Образовательная область: «Познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, художественно-эстетическое, речевое развитие, физическое развитие.
Возраст детей: 6-7 лет.
Форма непосредственно образовательной деятельности: совместная деятельность, игровая, коммуникативная, двигательная, продуктивная, экспериментальная.
Форма организации: подгрупповая.
Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях.
Задачи:
- Развивать умение детей называть приметы осени, осенние изменения в природе.
- Совершенствовать грамматический строй речи (употребление относительных прилагательных).
- Уточнять, расширять и активизировать словарь по темам «Овощи», «Фрукты», «Деревья», «Осень».
- Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения.
- Прививать интерес к живой природе, формировать бережное отношение к ней.
- Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом.
Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера.
Оборудование и материал:
Колокольчик, шарик, письмо, карта маршрута, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, муляжи фруктов и овощей, палочки с губкой, краски, презентация, заготовки листьев для раскрашивания.
Предварительная работа:
- На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
- Сбор листьев разной формы и окраски.
- Беседы об осени;
- Чтение художественных произведений: «Листопадничек» И.Соколов-Микитов,«Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени
- Разучивание стихов и поговорок об осени;
- Пение песен об осени и слушание музыки;
- Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев
- Наблюдение за деревьями на прогулке;
- Поделки из природного материала;
Ожидаемый результат:
Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно-следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач.
Воспитатель: (воспитатель стоит у окна и звенит колокольчиком):
- Мой звоночек звенит, заливается,
И ребята вокруг собираются.
Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
(Влетает шарик, ни нитке письмо)
Воспитатель – ловит шарик, удивляется: - От кого это письмо?
Воспитатель читает письмо от осени:
«Здравствуйте, ребята! Пишет вам Осень. Северный Ветер похитил меня и унес в Далекие края. Найти меня можно по следам, которые я оставила по пути. Если вы сможете их все отыскать и выполнить все задания, я вновь стану свободной. В этом вам поможет карта, которую я вам послала».
Вот так неприятность. Ребята, что может случиться, если Осень не вернется? (птицы и звери не смогут подготовиться к зиме и погибнут, люди не успеют собрать урожай)
Что же делать? (нужно отыскать Осень и освободить)
Тогда отправляемся в путь? (дети соглашаются)
На экране появляется карта.
Ребята посмотрите, что это такое? (наверное, это карта, которую прислала Осень). Зачем она нам нужна? (на ней нарисован маршрут, куда нам идти). Тогда, скорее в путь
Видеоролик об осени.
Воспитатель: Мы попали в волшебный лес. Идем, высоко поднимая колени, переступаем через пеньки и поваленные деревья.
Остановка № 1. Карта привела нас в лес. Давайте посмотрим какие следы здесь оставила нам Осень.
(На карте изображен желтый лист, дети находят его)
Посмотрите, один листочек непростой, на нем что-то написано. Да это же первое задание.
Мини-викторина «Лесная».
- Какие осенние месяцы вы знаете? (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Как вы думаете, почему сентябрь называли рябинником? (потому что в это время поспевает рябина).
- Почему октябрь назвали листопадником? (потому что опадают листья).
- А ноябрь – зимником? (становится холодно, как зимой).
- Какой лесной житель сушит на деревьях грибы? (Белка.)
- Листья каких деревьев осенью краснеют? (Листья осины, рябины)
Воспитатель:
- Молодцы. А теперь давайте поиграем.
Игра «С какого дерева листок?» (на слайде появляются изображения деревьев: клен, береза, рябина, липа, дуб, тополь). Дети вспоминают названия деревьев. Рассказывают какой у них лист, на каком дереве он растёт. (У меня кленовый лист, он растёт на клёне и т.д.)
(Воспитатель обращает внимание детей на карту - изображение перышка.)
