Главная
АИ #20 (150)
Статьи журнала АИ #20 (150)
Исследования взаимосвязи академической успеваемости и эмоционального интеллекта ...

Исследования взаимосвязи академической успеваемости и эмоционального интеллекта в юношеском возрасте

Рубрика

Психология

Ключевые слова

академическая успеваемость
успех
достижения
эмоции
эмоциональный интеллект
юношество

Аннотация статьи

В статье рассматриваются современные исследования, определяющие взаимосвязь между академической успеваемостью и эмоциональным интеллектом в юношеском возрасте.

Текст статьи

Главная функция образования – всестороннее развитие способностей человека, подготовка его к жизни в обществе, профессиональному труду, участию в культурной жизни и самообразованию. Целью современного высшего образования должно быть создание условий для развития личности студента в его профессиональном становлении. Эмоциональный интеллект признаётся во всем мире всё большим числом исследователей. Важность, и необходимость развития составляющих эмоционального интеллекта как факторов, способствующих личностному и профессиональному росту индивида и влияющих на его успешность в жизни, также неоспоримы. Ведь он положительно влияет на мотивацию студентов к обучению, адаптацию в университете и на академические результаты образования.

В психологии еще с начала ХХ в. велись поиски способностей, которые в отличие от традиционно выделяемого общего интеллекта связаны с социально-эмоциональной сферой психики. Ведущие специалисты в области психологии интеллекта, в том числе – социального интеллекта (Торндайк Э, Спирмен Ч., Векслер Д., Гилфорд Дж., Айзенк Г.) и др. утверждали, что люди различаются по способности понимать других людей и управлять ими, т.е. действовать разумным образом в человеческих отношениях.

Особенно близко к понятию эмоционального интеллекта подошёл Гарднер Х., который в рамках личностного интеллекта различал внутриличностный и межличностный интеллект. Способности, включённые им в эти понятия, имеют непосредственное отношение к эмоциональному интеллекту. Так, внутриличностный интеллект трактуется им как «доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением».

В 1988 г. Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и предположил, что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека. Бар-Он впервые ввел обозначение EQ – emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ – коэффициентом интеллекта [2].

В 2004 г. российский психолог Люсин Д.В. предложил принципиально новую модель эмоционального интеллекта. Эмоциональный интеллект автор определяет как способность к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими.

Так, Гоулман Д. соединил когнитивные способности, входившие в модель Сэловея и Мэйера, с личностными характеристиками. По этой причине Мейер Дж. и Сэловей П. считают модель эмоционального интеллекта Гоулмана неудачной, "так как в нее включены отдельные психологические качества, концептуально и эмпирически не зависимые друг от друг друга (например, они не коррелируют).

Анализ теоретических воззрений вышеуказанных авторов позволяет определить эмоциональный интеллект как совокупность эмоционально-когнитивных способностей к социально-психологической адаптации личности. Все структурные компоненты эмоционального интеллекта взаимосвязаны, и их тесная взаимозависимость способствует эффективному межличностному взаимодействию.

Люди с высоким уровнем развития эмоционального интеллекта обладают выраженными способностями к пониманию собственных эмоций и эмоций других людей, могут управлять своей эмоциональной сферой, что обусловливает их более высокую адаптивность и эффективность в общении, они легче добиваются своих целей во взаимодействии с окружающими.

Поскольку межличностная компонента – часть совокупного показателя, можно предположить, что человек с высоким уровнем развития ЭИ, распознавая и правильно интерпретируя эмоции других людей и свои собственные, а также управляя этими эмоциями, может модифицировать свое поведение и воздействовать на поведение окружающих. Это предположение подкрепляется утверждениями исследователей о том, что ЭИ как навык распознавания и управления своими и чужими эмоциями можно развивать в любом возрасте [2], в том числе и в студенческом. Тогда образовательный процесс может рассматриваться как составляющая, влияющая на развитие ЭИ [1].

В процессе обучения большое значение имеют навыки межличностных и внутриличностных отношений. Более сильная эмоциональная регуляция и лучший процесс адаптации полезны для преодоления стресса, связанного с обучением, и достижения успехов в учебе. Наконец, студенты, которые лучше управляют своими эмоциями, становятся более счастливыми и строят лучшие социальные отношения. В свою очередь, более успешное межличностное управление обычно связано с более широкой сетью социальных связей, а также с лучшим качеством дружбы. Точно так же наличие более разнообразных социальных отношений между студентами в аудитории может стимулировать адекватную социальную среду для лучшей совместной работы, лучшего группового обучения, большей поддержки со стороны однокурсников и улучшения отношений с преподавателями. Академическая среда с участием однокурсников и профессоров, а также лучшая предрасположенность к усвоению навыков личностно-ориентированного обучения могут быть связаны с АУ. Успешная АУ студента определяется способностью выделять стрессогенные факторы и преодолевать их. ЭИ оказывает влияние на то, как обучающиеся управляют своим поведением на занятиях, как они справляются с трудностями в обучении, сколько усилий они прикладывают в той или иной стратегии обучения, насколько они устойчивы к стрессам и насколько они способны самостоятельно принимать решения [5].

