Автор(-ы):
Давыдова Анастасия Романовна
Сабынина Светлана Михайловна
16 мая 2023
Секция
Физико-математические науки
Ключевые слова
Аннотация статьи
Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Поэтому при подготовке к школе важно познакомить их с основами логического мышления, которые используются во всех видах деятельности и являются основой математических представлений. Овладев логическими операциями, ребенок станет более внимательным, научится ясно и четко мыслить, сумеет в нужный момент сконцентрироваться на сути проблемы, убедить других в своей правоте.
Текст статьи
Важнейшей задачей воспитания ребенка является развитие его ума, формирование мыслительных способностей и умений, которые позволят легко осваивать новое. Огромную роль в умственном воспитании и развитии детей, совершенствовании их интеллекта, играет математика. Она обладает уникальным развивающим эффектом. Изучение математики способствует развитию речи, памяти, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности [1, с.100].
Ребенок «математик» лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, обосновывает свою позицию. Логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о количестве, но и форме, величине, размерах, отношениях. Математическое мышление – это прежде всего, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, делать выводы. Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Незаметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.
Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды. Ведь правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.
В каждой группе следует обеспечить наличие занимательного материала, а именно картотек с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических задач, задач-шуток, математических сказок. Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно-ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми [1, с.135].
Особое внимание уделяется насыщенности среды – образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими).
Для 1 младшей группы
В центре сенсорного развития рекомендуется иметь разнообразный дидактический и наглядный материал:
Для детей 3-4 лет
В центре занимательной математики могут быть расположены дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:
Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная и средняя пластиковая мозаика, например: «Геометрические фигуры», пазлы из 6-18 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки-трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек» и т.д.
Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами.
Для детей 4-5 лет
Центр занимательной математики средней группы может содержать:
1. Дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:
2. Дидактические игры:
3. Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами.
Для детей 5-7 лет
В группах старшего дошкольного возраста центр занимательной математики может содержать: трафареты, линейки и другие измерительные эталоны.
Дидактические игры:
Развивающие игры:
Можно сделать вывод, что математическое образование дошкольника – это целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка. Только при таком подходе к логико-математическому развитию дошкольники не только осваивают разнообразие геометрических форм, количественных, пространственно-временных отношений объектов окружающего мира во взаимосвязи, но и овладевают способами самостоятельного познания, которые применяют в своей жизнедеятельности, что создает условия для их социализации, формирования интегративных качеств личности.
Список литературы
Поделиться
Давыдова А. Р., Сабынина С. М. О системе формирования логико-математических понятий, умений и навыков дошкольников в ДОО // Новая парадигма научного знания в цифровую эпоху : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 15 мая 2023г. Белгород : ООО Агентство перспективных научных исследований (АПНИ), 2023. С. 72-75. URL: https://apni.ru/article/6226-o-sisteme-formirovaniya-logiko-matematicheski