Важнейшей задачей воспитания ребенка является развитие его ума, формирование мыслительных способностей и умений, которые позволят легко осваивать новое. Огромную роль в умственном воспитании и развитии детей, совершенствовании их интеллекта, играет математика. Она обладает уникальным развивающим эффектом. Изучение математики способствует развитию речи, памяти, воображения, эмоций, формирует настойчивость, терпение, творческий потенциал личности [1, с.100].
Ребенок «математик» лучше планирует свою деятельность, прогнозирует ситуацию, обосновывает свою позицию. Логико-математическое мышление детей основывается на чувственном опыте и на развитии представлений не только о количестве, но и форме, величине, размерах, отношениях. Математическое мышление – это прежде всего, умение сравнивать, классифицировать, обобщать, систематизировать, делать выводы. Овладение математическими представлениями будет эффективным и результативным только тогда, когда дети не видят, что их чему-то учат. Им кажется, что они только играют. Незаметно для себя в процессе игровых действий с игровым материалом считают, складывают, вычитают, решают логические задачи.
Возможности организации такой деятельности расширяются при условии создания в группе детского сада развивающей предметно-пространственной среды. Ведь правильно организованная предметно-пространственная среда позволяет каждому ребенку найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности, научиться взаимодействовать с педагогами и со сверстниками, понимать и оценивать чувства и поступки, аргументировать свои выводы.
В каждой группе следует обеспечить наличие занимательного материала, а именно картотек с подборкой математических загадок, весёлых стихотворений, математических пословиц и поговорок, считалок, логических задач, задач-шуток, математических сказок. Занимательные по содержанию, направленные на развитие внимания, памяти, воображения, эти материалы стимулируют проявления детьми познавательного интереса. Естественно, что успех может быть обеспечен при условии личностно-ориентированного взаимодействия ребёнка со взрослым и другими детьми [1, с.135].
Особое внимание уделяется насыщенности среды – образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими).
Для 1 младшей группы
В центре сенсорного развития рекомендуется иметь разнообразный дидактический и наглядный материал:
- Дидактические игры на цвет, форму, величину, развитие тактильных ощущений.
- Развивающие игры – блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, рамки-вкладыши Монтессори и т.п., с методическими пособиями к ним (альбомы, инструкции и т.п.).
- Атрибуты, материалы для игр с песком и водой.
- Наглядный материал по сенсорному воспитанию.
- Настольно-печатные игры.
- «Чудесный мешочек».
Для детей 3-4 лет
В центре занимательной математики могут быть расположены дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:
- сравнивать предметы по различным признакам – размеру, форме, цвету, назначению и т.д.;
- группировать предметы на основе общих признаков (это –посуда, это – обувь; ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составлять целое изображение из 6-8 частей («Игрушки», «Животные», «Цветы»): лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения);
- составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того, или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;
- реальных объектов: игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», и др.
Дидактические игры: «Лото», парные картинки, крупная и средняя пластиковая мозаика, например: «Геометрические фигуры», пазлы из 6-18 частей, наборы разрезных картинок на кубиках, картинки-трафареты: «Сложи цветок», «Сложи елочку», «Сложи домик с окошком (для петушка)», «Чудесный мешочек» и т.д.
Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами.
Для детей 4-5 лет
Центр занимательной математики средней группы может содержать:
1. Дидактические игрушки и настольные игры, развивающие у детей умения:
- сравнивать предметы по различным признакам – размеру, форме, цвету, назначению и т.д.;
- группировать предметы на основе общих признаков (это – посуда, это – обувь, это – мебель; ленты одинаковой длины и одинакового цвета); составлять целое изображение из 6-8 частей («Игрушки», «Животные», «Цветы» и т.п.): лото (посуда, одежда, мебель, животные, растения); мозаика геометрическая;
- составлять ряды из одинаковых предметов по убыванию или возрастанию того, или иного признака: объема, высоты, интенсивности цвета и т.д.;
- составлять простой план-схему с использованием разнообразных замещений реальных объектов: игры «Замри», «Волшебные картинки», «Придумай сам», «Где мама?» и др.
2. Дидактические игры:
- игры для понимания символики, схематичности и условности («На что похоже?», «Дострой»);
- модели: числовая лесенка, ряд величин, спиралевидные модели на познание временных отношений;
- игры для освоения величинных, числовых, пространственно-временных отношений («Составь такой же узор»);
- игры с алгоритмами, включающие 3-5 элементов («Выращивание дерева») и т.п.
3. Развивающие игры: «Сложи узор», «Точки», «Уголки», «Уникуб», «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера», рамки-вкладыши Монтессори и т.д. в соответствии с возрастными задачами.
Для детей 5-7 лет
В группах старшего дошкольного возраста центр занимательной математики может содержать: трафареты, линейки и другие измерительные эталоны.
Дидактические игры:
- игры для деления целого предмета на части и составление целого из частей («Дроби», «Составь круг»);
- игры с цифрами, монетами;
- игры для развития числовых представлений и умений количественно оценивать разные величины. («Сравни и подбери»);
- игры с алгоритмами («Вычислительные машины»);
- модели числовых и временных отношений («Числовая лесенка», «Дни недели»);
- календарь, модель календаря.
Развивающие игры:
- игры, развивающие психические процессы: шахматы, шашки, нарды, лото-бочонки и т.п.;
- игра-пособие «Стосчет» Н.А. Зайцева, часы-конструктор, весы;
- игры Никитина, блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, игры Воскобовича и др. в соответствии с возрастными задачами, природный и «бросовый» материал [2, с.101].
Можно сделать вывод, что математическое образование дошкольника – это целенаправленный процесс обучения элементарным математическим представлениям и способам познания математической действительности в дошкольных учреждениях и семье, целью которого является воспитание культуры мышления и математическое развитие ребенка. Только при таком подходе к логико-математическому развитию дошкольники не только осваивают разнообразие геометрических форм, количественных, пространственно-временных отношений объектов окружающего мира во взаимосвязи, но и овладевают способами самостоятельного познания, которые применяют в своей жизнедеятельности, что создает условия для их социализации, формирования интегративных качеств личности.