Теоретически обоснована и достоверно установлена значимая взаимосвязь между АУ и различными компонентами ЭИ, такими как навыки управления стрессом (Дж. Карвалью и А. Д. Колвин, 2015); способность решать проблемы и социальная ответственность (М. Дургут и др., 2013) самооценка и способность выражать эмоции (Ф. Халими и др., 2020); самооценка и понимание эмоций (М. А. М. Мохзан и др., 2013); способность к адаптации (Е. Солиман и др., 2017; Д. Х. Саклофске и др., 2012); способность решать проблемы, стрессоустойчивость и самосознание (С. Радфар и др., 2012); внутриличностные отношения, межличностные отношения, адаптация, управление стрессом, общее настроение (А. Е. Ойевунми и др., 2016) и т.д.

Изучая данную проблему Котомина О.В. отмечает, что групповая форма обучения в вузах приводит к тому, что у студентов формируются высокие показатели межличностного ЭИ. А также студенты с высоким уровнем ЭИ не стремятся быть абсолютными отличниками. Более значимыми для них, вероятно, являются социальные отношения и эмоциональная удовлетворенность, нежели оценка [1].

К таким же результатам пришел Ушаков В. О. Академическая успеваемость оказалась взаимосвязана с эмоциональным интеллектом по шкале «Управление эмоциями других». Наиболее успевающие подростки склонны успешнее распознавать эмоции других и воздействовать на их эмоциональное состояние [3]. К точно таким же результатам пришли Листик Е.М., Курганова Е.А., Кудрявцева Е.Л., Пашкова О.А., исследуя взаимосвязь между ЭИ и академической успеваемостью.

Таким образом, ЭИ помогает студентам справляться со стрессогенными факторами во время учебы и особенно в период экзаменов – и наоборот, его отсутствие мешает им учиться, даже если их способности высокие. Высокий ЭИ помогает справляться с эмоциями, оставаясь спокойными и концентрируясь на задании. ЭИ как когнитивная черта имеет значение для академических достижений, и поэтому имеет смысл обучать студентов навыкам работы с эмоциями – это повлияет на академическую успеваемость. Студент с высоким уровнем ЭИ, распознавая и правильно интерпретируя эмоции других людей и свои собственные, а также управляя этими эмоциями, может модифицировать свое поведение и воздействовать на поведение окружающих.

Список литературы

  1. Котомина О. В. Исследование взаимосвязи эмоционального интеллекта и академической успеваемости студентов университета // Образование и наука. 2017. №10. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-vzaimosvyazi-emotsionalnogo-intellekta-i-akademicheskoy-uspevaemosti-studentov-universiteta
  2. Dolev N., Leshem S. Developing emotional intelligence competence among teachers // Teacher Development. 2017. № 21 (1). P. 21-39.
  3. Ушаков, В. О. Эмоциональный интеллект и академическая успеваемость как факторы социометрического статуса у подростков / В. О. Ушаков // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. – 2020. – № 1. – С. 64-66. – EDN GXSOVR.
  4. Листик Е.М., Курганова Е.А., Кудрявцева Е.Л., Пашкова О.А. Взаимосвязь эмоционального интеллекта с академической успеваемостью студентов вуза. Acta Biomedica Scientifica. 2022;7(1):106-113. https://doi.org/10.29413/ABS.2022-7.1.13
  5. Мельничук М.В, Васьбиева Д.Г. Определение взаимосвязи критериев эффективности обучения иностранному языку студентов в вузе и их эмоционального интеллекта. Филологические науки. Вопросы теории и практики (входит в перечень ВАК). Тамбов: Грамота, 2021. № 8. С. 2633-2641. https://doi.org/10.30853/phil210394

Поделиться

1091

Пантелеева А. Г., Ткачева К. А. Исследования взаимосвязи академической успеваемости и эмоционального интеллекта в юношеском возрасте // Актуальные исследования. 2023. №20 (150). Ч.II.С. 119-121. URL: https://apni.ru/article/6235-issledovaniya-vzaimosvyazi-akademicheskoj-usp

Похожие статьи

Актуальные исследования

#46 (228)

Прием материалов

9 ноября - 15 ноября

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

20 ноября

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

3 декабря