Главная
АИ #20 (150)
Статьи журнала АИ #20 (150)
Особенности детской литературы для развития театрализованной деятельности детей ...

Особенности детской литературы для развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Автор(-ы):

Монгуш Шенне Геннадьевна

18 мая 2023

Секция

Педагогика

Ключевые слова

театрализованная деятельность
детская литература
развитие детей
дети старшего дошкольного возраста

Аннотация статьи

В статье рассматривается особенности детской литературы для развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста. Отмечается, что детская художественная литература является одним из средств развития театрализованной игры, ведь благодаря всем известным жанрам художественной литературы ребенок развивается эстетически, нравственно, эмоционально, развивается его речь, воображение, восприятие, что очень важно для театра.

Текст статьи

Театрализованная деятельность занимает особое место среди разнообразных форм обучения и воспитания, всестороннего развития детей. Воспитательные возможности театрализованной деятельности широки: принимая участие в театрализованной деятельности, дети получают полноценное общение между педагогом и детьми, у них формируются социальные навыки и умения; появляется способность брать на себя игровые роли; приспосабливать своё поведение к поведению партнёра; выражать дружелюбность. В общении развивается способность откликаться на переживания других людей, выражать сострадание, стремление помогать.

Основными характеристиками театрализованной деятельности является ее интегративность, в создании драматического содержания, в интерпретации, переосмыслении заданного литературным текстом сюжета или исполнение собственного замысла, умение адекватно воплощать художественный образ с помощью разных средств выразительности, оформление спектакля.

Подготовка к театрализованной деятельности детей должна проходить поэтапно: вначале педагог читает произведение; затем проводит беседу, поясняющую не только содержания, но и отдельных средств выразительности.

Например, после чтения сказки А. Толстого «Приключения Буратино» можно задать следующие вопросы: «Каких героев можно назвать злыми? Почему?». Чем эмоциональнее дети будут воспринимать произведение, тем легче им будет театрализовать прочитанное. Поэтому перед воспитателем встают две основные задачи: понять, что чувствует ребёнок, на что направлены его переживания, насколько они глубоки и серьезны; помочь ему выразить свои чувства, создать особые условия, в которых проявится активность ребёнка, его содействие тем, о ком он услышал.

Важную роль в осмыслении материала играют иллюстрации в детских книгах, а также мультфильмы по различным произведениям, передать характер персонажей помогает музыка. При рассматривании с детьми иллюстраций необходимо уделять внимание анализу эмоциональных состояний персонажей, изображенных на картинках («Что с ним случилось?», «Почему он грустный?» и др.»); после прослушивания русской народной мелодии «Курочка и петушок» воспитатель может спросить детей, подходит ли эта музыка образу смелого петушка из сказки «Лиса, заяц и петух». В процессе прослушивания сказок и обыгрывания их дети учатся сочувствовать героям сказки. Например, в сказке «Курочка ряба», дети мимикой показывали, как дед и баба были расстроены по поводу утери яичка. Вживаясь в роль, они учились сочувствовать горю не только героям сказки, но и обыкновенным окружающим. Вместе с персонажами сказки дети радуются и борятся со злом.

Помочь ребёнку выразить свои чувства, переживания помогают задания: «Разные настроения» (по карточкам‑пиктограммам); упражнения «Я радуюсь, когда....», «Я грущу, когда…»; чтение произведений, просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния (С. Маршак «Котята», Л. Толстой «Лев и собачка», Е. Чарушин «Страшный рассказ», Н. Носов «Живая шляпа» и др.), дискуссии по рассказам из личного опыта, прослушивание музыкальных произведений (П. Чайковский «Болезнь куклы», «Новая кукла» и др.) [2, с. 40].

«Детская художественная литература является одним из средств развития театрализованной игры, ведь благодаря всем известным жанрам художественной литературы ребенок развивается эстетически, нравственно, эмоционально, развивается его речь, воображение, восприятие, что очень важно для театра. В рассказах дети познают лаконичность и точность слова; в стихах улавливают музыкальность, напевность, ритмичность русской речи; народные сказки раскрывают перед ними меткость и выразительность языка, показывают, как богата родная речь юмором, живыми и образными выражениями, сравнениями» [7, с. 11].

«Художественная литература должна чаще использоваться как средство развития человечности, гуманных качеств личности: добра и справедливости, чувства гражданственности. В связи с этим педагог должен обратить особое внимание на условия использования художественной литературы в развитии театрализованной деятельности» [2, с. 63].

