Главная
АИ #20 (150)
Статьи журнала АИ #20 (150)
Оценка институциональной системы Краснодарского края

Оценка институциональной системы Краснодарского края

Автор(-ы):

Жаворонкова Анастасия Сергеевна

17 мая 2023

Научный руководитель

Бочкова Татьяна Александровна

Секция

Экономика и управление

Ключевые слова

институциональная система
стратегическое управление
Краснодарский край
фонд
экономическая система
социальная программа

Аннотация статьи

Прирост населения и разрастание городов Краснодарского края приводит к необходимой оценке институциональной системы. Необходимо повышать эффективность управления государственной собственностью, развивать предпринимательство, уделять внимание духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, а также расширить научно-образовательный комплекс, что позволяет Краснодарскому краю входить в десятку лучших регионов России.

Текст статьи

Краснодарский край обладает стабильной институциональной системой, обеспечивающей высокое качество взаимоотношений с федеральным центром, успешную реализацию международных проектов и высокую привлекательность для бизнеса. Система государственного управления Краснодарского края выстроена и является стабильной. У региональных институтов власти сформировался консервативный имидж, связанный с опорой на старые устоявшиеся традиционные ценности, неприятием реформ и преобразований. Наблюдаются системные недостатки качества стратегического управления и низкий уровень внедрения современных институциональных мер, например, направленных на развитие кластерных инициатив и проектного управления. Документы регионального развития не сфокусированы на новых приоритетах и направлениях, которые могли бы дать максимальный результат и более эффективно использовать сильные стороны, возможности Краснодарского края и Южного полюса роста. В большинстве программ предлагается «донастроить» существующую экономическую систему, которая формировалась еще в советские времена. Также можно отметить низкий уровень освоения запланированных средств, что является проблемой планирования и исполнения расходов на реализацию государственных программ.

Необходимо повышать эффективность управления государственной собственностью: более активно вводить в хозяйственный оборот земельные участки, усилить контроль эффективности использования объектов недвижимости и обеспечить приватизацию их неиспользуемой части, а также приватизацию государственных унитарных предприятий и пакетов акций хозяйственных обществ, повысить эффективность «громоздкой» сети государственных бюджетных учреждений Краснодарского края, стимулировать развитие механизмов государственно-частного и муниципально-частного партнерства. В Краснодарском крае постепенно нарабатывается практика партнерства в социальной сфере и в реализации инфраструктурных проектов в коммунальном хозяйстве. Однако потенциал использования этих механизмов привлечения внебюджетных ресурсов недоиспользован. Мероприятия по привлечению добровольных пожертвований и спонсорских средств в Краснодарском крае также не носят системного характера.

В крае наблюдается высокая активность предпринимательства (как на базе крупного, так и среднего и малого бизнеса) при значительных возможностях дальнейшего развития.

Краснодарский край отличают высокий уровень экономической активности населения и динамичное развитие предпринимательства. На территории края в 2016 году (оценка) работали более 298 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, в рамках которых было занято свыше 562 тыс. человек. Наибольшее количество субъектов малого и среднего предпринимательства сосредоточено в сферах торговли и ремонта, операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг, транспорта и связи, доля которых в общем количестве малых и средних форм хозяйствования составляет порядка 70 процентов. Оборот субъектов малого и среднего предпринимательства по итогам 2016 года (оценка) составил 1883,1 млн. рублей, по отношению к прошлому году прирост значения данного показателя составил 6,4 процента.

Проводимая Краснодарским краем политика в сфере поддержки развития предпринимательства позволяет ему занимать лидирующие позиции среди регионов России. При этом надо отметить недостаток объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства, в числе которых можно выделить особые экономические зоны, индустриальные парки и технопарки, государственные бизнес-инкубаторы, центры молодежного инновационного творчества и пр. В настоящее время поддержка предпринимательства – один из важнейших приоритетов. В результате реализации мероприятий подпрограммы «Государственная поддержка малого и среднего предпринимательства и стимулирование инновационной деятельности в Краснодарском крае» государственной программы Краснодарского края «Социально-экономическое и инновационное развитие Краснодарского края», утвержденной постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 5 октября 2015 года N 943, в 2016 году только по направлению финансовой поддержки количество получателей составило 412 субъектов малого и среднего бизнеса, а объем полученных ими субсидий составил 277 млн. рублей. Посредством институтов развития более чем 20 предприятиями получены льготные займы и кредиты на общую сумму порядка 520 млн. рублей. Действуют такие формы финансовой поддержки МСП, как гарантийный и микрофинансовый фонды, предоставление целевых субсидий и другие программы.

Ежегодно в рамках участия Краснодарского края в конгрессно-выставочных мероприятиях проводится комплексная рекламная кампания, направленная на продвижение образа Краснодарского края как экономически и инвестиционно привлекательного региона. Делегации региона принимают участие в крупных выставках и форумах: международная агропромышленная выставка "Зеленая неделя" (Берлин), Международный экономический форум (Давос), международная выставка коммерческой недвижимости «МИПИМ» (Канны), Международный экономический форум (Санкт-Петербург), международная, выставка коммерческой недвижимости «СитиСкейп» (Дубай). Организуются презентации экономики Краснодарского края представителям политических и деловых кругов иностранных государств.

В Краснодарском крае ежегодно проводится Российский инвестиционный форум (Сочи), который по праву считается крупнейшей площадкой для масштабного представления и обсуждения инвестиционных проектов. Это мероприятие регулярно привлекает к себе пристальное внимание представителей деловых кругов разных стран мира.

Институциональная политика региона в сфере поддержки сектора исследований и разработок, а также развития научно-образовательного комплекса позволяет Краснодарскому краю входить в десятку регионов России, успешно развивающих фундаментальную науку совместно с государственными научными фондами (Российским фондом фундаментальных исследований (РФФИ) и Российским гуманитарным научным фондом (РГНФ). За это время из федерального бюджета в край было привлечено более 200 млн. рублей, мировая наука получила новые знания в области прикладной математики, химии, биологии и медицины, истории, археологии. Многие из них благодаря грантам уже внедрены в практику. Количество реализованных научных проектов - более 1000.

В Краснодарском крае большое внимание уделяется духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения, поддерживается национальная толерантность и межконфессиональная терпимость. При этом большое внимание уделяется поддержанию и развитию традиций культуры и быта казачества.

Список литературы

  1. Бондаренко, В.А. Основные характеристики систем государственно-общественной поддержки и развития МСП зарубежных стран: материалы X Всероссийской конференции представителей малых и средних предприятий [Электронный ресурс] / В.А. Бондаренко, А.Д. Иоффе, В.Н. Нагих. - М., 2023. - Режим доступа: http://www.giac.ra/analytics/ Default.asp?id=14.
  2. Жуков Б.М., Осин А.А. Роль государства в регулировании социально-экономических процессов в регионе: теоретический аспект // Экономика и предпринимательство. 2020. № 2. С. 36-40.
  3. Малое и среднее предпринимательство в России: 2019 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. - Режим доступа: http://wWw.eks.ru.
  4. Овсиенко Ю.В. Институциональные барьеры Российской модернизации // Экономика и математические методы. 2021, том 41, №2.

Поделиться

375

Жаворонкова А. С. Оценка институциональной системы Краснодарского края // Актуальные исследования. 2023. №20 (150). Ч.II.С. 64-66. URL: https://apni.ru/article/6237-otsenka-institutsionalnoj-sistemi-krasnodarsk

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Экономика и управление»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#27 (209)

Прием материалов

29 июня - 5 июля

осталось 6 дней

Размещение PDF-версии журнала

10 июля

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

22 июля