество с общественностью, а по существу, с гражданами СССР. В 2000 годы сложились организационные формы этого сотрудничества – Общества содействия милиции, Бригады содействия милиции, группы содействия милиции в годы Великой Отечественной войны. Процесс развития организационных форм сотрудничества милиции с гражданами страны вполне закономерно привел к созданию массовых объединений граждан – добровольных народных дружин по охране общественного порядка, а в 1986 г. в стране уже действовали 250 тыс. народных дружин, насчитывающих 14 млн. человек. Это был правовой акт нового типа, регулирующая сила которого охватывала все стороны жизнедеятельности милиции. Однако история сложилась таким образом, что этот закон практически не вступил в силу.

С XVIII века и по настоящее время стремительно развивалась система органов, обеспечивающая общественную безопасность в государстве. Были расширены функции и полномочия ведущих и основных субъектов обеспечения общественной безопасности.

Таким образом, можно сделать вывод, что потребность в обеспечении безопасности российского государства появилось с образованием самого государства. Каждый раз, когда система определенных органов не могла принять того или иного адекватного решения при возникновении различных угроз, эти последствия очень тяжко сказывались на нашем государстве. Первый свод законов, регулирующий вопросы обеспечения общественной безопасности, появился в XI веке в виде свода законов русского государства – Русская Правда Ярослава Мудрого, которая устанавливало наказание против посягательства на жизнь человека. Именно поэтому в современном российском государстве большое внимание руководителями государства уделяется развитию и обеспечению системы общественной безопасности.

Текст статьи
  1. Военная история: Учебник для высших военно-учебных заведений Министерства обороны Российской Федерации. – М.: Воениздат, 2018 г. – 469 с.
  2. Войска национальной гвардии. Исторический очерк 2017 г. – 560 с.
  3. Литвинов В.А. Основы теории национальной безопасности России. Издание 2–е. – М.: ЛЕНАНД, 2019. – 489 с.
  4. Шумов, В. В. Государственная и общественная безопасность: Моделирование и прогнозирование / В.В. Шумов. – М.: Ленанд, 2016. – 144 c.
Список литературы