Обратимся сначала к определениям понятий «средства» и «инструменты». В толковых словарях приводятся следующие определения рассматриваемых понятий.
Средство – это: 1) прием, способ действий для достижения чего-нибудь; 2) предмет, приспособление (или совокупность их), необходимое для осуществления какой-нибудь деятельности [4].
Средство – это: 1) прием, способ действия для достижения чего-нибудь; 2) орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-нибудь деятельности [5].
Инструмент – это: 1) ручное орудие для производства каких-нибудь работ; 2) совокупность ручных орудий в какой-нибудь специальности [4].
Помимо основного определения, которое созвучно определению, данному в словаре Д.Н Ушакова, в словаре С.И. Ожегова предлагается еще такое значение: инструмент – это [в переносном смысле] средство, способ, применяемый для достижения чего-нибудь и познания [5].
Рассмотрим подходы к определению понятия «средства обучения» в педагогических словарях. Так, например, в «Педагогическом словаре» Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова [2] предлагается определение такого понятия, как «средства педагогические», к которым относятся средства педагогические программные и технические средства обучения (ТСО).
Средства педагогические – это материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, учение, общение, познание. Средства педагогические программные – пакеты прикладных программ для использования в процессе обучения по различным предметам. Технические средства обучения – устройства и приборы, служащие для усовершенствования педагогического процесса, повышения эффективности и качества обучения путем демонстрации аудиовизуальных средств [2, с. 142].
В «Педагогическом энциклопедическом словаре» дается такое определение: средства обучения – обязательный элемент оснащения учебных кабинетов и их информационно-предметной среды, а также важнейший компонент учебно-материальной базы школ различных типов и уровней. К средствам обучения относят различные материальные объекты, в т.ч. искусственно созданные специально для учебных целей и вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся. Термину «средства обучения» соответствуют эквиваленты: «учебное оборудование», «учебно-наглядные и учебные пособия», «дидактические средства». Группа технических средств обучения составляет особую группу средств обучения, к которой относят также средства новых информационных технологий – компьютеры и компьютерные сети, интерактивное видео; средства медиаобразования, учебное оборудование на базе электронной техники и др. [3, с. 278-279].
Стоит отметить, что с появлением такой формы обучения как онлайн, наряду с традиционной (офлайн) формой обучения, средства обучения для разных форм (онлайн и офлайн) обучения применяются разные. Понятно, что термин «инструменты» [обучения] используется в переносном смысле и рассматривается как синоним понятия «средства обучения». В педагогических словарях вообще отсутствует такое понятие, как «инструменты обучения».
Но в связи со стремительным развитием (особенно в современной ситуации) такой формы обучения как дистанционная (или онлайн-обучение) в обиход все больше входит понятие «инструменты обучения».
Часть авторов, указывает на равнозначность категорий «средства», «инструменты» и «ресурсы» в условиях реализации цифрового обучения. При этом предлагается пользоваться таким понятием, как «цифровые инструменты», под которыми понимаются организационные, технические, программные и информационные продукты, используемые в процессе цифрового обучения [1, с. 36].
Итак, в основном с появлением электронного обучения стало использоваться понятие «инструменты обучения». Под такими инструментами обучения обычно понимается использование программного обеспечения в учебных целях.
Некоторые авторы увлекаются заменой слов, «красивым» звучанием и понятие «инструменты» не всегда может использоваться корректно.
На взгляд авторов статьи примером не совсем удачного использования понятия «инструменты» может быть название дисциплины «Бухгалтерский учет и оценка финансовых инструментов».
С целью изучения мнения педагогов относительно рассматриваемых понятий был проведен мини-опрос, в котором приняли участие 25 респондентов. Из 25 опрошенных 7 человек – мужчины, 18 человек – женщины в возрастной категории от 21 года и старше 80 лет. Больше всего человек оказалось в возрастной категории от 46 до 80 лет (10 респондентов). По «сфере» реализации своей педагогической деятельности участники опроса распределились следующим образом: учитель в школе – 6 человек, преподаватель СПО – 3 человека и преподаватель ВУЗа – 16 человек.
На вопрос «Как Вы считаете: «средства обучения» и «инструменты обучения» – это синонимичные понятия?» большинство опрошенных (14 человек) ответили положительно (рисунок).
На второй вопрос: «Что вы относите к средствам обучения?» были получены разнообразные ответы: печатные, электронные образовательные ресурсы, аудиовизуальные, наглядные плоскостные, демонстрационные и словесные средства, учебные приборы, тренажёры и спортивное оборудование, учебная техника, наглядный материал и т.д.
Педагогами была указана также такая группа средств, как средства, автоматизирующие процесс обучения, к которым можно отнести лингвистические кабинеты, компьютеры и компьютерные классы, информационные системы, телекоммуникационные сети.
Рис. Распределение ответов на вопрос о тождественности понятий «средства обучения» и «инструменты обучения»
То есть в основном участники опроса согласились с таким существующим определением средств обучения как всех объектов, созданных человеком, а также предметов естественной природы, используемых в образовательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и обучающихся для достижения поставленных целей обучения, воспитания и развития.
На вопрос: «Что, на ваш взгляд, является инструментом обучения?» также получился широкий разброс мнений: указывали практически то же самое, что и в средствах обучения, но с добавлением ответа «сами инструменты, т.е. доска, техника и т.д.».
Таким образом, можно сделать вывод, что для современных педагогов при использовании понятий «средства обучения» и «инструменты обучения» как взаимозаменяемых (синонимичных), произошло, так называемое, условное разделение средств и инструментов обучения в соответствии с используемой формой обучения: для офлайн-обучения больше подходит такой термин, как «средства обучения», для онлайн-обучения – «инструменты обучения» («цифровые инструменты обучения»).