Актуальность исследования
Представленная тема исследования остается актуальной в области обучения иностранным языкам. Аудирование является одним из основных навыков в изучении любого языка, включая английский, и его развитие играет важную роль в формировании полноценной коммуникативной компетенции учащихся.
Существует несколько причин, почему данная тема остается актуальной. Во-первых, в современном мире, где английский язык является одним из ключевых средств коммуникации, способность понимать на слух язык является необходимой компетенцией. Умение слушать и понимать различные речевые материалы на английском языке помогает учащимся в повседневной жизни, в учебе и в профессиональной сфере. Во-вторых, с развитием технологий и доступности интернета, учащиеся имеют возможность получать доступ к разнообразным аудиоматериалам, таким как аудиокниги, подкасты, видео и аудиозаписи, что делает актуальность развития аудитивных навыков еще более важной. Эти материалы предлагают учащимся возможность практиковать понимание на слух различных диалогов, речей и акцентов, что способствует их развитию и повышению языковой компетенции. Также стоит отметить, что аудирование является важной составляющей экзаменационных тестов по английскому языку, таких как IELTS, TOEFL, Cambridge English Exams и др. Подготовка к этим тестам требует от учащихся хорошего уровня аудитивного восприятия и понимания на слух.
Цель исследования
Целью исследования является изучение методов и подходов, которые могут способствовать эффективному формированию и развитию аудитивных навыков у учащихся на уроках английского языка.
Материал и методы исследования
Изучением вопросов, посвященных формированию и развитию аудитивных навыков у учащихся на уроках английского языка, занимались такие ученые как Е.С. Свиридова, Е.И. Панфилова, О.М. Корчажкина, Р.Н. Миньяр-Белоручев, Г.В. Рогова, И.Н. Верещагина, А.М. Каниева и др.
Методами исследования являются: теоретического и сравнительного анализа, экспериментальный метод.
Результаты исследования
Формирование и развитие аудитивных навыков у учащихся на уроках английского языка является важной задачей для преподавателя. Можно выделить следующие подходы и стратегии, которые могут помочь в этом процессе:
- Активное прослушивание. Целесообразно предлагать учащимся разнообразные аудиоматериалы, такие как записи диалогов, аудио книги, интервью и новости на английском языке. При этом важно, чтобы материалы были доступны на разных уровнях сложности, чтобы ученики могли подбирать то, что соответствует их навыкам. После прослушивания задавайте вопросы, чтобы проверить их понимание и стимулировать обсуждение [1, c. 419].
- Повторение и скрипт. После прослушивания материала учащиеся могут повторять за диктором, что поможет им улучшить произношение и интонацию. Также необходимо предлагать ученикам скрипт аудио, чтобы они могли визуально видеть и разбирать структуру предложений и отдельных звуков.
- Задания на понимание. Целесообразно давать учащимся разнообразные задания, направленные на проверку их понимания аудиоматериала. Это могут быть вопросы с выбором ответа, дополнение пропущенных слов, заполнение таблицы информацией из аудио и т.д. Постепенно задания нужно усложнять, чтобы ученики развивали свои навыки восприятия на сложных уровнях.
- Аудиозаписи и диктанты. Необходимо записывать аудиофайлы с различными текстами на английском языке и предлагать учащимся их прослушивать. После прослушивания можно проводить диктанты, чтобы проверить понимание и способность правильно записать услышанное.
- Использование технологий. Целесообразно использовать интерактивные онлайн-ресурсы и приложения, которые предлагают аудиоупражнения и игры для развития навыков аудирования. Такие ресурсы могут быть интересными и мотивирующими для учащихся.
- Аудиокниги и подкасты. Необходимо предлагать учащимся слушать аудиокниги и подкасты на английском языке. Это поможет им улучшить навыки аудирования, расширить словарный запас и привыкнуть к нативному произношению. После прослушивания можно задавать вопросы о содержании и проводить обсуждение [2, c. 85].
- Развитие слухового восприятия. Целесообразно проведение упражнений на развитие слухового восприятия, таких как распознавание и различение разных звуков и интонаций. Это можно делать с помощью аудиофайлов, где учащиеся должны выслушивать и определить правильный звук или ударение.
- Ролевые игры и диалоги. Необходимо организовать ролевые игры и диалоги на английском языке, где учащиеся будут выступать в роли разных персонажей. При этом один из участников будет говорить на английском языке, а другие будут слушать и отвечать. Это поможет развить навыки слушания и понимания английской речи в реальных ситуациях [3, c. 104].
- Аудиофрагменты с заданиями. Целесообразно создавать упражнения, где учащиеся должны слушать аудиофрагменты и выполнять соответствующие задания. Например, они могут отвечать на вопросы, выбирать правильный ответ или составлять краткое содержание услышанного текста. Это поможет развить навыки восприятия и понимания английской речи [4, c. 193].
Аудирование, вместе с разговорной речью, играет важную роль в обеспечении коммуникации на иностранном языке. Поскольку коммуникация является взаимным процессом, недостаточное внимание к аудированию, то есть способности слушать и понимать речь на слух, может серьезно отразиться на языковой подготовке школьников. Отсутствие развития аудитивных навыков у учащихся приводит к нарушению взаимодействия, указывая на необходимость специального обучения пониманию речи на иностранном языке. Навыки аудирования формируются только в процессе восприятия речи на слух, при этом требуется способность понимать речь различного темпа, интонационного оформления и уровня сложности.
Основной процесс аудирования осуществляется внутренне. Внутренний механизм аудирования включает такие психические процессы, как восприятие на слух, концентрация внимания, распознавание и сопоставление языковых элементов, их идентификация, предвосхищение, группировка, запоминание и логический вывод – суть которых заключается в понимании чужой мысли и соответствующей реакции на нее. Таким образом, объектом аудирования является чужая мысль, закодированная в тексте и требующая распознавания. Аудирование тесно связано с другими видами устной речи. Аудирование и говорение являются двумя взаимосвязанными аспектами одного явления, известного как устная коммуникация [5, c. 163].
Выводы
Аудирование – это активная форма речевой деятельности, которая стимулирует использование продуктивных языковых навыков, способствует развитию процессов слухового восприятия, помогает преодолеть психологический барьер, связанный с трудностями овладения языковым материалом, и создает интересную и уверенную атмосферу на уроке. Когда аудирование направлено на акцентирование внимания на определенном моменте или выявление конкретных особенностей материала, воспринимаемого на слух, необходимо провести проверку понимания этого материала.