Ребята, смотрите, на экране опять появилась карта. Что бы это значило? (нужно идти дальше). Следы Осени в лесу мы нашли (осенний листок), все задания выполнили, пора опять в путь. Куда мы движемся дальше? (искать перышко)
А кому оно принадлежит? (птице). Тогда давайте с вами превратимся в птиц и полетим. (Звенит волшебный колокольчик. Дети превращаются в птиц, идут, взмахивая руками. На экране появляется изображение озера, с собирающимися в стаи птицами.)
Остановка №2.
Воспитатель: -Ребята, куда это мы попали? (на озеро)
Что происходит на озере? (птицы готовятся к отлёту в жаркие страны)
- Как одним словом можно назвать данных птиц? (перелетные)
Почему их так называют? (они осенью улетают в теплые края)
А вы хорошо знаете перелетных и зимующих птиц?
Игра «Улетают – не улетают».
Воспитатель называет птиц (лебеди, аисты, воробьи, утки, голуби, кулики, журавли, вороны). Если они осенью улетают, то дети машут руками, как крылышками, если нет – не машут.
(Воспитатель поднимает с пола перышко и обращает внимание детей на карту – изображение яблока.)
Остановка № 3.
Воспитатель: Ребята, кажется, мы нашли перышко и успешно выполнили все задания Осени о перелетных птицах и, карта подсказывает, что нам пора снова в путь. Давайте сверимся с картой – нам нужно найти яблоко). И пойдем мы на этот раз вприпрыжку.
(На экране появляется изображение сада и огорода).
Игра «Собери урожай».
Ребята куда это мы с вами попали? (в сад, на огород). Смотрите, сколько здесь овощей и фруктов созрело! Давайте-ка соберем весь урожай. Мы разделимся на две команды. Одна будет собирать в корзину овощи, а другая фрукты (На экране появляется кисточка).
Ну что ребята, все садово-огородные задания мы с вами выполнили, яблоко нашли, и пора нам опять отправляться в путь. Давайте посмотрим на карту. Наше путешествие скоро завершится, нам осталось найти только кисточку. Ну что в путь? А чтобы было веселей в пути, в этот раз пойдем задом наперед.
Остановка № 4.
Воспитатель: Ребята посмотрите, здесь какие-то картинки. А под ними КИСТОЧКА с новым для нас заданием. Какое время года изображено на картинках? (Осень). Кисточка предлагает нарисовать осень с помощью картинок. Помещая свою картинку на доску, вы должны рассказать, о чем она. Ваше предложение должно начинаться со слова «ОСЕНЬЮ…..» (Дети на доске выкладывают картинки, составляют предложения о том, что бывает осенью).
(На экране появляется Осень в белой накидке)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кажется, Северный Ветер уже освободил Осень, и она вернулась к себе в лес. Только что-то в ней изменилось. Посмотрите-ка на ее наряд. (Дети отмечают, что у Осени обычно разноцветный наряд) Что же делать, как нам помочь? (Дети предлагают раскрасить самостоятельно.) Давайте скорее искать волшебные кисточки! (Дети раскрашивают наряд осени все вместе способом тычка, поролоновой губкой на палочке в красный, желтый, оранжевый цвета)
(На экране появляется Осень в разноцветном наряде)
Осень: Здравствуйте, ребята. Вы молодцы, столько много у Вас знаний об осени! Вы освободили меня и подарили мне новый наряд. Огромное спасибо вам за помощь! В благодарность, я хочу угостить вас осенними дарами.
(На экране появляется корзинка с яблоками, воспитатель вносит корзинку с яблоками в зал).
Осень: До свидания, ребята! (дети прощаются с Осенью)
Рефлексия
Воспитатель: Вот и завершилось наше путешествие. Что мы сегодня делали? (шли по следам осени по карте, собирали урожай, провожали перелетных птиц и т.д.)
У нас есть три стопки платочков. Если вам понравилось сегодняшнее путешествие и все задания у вас получались, положите в корзиночку зеленый платочек, если путешествие понравилось, но не все задания получились – желтый платочек, если путешествие не понравилось – красный платочек.
Давайте скажем нашим гостям: «До свидания! Мы возвращаемся в группу».