Театрализованная деятельность по произведениям тувинских и других писателей, поэтов в учреждении дошкольного образования является одним из способов развития личности ребенка.

Для многих наших воспитанников правильная тувинская речь непривычна. Знакомясь с произведениями тувинской художественной литературы, участвуя в театральных постановках, они учатся воспринимать слова, воспроизводить простые выражения и целые произведения на белорусском языке. Художественная и театрализованная деятельность в совокупности содействуют развитию речи, памяти, воображения, эмоциональной сферы ребенка.

Театрализованная деятельность в старшей группе многозадачная. Она помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств, совершенствует артикуляционный аппарат, способствует развитию умения использовать мимику, жесты, нужную интонацию, позволяет формировать опыт социального поведения. В речевой, двигательной, музыкальной активности детей тесно взаимодействуют восприятие, мышление, воображение, речь. Подготовка к театрализованной постановке включает не только аналитическую работу с текстом, но и различные дидактические, речевые игры на развитие артикуляции, правильного дыхания, работу по развитию выразительности речи.

Произведения тувинских поэтов (С.А. Сарыг-оол «Маргылдаа» («Спор»), М.А. Хадаханэ «Как верблюд стал некрасивым») используются в образно-игровых этюдах. Разыгрывая этюды, дети применяют средства интонационной и языковой выразительности, могут импровизировать в соответствии с замыслом этюда. Так представляя героев рассказов (О.М. Ховенмей «Бышпаан арбуз» («Неспелый арбуз»), они добавляют другие, известные им названия профессий.

Сама постановка спектакля – очень интересный творческий процесс. Разучиваются монологи, диалоги, репетируются отдельные сцены. В сценическую постановку по сказке К. Кудажы «Ийи куске» («Две мыши») включаем песни, тувинские народные танцы. Дети участвуют в обсуждении образов персонажей художественного произведения, советуются друг с другом. Педагог выступает в качестве координатора, направляя и поддерживая идеи и предложения детей.

Знакомясь с произведениями тувинских авторов, дошкольники приобщаются к культуре, традициям тувинского народа, в процессе театрализованной деятельности обогащают речь, постигают нормы общения и человеческих отношений.

Таким образом, участвуя в театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей.

Список литературы

  1. Репина, Т.А. Роль иллюстрации в понимании литературного произведения детьми дошкольного возраста / Т.А. Репина // Вопросы эстетического воспитания в детском саду. – 2020. – №9. – С.12-16.
  2. Сафиуллина, Л.Г. Детская художественная литература как средство развития театрализованной деятельности у детей дошкольного возраста / Л.Г. Сафиуллина // Молодой ученый. – 2020. – №21 (311). – С.711-714.
  3. Сорокина, Н.Ф. Играем в кукольный театр: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов / Н.Ф. Сорокина. – Москва: АРКТИ, 2018. – 162 с.
  4. Теплов, Б.М. Способность и одаренность. Избранные труды: В 2-х т.ч. – Москва: Педагогика, 2015. – 96 с.
  5. Ушакова, О.С. Методика развития речи детей дошкольного возраста / С.О. Ушакова, Е.М. Струнина. – Москва, 2019. – 288 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. №1155) // Российская газета, 25 декабря 1993 г.
  7. Флерина, Е.А. Эстетическое воспитание дошкольника / Е.А. Флерина. – Москва, 2016. – 334 с.
  8. Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э.Г. Чурилова. – Москва: ВЛАДОС, 2016. – 160 с.
  9. Щеткин, А. Театральная деятельность в детском сада: для занятий с детьми 5-6 лет / А. Щеткин. – Москва: Мозаика-Синтез, 2020. – 42 с.
  10. Юрина, Н.Н. Театрализованная деятельность в детском саду. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / Под ред. Е.А. Дубровской, С.А. Козловой. – Москва, 2018. – 212 с.

Поделиться

383

Монгуш Ш. Г. Особенности детской литературы для развития театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2023. №20 (150). Ч.II.С. 113-115. URL: https://apni.ru/article/6246-osobennosti-detskoj-literaturi-dlya-razvitiya

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Педагогика»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#25 (207)

Прием материалов

15 июня - 21 июня

осталось 3 дня

Размещение PDF-версии журнала

26 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

5 июля