Главная
АИ #20 (150)
Статьи журнала АИ #20 (150)
Основные методы воспитания военнослужащих войск национальной гвардии Российской ...

Основные методы воспитания военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации

Автор(-ы):

Хачатрян Сержик Варданович

18 мая 2023

Секция

Военное дело

Ключевые слова

система
образование
время
военнослужащий
развитие
воинский коллектив
армия

Аннотация статьи

Вся военная система Армии России претерпевает какие-либо изменения в своей структуре, с течением времени меняются люди, меняется структура, меняется система военного образования и подготовки профессиональных кадров, меняется подход к личному составу, и, следовательно, необходимо внедрение новых, более современных и универсальных методов воспитания военнослужащих, позволяющие поддерживать высокий уровень боевой готовности и морально-психологического состояния.

Текст статьи

В широком педагогическом смысле воспитание – это специально организованное, целенаправленное и управляемое воздействие коллектива, воспитателей на воспитуемого с целью формирования у него заданных качеств, осуществляемое в учебно-воспитательных учреждениях и охватывающее весь учебно-воспитательный процесс.

Воспитательный процесс в школе является частью целостного педагогического процесса, который объединяет обучение и воспитание. Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение.

Процесс воспитания – сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Для того чтобы узнать, достиг ли цели воспитательный процесс, нужно сопоставить запроектированные и реальные результаты воспитания. Под результатами воспитательного процесса понимается достигнутый личностью или коллективом уровень воспитанности.

Сущность воспитания проявляется на практике как целостное, организационно оформленное взаимодействие всех субъектов воспитательного процесса. Современная педагогика исходит из того, что процесс воспитания представляет собой не только активное взаимодействие различных субъектов воспитания на индивидуальном и групповом уровне, но и предполагает активные контакты с другими социальными институтами (семья, образовательные учреждения, общественные организации и др.).

Методы воспитания военнослужащих – это совокупность педагогических приемов и средств однородного воздействия на сознание, чувства и волю для достижения определенных воспитательных целей, формирования и развития высоких морально-боевых и психологических качеств. Методы воспитания позволяют оказывать непосредственное воздействие на военнослужащего с целью формирования у него качеств личности, ценностных установок, побуждений, а также подкреплять или корректировать поведение военнослужащего.

Методы, применяемые для воспитания военнослужащих, характеризуются своей спецификой. Она проявляется в следующем:

  1. Развитие личности военнослужащего, формирование его профессиональных навыков и свойств нуждаются в использовании таких методов педагогического воздействия, отражающих особенности факторов и способов деятельности, воздействующих на процесс воспитания;
  2. Выбор методов воспитания осуществляется исходя из логики функционирования воспитательного процесса, а также с учетом позиции воспитателя по отношению к воспитываемому;
  3. Каждый избранный метод воспитания военнослужащих способен оказать воздействие на развитие многих сторон личности военнослужащих, оказывая при этом приоритетное воздействие на формирование каких-то конкретных свойств и способностей. Иными словами, методы воспитания не являются универсальными, которые можно применять для развития любых личностных качеств и разрешения всех воспитательных задач;
  4. Применение методов воспитания военнослужащих требует особого креативного, творческого подхода к их выбору, чтобы обеспечить успешность и продуктивность воспитательного воздействия;
  5. Эффективное использование воспитательных методов характеризует яркость и педагогическое мастерство педагога.

Важнейшими условиями саморазвития личности являются направленность жизненной позиции, овладение приемами самовоспитания и проявление волевых качеств. Самовоспитание – особый вид деятельности человека в целях изменения своей личности. Оно является следствием хорошо организованного воспитания и способствует повышению его эффективности.

Поэтому командир в индивидуальном порядке (как правило) или в рамках групповых форм работы с личным составом может предложить своим подчиненным те или иные способы самовоспитания, а также указать направления работы над собой, т. е. над какими качествами личности следует работать и какими приемами можно достичь желаемого результата.

Самовоспитание включает в себя изучение своих психических и физических особенностей, социальных проявлений, отношения к службе, к окружающим, к себе. Оно может осуществляться путем самоанализа, самонаблюдения, самооценки, самовнушения и самопринуждения.

Самоанализ позволяет глубже разобраться в собственных желаниях, устремлениях, сомнениях, способствует объективному ответу на вопрос: "Кто есть я?"

Самонаблюдение – умение оценивать свои действия, поступки и отношения со стороны, как бы глазами другого человека. Периодически фиксируя внимание на своих состояниях, военнослужащий начинает лучше ориентироваться в тех или иных ситуациях.

Самооценка – единство знания самого себя и отношения к себе. Она включает определение собственных качеств, мотивов и целей поведения, их осознание и оценочное к ним отношение, умение оценить свои силы и возможности, соотнести их с внешними условиями, требованиями окружающей среды, самостоятельно ставить перед собой ту иную цель.

Особое место в системе самовоспитания занимает самовнушение. Образно говоря, самовнушение – это мошной рычаг, многократно увеличивающий власть над самим собой.

Психологическая сущность этого приема – пробудить и укрепить веру в себя, в свои способности преодолеть любые преграды на пути к желаемой цели. Техника самовнушения строится на принципах аутогенной тренировки и состоит из словесных предписаний: "должен - хочу - могу - есть". Например: "Я должен быть организованным!", "Я хочу быть организованным!", "Я могу быть организованным!", "Я стал организованным!" Проводить такую тренировку целесообразно перед сном и при пробуждении по четыре-пять раз подряд с временными интервалами в две-три минуты. При достижении успеха через несколько месяцев аутотренинг может быть переключен на другие актуальные стороны совершенствования: выработку аккуратности, точности, уравновешенности. Следует учитывать правила, которые повышают действенность аутогенной тренировки: составленный текст должен ясно и точно отражать цель самовнушения; произносимые фразы должны быть лаконичны (как бы сказаны на одном дыхании): фразы должны произноситься только в утвердительной форме.

Таким образом, под методами воспитания понимается совокупность педагогических приемов и средств однородного воздействия на сознание, чувства и волю воспитуемых в целях формирования и развития у них высоких морально-боевых и психологических качеств.

Список литературы

  1. Гурин В. Социально-психологические основы взаимоотношений в воинском коллективе и пути их укрепления // Ориентир. - 2001. - № 7.
  2. Лякишев В. Правовые основы укрепления воинской дисциплины и правопорядка // Ориентир; - 2002. - № 9.
  3. Семенов И. Психолого-педагогические особенности воспитательной работы с солдатами и сержантами, проходящими военную службу по контракту // Ориентир. - 1997. - № 4.
  4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. И. Пидкасистого. - М.: "Педагогическое общество России", 2000. - 640 с.
  5.  Харламов И.В. / Педагогика: Учебное пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: "Гардарики", 2000. - 519 с.
  6.  Подласый И.П. / Педагогика: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. - М.: "Просвещение", 1996. - 432 с.

Поделиться

779

Хачатрян С. В. Основные методы воспитания военнослужащих войск национальной гвардии Российской Федерации // Актуальные исследования. 2023. №20 (150). Ч.I.С. 49-51. URL: https://apni.ru/article/6249-osnovnie-metodi-vospitaniya-voennosluzhashchi

Похожие статьи

Другие статьи из раздела «Военное дело»

Все статьи выпуска
Актуальные исследования

#24 (206)

Прием материалов

8 июня - 14 июня

Остался последний день

Размещение PDF-версии журнала

19 июня

Размещение электронной версии статьи

сразу после оплаты

Рассылка печатных экземпляров

28 июня